Смекни!
smekni.com

Эксперимент в области интегративных технологий в московском образовании (стр. 17 из 40)

Путешествия и странствия в мировой литературе

«Дон Кихот» М. де Сервантес

«Путешествие Гулливера» Дж.Свифт

«Кандид» Вольтер

«Сентиментальное путешествие» Л.Стерн

«Паломничество Чайльд-Гарольда» Дж.Г.Байрон

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев

«Евгений Онегин» А.С. Пушкин

«Мертвые души» Н.В. Гоголь

В литературе есть специальный жанр — путешествие (травелог). Некоторые из предлагаемых вам произведений относятся к этому жанру, например «Сентиментальное путешествие» Лоренса Стерна. В других произведениях тема дороги также может занимать очень важное место в структуре художественного мира. Попытайтесь выявить схожие элементы сюжета, образной структуры, мотивы, связанные с темой путешествия в указанных произведениях. Куда отправляются странствовать герои? Зачем они едут путешествовать? Что они наблюдают в процессе путешествия, на что обращают внимание? Какие эмоции испытывают герои во время странствий? Есть ли в произведении возвращение домой, и какие мотивы связаны с возвращением?

«Вечные типы»: Дон Жуан

«Севильский озорник, или Каменный гость» Т. де Молина

«Дон Жуан» К.Гольдони

«Дон Жуан» Ж.-Б.Мольер

«Дон Жуан» Т.Гофман

«Дон Жуан» Дж.Г.Байрон

«Каменный гость» А.Пушкин

«Эликсир долголетия» О. де Бальзак

«Души чистилища» П.Мериме

«Дон Жуан» А.К.Толстой

«Человек и сверхчеловек: философская комедия» Дж.Б.Шоу

«Дон Жуан в Египте» (в составе сборника «Чужое небо») Н.Гумилев

«Приключение» М.Цветаева

«Шаги командора» А.Блок

«Дон Жуан» Д.Хармс

«Дон Жуан» Б.Брехт

«Орнифль, или Дуновение ветерка» Ж.Ануй

«Дон Жуан, или Любовь к геометрии» М.Фриш

«Вальпургиева ночь, или Шаги командора» В.Ерофеев

«Конец Дон Жуана» Д.Самойлов

Что сближает и что разнит Дон Жуана в интерпретациях различных авторов? Почему, с вашей точки зрения, этот образ оказался столь востребованным в мировой литературе? Какие важные нравственные, эстетические и философские проблемы ставят писатели в произведениях о Дон Жуане?

«Вечные типы»: Дон Кихот

«Дон Кихот» М. де Сервантес

«Гамлет и Дон Кихот» И.Тургенев

«Лес» А.Островский

«Записки Пиквикского клуба» Ч.Диккенс

«Бювар и Пекюше» Г.Флобер

«Идиот» Ф.Достоевский

«Размышления о Дон Кихоте» Х.Ортега-и-Гассет

Каковы особенности мировоззрения Дон Кихота, как преображается мир, показанный через призму восприятия этого героя? Почему, с вашей точки зрения, образ Дон Кихота оказался столь востребованным в мировой литературе? Какие важные нравственные, эстетические и философские проблемы ставят писатели и философы в художественных произведениях и статьях о Дон Кихоте?

«Вечные типы»: Фауст.

Народная легенда о Фаусте

«Трагическая история доктора Фауста» К.Марло

«Фуст» И.Гете

«Доктор Фаустус» Т.Манн

Почему, с вашей точки зрения, образ Фауста оказался столь востребованным в мировой литературе? Какие важные нравственные, эстетические и философские проблемы ставят писатели в произведениях о Фаусте?

Историческая проза

«Айвенго» В.Скотт

«Капитанская дочка» А.Пушкин

«Война и мир» Л. Н. Толстой

Какова историческая основа данных произведений? Есть в них искажение исторических фактов? Какую роль в историческом процессе играет в этих произведениях отдельная личность? Каким образом в произведениях показана история (чьими глазами, в каких масштабах, в какой степени подробности)? Насколько точно и каким образом воспроизводится исторический колорит? Каковы закономерности развития истории в этих произведениях (под воздействием каких факторов формируется история)? Каково место частного человека в исторических событиях?

Гротеск

«Нос» Н.В. Гоголь

«Невский проспект» Н.В. Гоголь

Все произведения Т.В.Гофмана, указанные в списке

«История одного города» М.Е. Салтыков-Щедрин

Гротеск — нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Гротеск основан на совмещении реального и нереального, ужасного и смешного, безобразного и прекрасного. Гротеск — это искажение привычных пропорций действительности. Попытайтесь найти в указанных произведениях прием гротеска. Как вы думаете, для каких целей служит этот прием в указанных произведениях? Каково воздействие этого приема на ваше личное восприятие: гротескные образы вызывают у вас смех, страх, отвращение, кажутся прекрасными и необычными или вообще не трогают вас?

Образ правителя в мировой литературе

«Государь» Н.Макиавелли

«Ричард III» У.Шекспир

«Генрих IV» У.Шекспир

«Король Лир» У.Шекспир

«Макбет» У.Шекспир

«Дмитрий Самозванец» А. П. Сумароков

«Борис Годунов» А.С. Пушкин

«Полтава» А. С. Пушкин

«Арап Петра Великого» А. С. Пушкин

«Медный всадник» А. С. Пушкин

«Капитанская дочка» А.Пушкин

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтов

«История одного города» М. Е. Салтыков-Щедрин

«Медвель на воеводстве» М. Е. Салтыков-Щедрин

«Царь Борис» А.К.Толстой

«Война и мир» Л. Н. Толстой

В каждом из указанных произведений одним из центральных персонажей является правитель — государь, царь, король. Попытайтесь найти нечто общее во всех этих героях, что их объединяет? Какие личностные качества являются доминирующими в каждом из героев? Каким образом в каждом из произведений поставлена проблема единоличной власти и как реализуется тема ответственности правителя перед своей страной/народом? Есть ли универсальные особенности сюжета произведений, главным героем в которых является правитель? Какова система персонажей в этих произведениях (на какие группы можно разделить персонажей)?

Изображение русской истории в литературе

«Медведь на воеводстве» М.Салтыков-Щедрин

«История одного города» М.Салтыков-Щедрин

«История государства Российского» А.К.Толстой

Какие исторические события изображены в данных произведениях? Какие художественные средства и приемы использованы автором для создания образа русской истории? Можно проследить авторское отношение к изображенным историческим событиям?

Читающие персонажи в мировой литературе.

Круг чтения литературных героев

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин (Онегин, Татьяна)

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов (Печорин, княжна Мери)

«Отцы и дети» И.С. Тургенев (Базаров, Николай Петрович)

«Госпожа Бовари» Г.Флобер (Эмма Бовари)

Что читают персонажи указанных произведений? Какую роль играет литература в воспитании и процессе формирования личности этих героев? Как произведения, которые читают эти герои, характеризуют их социальный статус, идеологическую позицию, эстетические взгляды, род занятий и т.д. Какую роль в жизни героев играет литература? Какие поступки этих героев осуществляются под влиянием прочитанных книг?

Образы слуг в мировой литературе

«Тартюф» Ж.Б.Мольер

«Недоросль» Д. И. Фонвизин

Трилогия П.О. Бомарше «Севильский цирюльник». «Женитба Фигаро», «Преступная мать»

«Горе от ума» А. С. Грибоедов

«Ревизор» Н. В. Гоголя

«Лес» А. Н. Островский

«Капитанская дочка» А. С. Пушкин

«Мертвые души» Н.В. Гоголь

«Обломов» И.А. Гончаров

«Отцы и дети» И. С. Тургенев

Обратите внимание на образы слуг в указанных произведениях. Каковы их характеры? В каких произведениях слуги оказываются умнее и ярче своих хозяев? Какую роль слуги играют в сюжете? Каковы взаимоотношения слуг и хозяев? Есть ли нечто общее, объединяющее все образы слуг в этих произведениях? Как вам кажется, есть ли особенные черты, отличающие героев-слуг в русских произведениях? Чем отличаются образы слуг в произведениях драматических (первая группа текстов) или в произведениях эпических (вторая группа)? Влияет ли жанр произведения на то, как именно изображены в нем слуги?

Романтические поэмы

«Корсар» Дж.Г.Байрон

«Гяур» Дж.Г.Байрон

«Паломничество Чайльд-Гарольда» Дж.Г.Байрон

«Кавказский пленник» А. С. Пушкин

«Цыганы» А. С. Пушкин

«Демон» М. Ю. Лермонтов

«Мцыри» М. Ю. Лермонтов

«Эда» Е. Баратынский

Какие моменты жизни героя представлены в поэмах? Какие общие черты свойственны героям всех указанных поэм? Попробуйте охарактеризовать систему ценностей каждого из героев и определить, какие факторы повлияли на ее формирование? В каких условиях разворачивается действие (география, пейзаж, интерьеры)? В каких отношениях главные герои указанных произведений находятся с окружающей их действительностью? Для романтического произведения характерен принцип двоемирия, которые пронизывает все уровни его организации. Как вы думаете, что имеется в виду под «двоемирием»? Проиллюстрируйте свои соображения анализом перечисленных текстов.

«Естественный человек» в литературе

«Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо

«Приключения Гулливера» Дж. Свифт

«Простодушный», «Кандид» Вольтер

«Бедная Лиза» Н. М. Карамзин

«Мцыри» М. Ю. Лермонтов

«Бэла», «Тамань» («Герой нашего времени») М.Ю. Лермонтов