Япония
Племенной союз Ямато – начало японской государственности
Национальная религия синто, боги – ками
Аматерасу – богиня солнца, к которой восходит правящая династия
Китай
Восстание "Желтых повязок" против династии Хань, возглавляемое даосскими монахами
Троецарствие – распад Китая после династии Хань
Распространение буддизма махаяны
Индия
Империя Гуптов в Северной Индии – расцвет экономики и культуры
Буддийский университет в Наланде – крупнейший центр науки и образования в эту эпоху
Великий путь пряностей – морской путь из Индии в Средиземное море через Индийский океан и Красное море
Вытеснение буддизма индуизмом
Тримурти – индуистская Троица – Брахма, Вишну, Шива
Росписи пещерных монастырей в Аджанте
Иран
Парфянское царство – государство кочевого племени парфян на территории современного Ирана
Сасаниды – династия заратустрийских царей Ирана, сменившая парфян. Вели постоянные войны против Рима, а потом Византии
Рим
Энеида Вергилия – древнеримский эпос по мотивам "Одиссеи" Гомера
"Метаморфозы" Овидия
Тиберий – Калигула – Нерон – римские императоры – тираны эпохи принципата
Веспасиан и Тит – римские императоры династии Флавиев, успокоившие империю после правления тиранов
Помпеи и Геркуланум – города в Италии, разрушенные извержением вулкана Везувий при Тите
Траян – император полководец
Адриан – император строитель, императоры династии Антонинов
Марк Аврелий – император – философ золотой век империи
Колонна Траяна – летопись похода в рельефе
Пантеон – храм всех богов, построенный Адрианом
Конная статуя Марка Аврелия
Кризис III века в римской империи, вызванный упадком рабовладельческого хозяйства и оттоком денег на Восток по Шелковому пути и пути пряностей. Много военных переворотов. Солдатские императоры
Диоклетиан – император, выведший империю из кризиса и создавший новую систему управления – доминат – по образцу восточных деспотий
Искусство катакомб
Константин Великий – император, перенесший столицу на Восток в новый город Константинополь и официально разрешивший исповедовать христианство
Феодосий – римский император, запретивший язычество и олимпийские игры после него империя распалась на Западную и Восточную
Европа
Великое переселение народов – наступление варварских племен на древние цивилизации в IV – VII веках
Готы, вандалы, бургунды, франки – германские племена, нападавшие на римскую империю во время великого переселения народов
Алларих – вождь готов, первым взявший Рим
Аттила – предводитель кочевых племен гуннов, нападавших на Рим и Европу, прозван "Бичом Божьим"
Папа – христианский епископ Рима
476 – падение Западной римской империи под натиском германцев
Англы и саксы – германские племена, захватившие кельтскую христианскую Британию
Византия
Византия – устоявшая под натиском варваров восточная римская империя греческая по языку
Юстиниан – император, пытавшийся восстановить римскую империю
Святая София – главный храм Византии, соединивший базилику и центрическую купольную постройку
Ближний Восток
5 -7 года до нашей эры – рождение Христа
30 год нашей эры – смерть и воскресение Христа
Распространение христианства – апостолы Петр и Павел, евангелисты – Матфей, Марк, Лука, Иоанн
Вселенские соборы с 325 года – создание христианской догматики
Отцы церкви – Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский
Августин Блаженный, сочинение "Град Божий"
Ересь Ария – сын Божий сотворен и не вечен
Возникновение мусульманства: пророк Мухаммад, ислам – покорность священная книга – Коран
Арабские завоевания – походы мусульман арабов, поставившие под их власть территорию Ближнего Востока, Ирана, Средней азии, Северной Африки и Испании
Арабский халифат – империя, возникшая в результате арабских завоеваний халифы – заместители пророка Мухаммада
Джизия – мусульманский налог на иноверцев
Веротерпимость мусульман – одна из главных причин их успехов
Четыре праведных халифа – первые преемники Мухаммада, при них произошло большинство завоеваний
Омейяды – первая династия арабских халифов, правившая в Дамаске, их потомки правили в Испании
Мечеть Омейядов в Дамаске
По окончании курса учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу с элементами исследования, т.е. работа должна содержать самостоятельно поставленный вопрос и аргументированное доказательство. Чаще всего – это анализ двух-трех источников. Причем мы настаиваем на том, чтобы ребята работали с самими текстами, а не с комментариями к ним. Кроме первоисточников пользоваться можно только энциклопедиями и словарями. Живописные, литературные и исторические "тексты", которые ученики анализируют, обычно невелики по объему, но очень важны для развития истории и культуры. Часто мы предлагаем сравнить какие-нибудь похожие явления в культуре разных стран или разных эпох.
В качестве примера приведем несколько тем:
Идеал воина в "Слове о полку Игореве" и "Песне о Роланде".
Евангельские сюжеты в трактовке Рембрандта и Николая Ге.
Сотворение мира в мифах Древнего Египта, Шумера и Греции.
"Ромео и Джульетта" и "Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей": любовь в драматургии Востока и Запада. Буддийская джатака и даосская притча.
"Робинзон Крузо" – экономическая модель развития производства.
После того как дети прослушали данный курс, у них появляется ощущение, что литература, искусство, философия, история и наука – это единый мир, пронизанный общими темами, сюжетами и идеями.
По окончании курса «Панорама истории цивилизации» наступает подходящий момент для того, чтобы показать, что и способы анализа этого мира в литературоведении, искусствознании и т.д. очень похожи.
В марте происходит деление на "ведческие" дисциплины, и в течение полутора – двух месяцев (по 50 учебных часов) закладываются основные принципы методологии и формального анализа, применяемые в литературоведении и искусствознании (курс истории в этот момент стартует с Первобытности).
Во время чтения такого формального введения у преподавателя и учеников вырабатывается общий язык. В формальном курсе по литературе слово рассматривается как материал для создания любого литературного произведения. В формальных курсах по истории и технике изобразительного искусства в качестве такого материала выступают цвет, свет, линия, пятно и т.д.
Каждый курс не существует обособленно, он соотнесен с другими, тем более что часть общего понятийного аппарата была введена в курсе "Панорама истории цивилизации". Расписание занятий построено так, что литературовед, историк искусства и художник практически день в день рассматривают одни и те же понятия: условность, композиция, рама, сюжет и т.д. Тем самым устанавливаются параллели между научными языками.
В основе теоретического курса литературы в 7 классе лежит утверждение русских формалистов начала ХХ века о том, что «вся работа поэтических школ сводится к накоплению и выявлению новых приемов расположения и обработки словесных материалов…» (В. Шкловский). Семиклассники на уроках получают представление об основных повествовательных приемах, сюжете и фабуле, видах пафоса, знакомятся с элементами нарратологии, а также изучают версификацию. Каждый теоретический элемент иллюстрируется примерами из классической и современной литературы, кроме этого, ребята сразу же пробуют сочинять собственные тексты, применяя изобретения мастеров изящной словесности, с которыми познакомились на уроке.
Цель данного курса по истории искусств – научить формально-стилистическому анализу художественных произведений.
Курс строится в направлении обратном тому, по которому развивалась история жанров. Кажется целесообразным начать с жанров, максимально приближенных к человеку и наиболее знакомых ребенку. Поэтому жанры средневекового искусства изучаются позже жанров новоевропейского этапа. Таким образом, привычный материал предшествует незнакомому.
В начале курса рассматриваются понятие условности в искусстве, границы между искусством и неискусством, условности в изобразительном искусстве и рифмы в стихосложении, а также рамы в живописи, скульптуре, архитектуре. Параллельно в формальном курсе литературоведения читается раздел "Версификация".
В следующей части формального курса по истории искусств вводятся понятия "движение, "статика", "линейное" и "живописное". Стиль рассматривается как борьба движения и статики, линейного и живописного начал. Параллельно в формальном курсе литературоведения читается раздел "Стилистика"
Следующая часть формальных курсов посвящена композиции художественных произведений: разные композиции на один и тот же сюжет, завязка, кульминация, развязка, композиционные перестановки, различные способы повествования в литературе и живописи, образ автора и комментирующего персонажа.
Таким образом, через крымскую экспедицию, курс «Панорама» и формальные курсы в 7 классе закладываются основы целостного гуманитарного знания.
Важной особенностью программ с 7 по 11 класс, вытекающей из общей концепции, является их «встроенность» в общий процесс изучения гуманитарных и социальных дисциплин: литературы, истории мировой художественной культуры, экономической географии, обществознания. Такая «встроенность» достигается как синхронизацией изучаемых курсов, так и их общей теоретической основой, которой является цивилизационный подход к обществу и культуре. Изучение истории того или иного общества «показывает» детям социальную и политическую составляющую соответствующей цивилизации, истории искусств – художественно-образную и т.д. Задачей в данном случае является воссоздание целостной, многоаспектной картины того или иного «общества во времени» (Л.Февр), восстановление той сложной, неоднозначной «сети отношений» между различными сторонами исторической жизни, которая и образует «живую ткань» социума.