В эпоху Просвещения возникает важная культурная оппозиция «природа-цивилизация». Кто-то из писателей оказывается на стоне природы, кто-то – на стороне цивилизации. Во многих произведениях XVII-XVIII вв. возникают образы «природных», «естественных» людей и сообществ. Каковы общие особенности этих образов? Каковы условия жизни людей, близких к природе? Каковы их взгляды на жизнь? Как складываются их отношения с представителями мира цивилизации?
«Простой человек» в литературе
«Бэла», «Максим Максимыч» («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов)
«Евгения Гранде» О. де Бальзак
«Простая душа» Г. Флобер
«Обломов» (образ Агафьи Матвеевны) И.А. Гончаров
«Отцы и дети» (образ Фенечки) И.С. Тургенев
«Душечка» А.П. Чехов
«Война и мир» Л.Н. Толстой (образ Платона Каратаева)
В первой половине XIX в. тип «естественного человека» сменяется типом «простого человека», получившим уже конкретно-историческое измерение. Как правило, это тип героя, не склонного к рефлексии, верно исполняющий свой жизненный долг (долг службы, долг семейный, жизненный долг), носитель устойчивой системы нравственных (и часто религиозных) ценностей, близкой народной). Найдите образы «простых людей» в указанных произведениях. Как они изображаются (средства создания образа)? Каково отношение к ним автора? Какое участие в сюжете они принимают?
Персонажи, вынужденные сами прокладывать
себе дорогу в жизни
«Горе от ума» А. С. Грибоедов
«Красное и черное» Стендаль
«Мертвые души» Н. В. Гоголь
«Война и мир» Л.Н.Толстой
«Милый друг» Ги де Мопассан
Кто из героев указанных произведений соответствует такому определению? Каковы социальный статус, воспитание и образование, характер и система ценностей этих героев? Что сближает этих героев и в чем они не похожи? Какова их судьба? Какова их роль в сюжете произведения? Есть ли у них идеологические оппоненты в указанных произведениях? Если есть, в чем заключается суть спора?
Сравните героев западноевропейской и русской литературы.
Образ «делового человека» в русской литературе
«Мертвые души» Н. В. Гоголь
«Обломов» И. А. Гончаров
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
Кого из героев указанных произведений можно отнести к типу «делового человека»? Чем они занимаются и каково их социальное положение? Каковы их жизненные цели и нравственные принципы? Как они прокладывают себе дорогу в жизни, какие средства для этого используют?
Бал и маскарад в русской литературе
«Горе от ума» А. С. Грибоедов
«Маскарад» М. Ю. Лермонтов
«Бал» Е. Баратынский
«Евгений Онегин» А. С. Пушкин
«Бал» А. И. Одоевский
«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов
«Мертвые души» Н. В. Гоголь
«Отцы и дети» И. С. Тургенев
На будущее:
«Война и мир» Л. Н. Толстой
В некоторых из указанных произведений бал или маскарад является центральным структурным и сюжетным элементом, в других — одним из важных образов и мотивов. Обратите внимание на функцию образа бала в каждом из произведений. Какие мотивы и проблемы связаны с этим образом? Какие сюжетные, композиционные, образные элементы, связанные с темой бала, повторяются в указанных произведениях? Как главные персонажи ведут себя, попадая в пространство бала? Можно ли рассматривать эпизод бала как массовую сцену? (докажите свое утверждение примерами из текста)
Образ дворянской усадьбы в русской литературе
«Евгению. Жизнь званская» Г. Р. Державин
«Евгений Онегин» А. С. Пушкин
«Барышня-крестьянка» А. С. Пушкин
«Мертвые души» Н. В. Гоголь
«Обломов» И. А. Гончаров
«Отцы и дети» И.С. Тургенев
«Дворянское гнездо» И. С. Тургенев
«Лес» А. Н. Островский
лирика А.Фета
«Война и мир» Л. Н. Толстой
Из каких элементов складывается усадебное пространство в указанных произведениях? Кто населяет это пространство? Каково отношение героев к усадьбе? Какие эмоции вызывает у читателя образ усадьбы в разных произведениях? Как в образе дворянской усадьбы соединяется прозаическое и поэтическое начало?
Дуэль в русской литературе
«Капитанская дочка» А.С. Пушкин
«Евгений Онегин» А.С. Пушкин
«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов
«Отцы и дети» И.С. Тургенев
«Война и мир» Л. Н. Толстой
«Дуэль» А.П. Чехов
«Поединок» А.И. Куприн
Какие герои участвуют в эпизоде дуэли в каждом из указанных произведений? Каковы причины дуэли? Каков ее исход? Есть ли в произведении подробное описание дуэльного кодекса? Есть нарушения этого кодекса? Каково эмоциональное состояние участников дуэли? Что чувствуют герои накануне дуэли? Изменяется ли что-либо в героях и в их жизни после дуэли?
«Русское вранье» как социо-культурный феномен.
Образы лгунов в русской литературе
«Горе от ума» А.С. Грибоедов
«Ревизор» Н.В. Гоголь
«Мертвые души» Н.В. Гоголь
Кто из героев указанных произведений врет и с какими целями? Каково отношение самого героя к вранью? Какую роль в сюжете играет тема вранья?
Женские типы в русской литературе.
Софья («Недоросль»)
Лиза («Бедная Лиза»)
Софья Фамусова («Горе от ума»)
Татьяна Ларина («Евгений Онегин»)
Маша Миронова («Капитанская дочка»)
Нина Арбенина («Маскарад»)
Княжна Мери («Герой нашего времени»)
Ася («Ася»)
Джемма («Вешние воды»)
Лиза Калитина («Дворянское гнездо»)
Анна Сергеевна Одинцова («Отцы и дети»)
Катя («Отцы и дети»)
Княгиня Р. («Отцы и дети»)
Фенечка («Отцы и дети»)
Ольга Ильинская («Обломов»)
Агафья Матвеевна Пшеницына («Обломов»)
Катерина Кабанова («Гроза»)
Лариса Огудалова («Бесприданница»)
Вера Павловна («Что делать?»)
Катерина Измайлова («Леди Макбет Мценского уезда»)
Варенька Доброселова («Бедные люди»)
Соня Мармеладова («Преступление и наказание»)
Авдотья Раскольникова («Преступление и наказание»)
Как вам кажется, есть ли что-либо общее во всех перечисленных героинях русской литературы? Какие исконно русские черты можно найти в их характерах? Разделите этих героинь на группы, используя такие критерии, как социальное происхождение героини, тип воспитания и образования, место в системе персонажей, роль в сюжете, средства создания образа. Какова судьба этих героинь? Как они ведут себя в кульминационных ситуациях? В каких отношениях с обществом и с героями-мужчинами они находятся?
Тема воспитания в литературе
«Эмиль, или О воспитании» Ж.Ж. Руссо
«Недоросль» Д.И. Фонвизин
«Капитанская дочка» А.С. Пушкин
«Евгений Онегин» А.С. Пушкин
«Обыкновенная история» И.А. Гончаров
«Обломов» И.А. Гончаров
Какие элементы воспитания и образования молодого дворянина изображены в указанных произведениях? Кто участвует в воспитании героев? Каковы принципы воспитания и как они соотносятся с культурной ситуацией в России на тот момент? Какие последствия имеет такое воспитание, то есть каким образом подобное воспитание отражается на личности героя?
Идиллическое пространство в русской литературе
«Старосветские помещики» Н. В. Гоголь
«Обломов» И.А. Гончаров
Какие отличительные черты присущи идиллическому пространству в данных произведениях? Какую роль это пространство играет в сюжете? В жизни героев?
Образы купцов в русской литературе
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтов
«Ревизор» Н. В. Гоголь
«Свои люди – сочтемся», «Не все коту масленица», «Бедность не порок», «Гроза», «Бесприданница», «Лес» А.Н. Островский
На будущее (для более продуктивного сравнения):
«Вишневый сад» А.П. Чехов
«Бывшие люди» М. Горький
Какие герои представляют купеческое сословие в данных произведениях? Что объединяет этих героев? В чем они различны? Каковы характеры типичных представителей купеческого сословия? Какова система ценностей этих персонажей? В каких условиях («декорациях») изображены купцы?
Аллегория
басни И. А. Крылова
сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина
Что такое аллегория и каковы ее функции в этих произведениях? Какие виды комического используют писатели в этих произведениях? Какова проблематика указанных произведений? Как вечные проблемы соединяются здесь с остро актуальными?
Тема брака и семьи в русской литературе
«Недоросль» Д. И. Фонвизин
«Горе от ума» А. С. Грибоедов
«Дубровский» А. С. Пушкин
«Евгений Онегин» А.С. Пушкин
«Обыкновенная история» И. А. Гончаров
«Кто виноват?» А.И. Герцен
«Обломов» И. А. Гончаров
«Отцы и дети» И. С. Тургенев
«Гроза», «Бесприданница», «Лес» А.Н. Островский
«Что делать?» Н. Г. Чернышевский
«Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лесков
«Семейное счастье» Л. Н. Толстой
«Война и мир» Л. Н. Толстой
«Анна Каренина» Л. Н. Толстой
«Крейцерова соната» Л. Н. Толстой
Какие проблемы, связанные с темой брака, семьи, замужества, поставлены в данных произведениях? Кто из героинь выходит замуж по любви, а кто нет? Каковы взаимоотношения в семьях, изображенных в данных произведениях? Каким образом реализуется в русской литературе тема адюльтера (супружеской измены)?
Русский характер и русская жизнь в литературе
«Мертвые души» Н. В. Гоголь
«Левша» Н. С. Лесков
«Очарованный странник» Н. С. Лесков
«Кому на Руси жить хорошо» и поэзия Н. А. Некрасова
Найдите в указанных произведениях упоминания черт русского национального характера и обобщения о русском человеке. Какие универсальные особенности устройства русской жизни выделяются авторами этих произведений?
Автодокументальные жанры
(дневник, письма, записки, мемуары) в мировой литературе