Минимальными стандартными правилами обращения с заключёнными закреплено, что «заключённым следует давать возможность общаться через регулярные промежутки времени и под должным надзором с их семьями или пользующимися незапятнанной репутацией друзьями, как в порядке переписки, так и в ходе посещений» [5]. Данное правило преследует цель сохранения семейных, родственных и иных социально полезных связей осужденных, которые создают прочную основу их ресоциализации. Однако на практике выяснилось, что реализация принципа дифференциации исполнения, отбывания наказания оказывается не в интересах осужденных женщин, последняя утрачивает жизненно важные для неё связи, что, в свою очередь, затрудняет бытовое устройство женщин после освобождения.
В целях способствования адаптации освобождённых из мест лишения свободы к условиям жизни, а также из соображений гуманности уголовно-исполнительное законодательство предусматривает различные формы материальной поддержки таких лиц в первый период после отбытия ими наказания. В настоящее время по ряду объективных причин не все осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях, обеспечены оплачиваемой работой, многие имеют низкие заработки. Поэтому к моменту освобождения они могут нуждаться в материальной помощи. Эта помощь предоставляется администрацией исправительного учреждения. Однако ввиду того, что освобождённые из мест лишения свободы женщины испытывают трудности при трудоустройстве в силу ряда причин (например, наличие судимости), а также не каждая освобождённая женщина может рассчитывать на поддержку со стороны семьи, родственников в решении вопросов трудового и бытового устройства, оказанной материальной помощи становится явно не достаточно для нормализации жизни на свободе даже на первое время.
Рассмотренные выше аспекты – решение жилищного вопроса, восстановление или нормализация семейных и родственных связей, а также материальная помощь – и составляют бытовое устройство женщин, отбывших наказание в виде лишения свободы.
Особо следует оговорить, что вопросы бытового устройства как одного из обязательных условий успешной ресоциализации различно решаются у мужчин и женщин. Для женщин процесс адаптации более сложен, им тяжелее восстановить семейные и родственные связи, которые за время отбывания наказания у них распадаются чаще; одиноким женщинам труднее создать семью; на них сильнее влияет неустроенность быта. Женщины нуждаются в усиленной помощи в разрешении вопросов бытового устройства.
Сегодня включение осужденных женщин в правопослушную жизнь общества оставляет желать лучшего, а работа по социальной реабилитации находится не на должном уровне, о чём свидетельствует и высокий процент рецидивной преступности. Одна из причин этого – временное отсутствие в пенитенциарных учреждениях соответствующих специалистов. Поэтому подготовка социальных работников для колоний - необходимость, которая не раз обсуждалась, безусловно актуальна, но решение этого вопроса может растянуться на годы, поскольку лишь незначительное число вузов приняло на себя выполнение этой задачи. Однако было бы неверным утверждать, что социальной работы в пенитенциарной системе России нет. Большинство направлений деятельности, осуществляемой представителями администрации исправительных учреждений, ответственных за осуществление воспитательной работы, и есть социальная работа, просто она не обозначена как таковая. Думается, положительный опыт западных стран подсказывает необходимость ориентации российской уголовно-исполнительной системы на усиление социальной работы с осужденными, в частности с осужденными женщинами. В отличие от воспитательных колоний, где несовершеннолетним осужденным нужен именно воспитатель, в исправительных колониях взрослые осужденные нуждаются не столько в воспитании, сколько в оказании им социальной помощи, решении вопросов ресоциализации и социальной реабилитации.
Часто изменяющиеся условия жизни, специфика данной социально незащищённой категории женщин, а также проблемы, возникающие после их освобождения из мест лишения свободы, актуализируют необходимость создания специализированных центров социальной реабилитации для женщин, освобождённых из мест лишения свободы, ведающих их трудовым и бытовым устройством. Из анализа данных проведённого нами опроса, 85% осужденных женщин считают необходимым создание таких учреждений.
Многие страны имеют опыт оказания постпенитенциарной помощи освобождающимся из исправительных учреждений. Так, в Канаде организованы специальные ресоциализационные Центры – «гостиницы на полпути», которые представляют своеобразные общественные пункты для освобождённых осужденных. Эти пункты расположены в центре городов, и осужденные направляются туда до их освобождения. Пользуясь пунктом в качестве базы, они имеют возможность поиска работы, продолжения своего образования и развития позитивных связей.
Ресоциализация женщин, отбывших наказание в виде лишения свободы и нуждающихся в помощи, должна проходить преимущественно в русле «предоставления возможностей». Создание и функционирование подобных центров социальной реабилитации осужденных женщин помогло бы решить данной категории женщин часть проблем, возникших с их освобождением и, в свою очередь, сократить рост рецидивной преступности среди женщин. На наш взгляд, представляется целесообразным продумать вопрос об изыскании возможностей создания центров социальной реабилитации для лиц, нуждающихся в социальной помощи после освобождения, при каждой исправительной колонии, за пределами охраняемой зоны.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации лишь в общей форме закрепляет права лиц, освобождённых от наказания в виде лишения свободы, на определённые виды необходимой социальной помощи. Уголовно-исполнительное законодательство в этой части должно быть дополнено соответствующими федеральными законами (например, есть проект Закона Российской Федерации «О социальной адаптации освобождённых из мест лишения свободы»). Принятие подобного рода законодательных актов сдерживается, прежде всего, отсутствием необходимых экономических условий. Также важно отметить, что законодательство не предусматривает отдельной регламентации вопросов трудового и бытового устройства осужденных женщин. Изложенное позволяет сделать вывод, что существующая система правового регулирования и сложившаяся практика трудового и бытового устройства женщин, освобождённых из мест заключения, как важных факторов их успешной ресоциализации, не обеспечивает полной реализации ими своих конституционных прав на труд, жильё, охрану здоровья, защиту интересов семьи. Очевидна необходимость создания чёткой нормативной базы, регламентировавшей эти основные вопросы.
Список литературы и нормативные документы
1. Болтков С. Социальной реабилитации отбывших наказание – новый импульс// Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. № 3.
2. Горяинов П. Чем встретит их свобода?// Преступление и наказание. 1998. № 8.
3. Долженкова Г. Пенсионное обеспечение осужденных// Преступление и наказание. 2000. № 5.
4. Михлин А. С., Потёмкина А. Т. Освобождение от наказания: права, обязанности, трудовое и бытовое устройство: Учебное пособие. Хабаровск,1989.
5. Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными. Приняты 30 августа 1955 г.// Содержание под стражей: Сборник нормативных актов и документов. М., 1996.
6. Потёмкина А. Т. Ресоциализация отбывших уголовное наказание как социально-правовая проблема// Проблемы социальной реабилитации отбывших уголовное наказание. М., 1992.
7. Пресс-служба ГУИН Минюста России по Красноярскому краю. Работают в одном направлении // Преступление и наказание. 2000. № 4.
8. Степанова И., Явчуновская Г. Профилактика женской преступности// Преступление и наказание. 2000. № 8.
9. Трубников В. М. Социальная адаптация и трудоустройство освобождённых от отбывания наказания// Проблемы социальной реабилитации отбывших уголовное наказание. М., 1992.
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО СТАРОСТИ
В НИДЕРЛАНДАХ
Система социального обеспечения в Нидерландах, весьма благополучной экономической державы мира, представляет, на наш взгляд, интерес для российского общества. Особого внимания заслуживают такие ее стороны, как массовый охват населения базовыми государственными пенсиями, правила определения их размеров, постоянное совершенствование системы пенсионного обеспечения в соответствии с изменениями экономической и демографической ситуации в стране.
Концепция социального обеспечения Нидерландов предусматривает гарантию минимального уровня жизни и стабильного существования всех членов общества. Достигается это совместными действиями государства и частного предпринимательства при координирующей роли правительства в лице Министерства социальных дел и занятости [5]. Особое значение придается поддержанию баланса между затратами общества и каждого гражданина с тем, чтобы уровень социального обеспечения соотносился со средним заработком работающего населения. Сегодня голландцы ощущают себя достаточно защищенными людьми в социальном плане. Наибольшие суммы в структуре социального обеспечения приходятся на выплату пенсий, в том числе пенсий по старости. Начиная с середины 1980-х годов, осуществляется постепенное реформирование пенсионной системы, которая достаточно сложна и многослойна.
Политика пенсионного обеспечения по старости в Нидерландах имеет три следующие цели:
1) обеспечить каждому жителю Нидерландов с 65-летнего возраста пенсию на уровне минимального размера как защиту от бедности при наступлении старости;
2) предоставление гарантированного дохода после завершения трудовой деятельности, размер которого обычно составляет определенную сумму, пропорционально сумме заработка, выплачиваемого непосредственно перед выходом на пенсию;