Смекни!
smekni.com

Эксперимент в области интегративных технологий в московском образовании (стр. 26 из 40)

Резко различное проявление в биосфере живого и косного в аспекте времени является, при всей его важности, частным вы­ражением гораздо большего явления, отражающегося в биосфере на каждом шагу.

Живое вещество биосферы резко отличается от ее косного вещества в двух основных процессах, имеющих огромное геоло­гическое значение и придающих биосфере совершенно другой об­лик, который не существует ни для какой другой оболочки планеты. Эти два процесса проявляются только на фоне геологи­ческого времени. Они иногда останавливаются, но никогда не идут вспять.

Во-первых, в ходе геологического времени растет мощность выявления живого вещества в биосфере, увеличивается «то в ней значение и его воздействие на костное вещество биосферы. Этот процесс до сих пор мало принимается во внимание. В дальней­шем мне все время придется иметь с ним дело.

Гораздо более обратил на себя внимание и более изучен дру­гой процесс, всем известный и наложивший с середины XIX сто­летия глубочайший отпечаток на всю научную мысль XIX и XX столетии. Это процесс эволюции видов в ходе геологического времени – резкое изменение самих живых природных тел.

Только в живом веществе мы наблюдаем резкое изменение самих природных тел с ходом геологического времени. Один ор­ганизмы переходят в другие, вымирают, как мы говорим, или коренным образом изменяются.

Живое вещество является пластичным, изменяется, приспособ­ляется к изменениям среды, но, возможно, имеет и свой процесс эволюции, проявляющийся в изменении с ходом геологического времени, вне зависимости от изменения среды. На это, может быть, указывают непрерывный, с остановками рост центральной нервной системы животных в ходе геологического времени в ее значении в биосфере и в ее глубине отражения живого вещества на окружающее.

Благодаря эволюции видов, непрерывно идущей и никогда не прекращающейся, меняется резко отражение живого вещества на окружающей среде. Благодаря этому процесс эволюции – из­менения – переносится в природные биокосные и биогенные тела, играющие основную роль в биосфере, в почвы, в наземные и подземные воды (в моря, озера, реки и т. д.), в угли, битумы, известняки, органогенные руды и т. п. Почвы и реки девона, на­пример, иные, чем почвы третичного времени и нашей эпохи. Это область новых явлений, едва учитываемых научной мыслью. Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы.

Эволюционный процесс получает при этом особое геологи­ческое значение благодаря тому, что он создал новую геологиче­скую силу – научную мысль социального человечества.

Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю планеты. В последние тысячелетия наблюдается интен­сивный рост влияния одного видового живого вещества — циви­лизованного человечества – на изменение биосферы. Под влияни­ем научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – в ноосферу.

Человечество закономерным движением, длившимся мил­лиард-другой лет, со все усиливающимся в своем проявлении темпом, охватывает всю планету, выделяется, отходит от других живых организмов как новая небывалая геологическая сила. Со скоростью, сравнимой с размножением, выражаемой геометриче­ской прогрессией в ходе времени, создается этим путем в био­сфере все растущее множество новых для нее косных природных тел и новых больших природных явлений.

На наших глазах биосфера резко меняется. И едва ли может быть сомнение [в том], что проявляющаяся этим путем ее пере­стройка научной мыслью через организованный человеческий труд не есть случайное явление, зависящее от воли человека, но есть стихийный природный процесс, корни которого лежат глубо­ко и подготовлялись эволюционным процессом, длительность ко­торого исчисляется сотнями миллионов лет.

Человек должен понять, как только научная, а не философ­ская или религиозная концепция мира его охватит, что он не есть случайное, независимое от окружающего (биосферы или ноо­сферы) свободно действующее природное явление. Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, законо­мерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет.

В настоящее время под влиянием окружающих ужасов жизни наряду с небывалым расцветом научной мысли, приходится слы­шать о приближении варварства, о крушении цивилизации, о са­моистреблении человечества. Мне представляются эти настроения и эти суждения следствием недостаточно глубокого проникнове­ния в окружающее. Не вошла еще в жизнь научная мысль; мы живем еще [под] резким влиянием еще не изжитых философ­ских и религиозных навыков, не отвечающих реальности со­временного знания.

Научное знание, проявляющееся как геологическая сила, соз­дающая ноосферу, не может приводить к результатам, противоре­чащим тому геологическому процессу, созданием которого она является. Это не случайное явление – корни его чрезвычайно глубоки.

Пока это не сделано, мы должны отметить и учитывать, что процесс эволюции биосферы, переход ее в ноосферу, явно проявляет ускорение темпа геологических процессов. Тех измене­ний, которые проявляются сейчас в биосфере в течение [послед­них] немногих тысяч лет в связи с ростом научной мысли и со­циальной деятельности человечества, не было в истории биосферы раньше.

Мы переживаем в настоящее время исключительное проявление живого вещества в биосфере, генетически связанное с выявлением сотни тысяч лет назад Homo sapiens, создание этим путем новой геологической силы, научной мысли, резко увеличивающей влияние живого вещества в эволюции биосферы. Охваченная всецело живым веществом, биосфера увеличивает, по-видимому, в беспредельных размерах его геологическую силу, и, перерабатываемая научной мыслью Homo sapiens, переходит в новое свое состояние – в ноосферу.

Научная мысль как проявление живого вещества по существу не может быть обратимым явлением – она может останавливаться в своем движении, но, раз создавшись и проявившись в эволюции биосферы, она несет в себе возможность неограниченного развития в ходе времени. В этом отношении ход научной мысли, например в создании машин, как давно замечено, совершенно аналогичен ходу размножения организмов.

В косной среде биосферы нет необратимости. Обратимые кру­говые физико-химические и геохимические процессы в ней рез­ко преобладают. Живое вещество входит в них своими физико-химическими проявлениями диссонансом.

Рост научной мысли, тесно связанный с ростом заселения че­ловеком биосферы, размножением его и его культурой живого вещества в биосфере, – должен ограничиваться чуждой живому веществу средой и оказывать на нее давление. Ибо этот рост связан с количеством прямо и косвенно участвующего в научной работе быстро увеличивающегося живого вещества.

Этот рост и связанное с ним давление все увеличиваются благодаря тому, что в этой работе резко проявляется действие массы создаваемых машин, увеличение которых в ноосфере под­чиняется тем же законам, как размножение самого живого веще­ства, т. е. выражается в геометрических прогрессиях.

Как размножение организмов проявляется в давлении живого вещества в биосфере, так и ход геологического проявления на­учной мысли давит создаваемыми им орудиями на косную сдер­живающую его среду биосферы, создавая ноосферу, царство разума.

История научной мысли, научного знания, его исторического хода проявляется с новой стороны, которая до сих пор не были достаточно осознана. Ее нельзя рассматривать только как историю одной из гуманитарных наук. Эта история есть одновременно история создания в биосфере новой геологической силы — научной мысли, раньше в биосфере отсутствовавшей. Это история проявления нового геологического фактора, нового выражения организованности биосферы, сложившегося стихийно, как при­родное явление, в последние несколько десятков тысяч лет. Она не случайна, как всякое природное явление, она закономерна, как закономерен в ходе времени палеонтологический процесс, соз­давший мозг Homo sapiens и ту социальную среду, в которой как ее следствие, как связанный с ней природный процесс создается научная мысль, новая геологическая сознательно направляемая сила.

Но история научного знания, даже как история одной из гу­манитарных наук, еще не осознана и не написана. Нет ни одной попытки это сделать. Только в последние годы она едва начина­ет выходить для нас за пределы «библейского» времени, начи­нает выясняться существование единого центра ее зарождения где-то в пределах будущей средиземноморской культуры, восемь­десять тысяч лет назад. Мы только с большими пробелами начи­наем выявлять по культурным остаткам и устанавливать неожи­данные для нас, прочно забытые научные факты, человечеством пережитые, и пытаться охватить их новыми эмпирическими об­общениями.


С.А. Бебчук, А.С. Лосева, Б.А. Панов, Д.В. Прокудин

Межкафедральная

гуманитарно-эстетическая концепция

"Начни с начала ... и продолжай, пока не дойдешь до конца"

Существующее в современной школе разделение на ряд независимых друг от друга предметов ведет к разрыву базисных связей, к дробности знания, а следовательно, к раздробленности сознания. В основе нашего подхода к содержанию образования лежит принцип целостности.