Смекни!
smekni.com

Эксперимент в области интегративных технологий в московском образовании (стр. 15 из 40)

Образ пира во время чумы. Ср. со сходными мотивами у Боккаччо.

Какова система персонажей в «Пире во время чумы» (изобразите ее на схеме)? Каков механизм ее выявления? Какую роль в произведении играют: Молодой человек? Луиза? Мери? Председатель? Священник?

Часть вторая

Проанализируйте «Гимн в честь чумы», который исполняет Вальсингам. Как в нем мотивируется восхваление чумы?

Проанализируйте точку зрения Священника. Каким другим точкам зрения она противопоставлена?

Какое развитие получает исходная сюжетная ситуация? Выявите основные этапы (изобразите их на схеме).

Часть третья

Прочитайте стихотворение Тютчева «Цицерон» и выполните следующие задания.

Есть ли в этом стихотворении переклички с обсуждаемыми произведениями Боккаччо и Пушкина? Какие именно?

Как развивается мысль автора в этом стихотворении? Выявите основные этапы и сделайте выводы о композиции «Цицерона».

Опираясь на анализ стихотворения «Цицерон», ответьте на вопрос: как разрешает Тютчев проблему «Человек перед лицом катастрофы»? Какие именно аспекты этой ситуации представляются поэту важнейшими и решающими?

ЦИЦЕРОН

Оратор римский говорил

Средь бурь гражданских и тревоги:

"Я поздно встал – и на дороге

Застигнут ночью Рима был!"

Так!.. Но, прощаясь с римской славой,

С Капитолийской высоты

Во всем величье видел ты

Закат звезды ее кровавый!..

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель,

Он в их совет допущен был –

И заживо, как небожитель,

Из чаши их бессмертье пил!

<1829>, начало 1830-х годов

Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.

Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья —
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.

Пушкин Отрывок из «Пира во время чумы»

Домашнее задание:

Выучить наизусть стихотворение Тютчева «Цицерон» и отрывок из «Пира во время чумы».

Подготовиться к мини-сочинению в классе (45 мин.) по материалам семинара (темы сочинения будут соотноситься с вопросами к семинару).

Задание к уроку «Письмо Татьяны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и одноименной опере П.И.Чайковского»[28]

Сравните сцену «Письмо Татьяны» в пушкинском романе и в либретто оперы Чайковского[29]. Найдите отличия. Какие изменения внесены в текст письма Татьяны в либретто? Чем это можно объяснить?

Разделите письмо Татьяны в романе на части в соответствии с логикой развития ее мысли и изменениями внутреннего состояния, а также способами передачи чувств и стилистическими особенностями. Воспроизведена ли эта структура письма в либретто оперы, чем оно осложнено?[30]

Вопросы к фильму Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни Ильи Ильича Обломова» (1979, в ролях: Олег Табаков, Юрий Богатырев, Елена Соловей, Авангард Леонтьев)

· Как трансформируется сюжет романа И.А.Гончарова в фильме Никиты Михалкова? Зафиксируйте основное направление трансформации, мотивируйте свою точку зрения примерами из фильма. Найдите более мелкие отличия, которые привлекли ваше внимание, прокомментируйте их.

· Как в фильме показан сон Обломова, с помощью каких кинематографических средств? Меняет ли это общую концепцию фильма?

· Какие специальные кинематографические приемы используются в фильме? Обратите внимание на работу оператора.

· Охарактеризуйте актерский «кастинг» этого фильма. Как актерская «фактура» (внешность, голос, моторика, мимика и пластика) и актерская игра влияют на образы главных героев фильма? Как они соотносятся с образами этих персонажей в романе?

· Каково общее настроение фильма, какими средствами оно создается? Совпадает ли оно с общим настроением и основными идеями романа?

· Фильм Никиты Михалкова был снят в эпоху советского кино, в период брежневского «застоя». Какая концепция (миф о) русской жизни XIX века утверждается в этом фильме? Можно ли говорить о том, что режиссер идеализирует/роман­тизи­ру­ет/поэтизирует дореволюционную русскую жизнь?

Задание по спектаклю «Об-ло-мов-щина» (режиссер Герман Сидаков) в Студии театрального искусства п/р Сергея Женовача[31]

1. В чем отличие романа И.А.Гончарова «Обломов» и сценической версии, предложенной в спектакле? Какие эпизоды романа выпущены, как видоизменен сюжет, какие сюжетные линии выходят на первый план?

2. Какую версию образов главных героев (Обломов, Штольц, Ольга, Агафья Матвеевна, Захар) предлагает режиссер спектакля? Какими средствами эти образы создаются? Определите стиль актерской игры в спектакле. Из чего складывается (какими средствами создается) образ того или иного персонажа? Одинаков ли этот набор средств у каждого из актеров?

3. Опишите сценографию спектакля. Как она «работает» в спектакле?

Вопросы к спектаклю «Обломoff» Михаила Угарова

(«Центр драматургии и режиссуры» п/р Алексея Казанцева и Михаила Рощина)

Спектакль «Обломoff» поставлен по одноименной пьесе Михаила Угарова. Зафиксируйте те сюжетные изменения, которые осуществил автор пьесы в процессе переделки романа И.А. Гончарова «Обломов». Чем обусловлены эти изменения? Можно ли говорить о смещении смысловых акцентов, если да – как именно они смещены?

Пьеса и спектакль Михаила Угарова является ярким примером такого современного театрального направления, как «новая драма». Ее отличительные особенности: пристальное внимание к современности во всех ее проявлениях, стремление показать людей и жизнь на сцене такими, каковы они в реальной действительности, принципиальный отказ от всяческих театральных «спецэффектов», интерес к современной речи (использование речи в ее необработанном виде, вплоть до нецензурной лексики). Новая драма в каком-то смысле соотносима с особенностями отражения действительности в искусстве фотографии.

Найдите в спектакле черты традиционного, привычного вам театра, с одной стороны, и «новой драмы» – с другой. Меняется ли их соотношение по ходу спектакля?

Охарактеризуйте систему персонажей в пьесе Михаила Угарова. Как она соотносится с системой персонажей в романе? С чем связаны отличия?

Обратите внимание, как в спектакле исполняется ария Casta Diva. Чем обусловлено такое режиссерское решение?

Вопросы к семинару по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» и картине В.Перова «Старики-родители на могиле сына» [32]

Каковы характер и роль пейзажа в эпилоге романа Тургенева и на картине Перова»?

В каких еще произведениях русской литературы вы встречали описание кладбища? Найдите эти фрагменты в книгах или распечатках и принесите на семинар (или подготовьте дома необходимые выписки). Каким литературным и – шире – культурным традициям соответствуют эти описания? Включите тургеневское описание кладбища и могилы Базарова в этот ряд.

Какие черты картины Перова позволяют говорить о ней как о произведении критического реализма?

Что особенного во внешнем облике могилы, перед которой стоят старики-родители на картине Перова, и как это характеризует человека, который в ней похоронен?

Прочитав эпилог романа "Отцы и дети", Герцен писал Тургеневу: "Реквием на конце – с дальним апрошем (фр. approche – приближение) к бессмертию души – хорош, но опасен, ты эдак не дай стречка в мистицизм". Тургенев ответил, что в мистицизм он не ударится, а в отношениях к Богу придерживается мнения Фауста, которое писатель приводит в подлиннике, а вам оно дается в переводе:

Кто, на поверку,

Разум чей

Сказать осмелится: "Я верю?"

Чье существо

Высокомерно скажет: "Я не верю"?

В Него,

Создателя всего,

Опоры

Всего: меня, тебя, простора

И Самого Себя?

Найдите в заключительном описании романа переклички с этой цитатой из Гете. Как соотносится эпилог с сюжетом самого романа, какая "точка отсчета" задается в нем?

Вопросы к семинару «Феномен русского вранья в изображении русских писателей и его историко-культурные корни»[33]

Вспомните известных вам литературных персонажей-врунов из произведений Грибоедова и Гоголя (заранее договоримся, что мы будем говорить о случаях бескорыстного, самодостаточного вранья, а не вранья, преследующего достижение конкретной цели). Охарактеризуйте ситуацию вранья, в которой оказываются эти персонажи. Приведите конкретные примеры их вранья (чем больше, тем лучше). Охарактеризуйте эти персонажи как социально-психологический тип. Почему, зачем и когда именно они врут?

Воспроизведите точки зрения Ф.М.Достоевского («Нечто о вранье» 1873) и Ю.М.Лотмана («О Хлестакове» 1975), объясняющие условия и причины появления такого социально-психологического типа в русской культуре. В чем сходство этих позиций? Чем обусловлены различия?

Вопросы к семинару по рассказу Ж.-П. Сартра «Стена»[34]

Охарактеризуйте сюжетную ситуацию в этом рассказе. Проследите развитие сюжета. Как меняется мироощущение главного героя в ожидании смерти? Почему рассказ заканчивается смехом главного героя?

Каков смысл заглавия рассказа? Проследите по тексту все контексты употребления слова "стена".