Смекни!
smekni.com

Эксперимент в области интегративных технологий в московском образовании (стр. 32 из 40)

Список изучаемых литературных произведений для 11 класса

Толстой Детство. Отрочество. Юность.

Севастопольские рассказы. Война и мир.

Анна Каренина или Воскресенье

Чехов Три сестры. Вишневый сад. Дядя Ваня.

Чайка.

Рассказы.

Дама с собачкой

Новая европейская драматургия: Брехт, Ибсен, Шоу (по одной пьесе)

Серебряный век русской поэзии

Маяковский, Бальмонт, Брюсов, Гумилев

Мандельштам, Ахматова, Цветаева

Есенин

Белый Петербург, Крещеный китаец.

Франц Кафка Рассказы

Герман Гессе Рассказы, Степной волк, Игра в бисер

Набоков Защита Лужина, Лолита

Ю.Ильф, Е.Петров 12 стульев, Золотой теленок

Булгаков Мастер и Маргарита, Собачье сердце

Белая гвардия

Шолохов Тихий Дон, Донские рассказы

Платонов Котлован, Чевенгур

Солженицын Один день Ивана Денисовича, Матренин двор,

В круге первом

Бродский Поэзия

Маркес Сто лет одиночества, Осень патриарха

Умберто Эко Имя Розы

Пастернак Доктор Живаго, Охранная грамота,

стихотворения

Исканер Кролики и удавы

Аксенов Затоваренная бочкотара

Окуджава Путешествие дилетантов

М.Метерлинк Синяя птица

Ремарк Три товарища

Юрий Олеша Рассказы

Замятин Мы

Венедикт Ерофеев "Москва-Петушки"

Бродский Поэзия

Арс. Тарковский Лирика

Борхес Сад расходящихся тропок

----------- Полезно прочитать ------------------------

Томас Манн Будденброки, Доктор Фаустус,

Иосиф и его братья

Марсель Пруст, Жан-Поль Сартр,

Альбер Камю, Поль Клодель, Жан Ануй

Джон Стейнбек, Уильям Фолкнер, Эрнест Хемингуэй

Таблица распределения учебных часов

Закончим рассмотрение синхронизированных курсов таблицей распределения учебных часов по хронологическим периодам.

Года/века

или тема

История

Литература

Ист. иск.

в год

СУММА

Формальный курс Первобытность до 800 гг. до н.э.

0

68

60

52

0

0

52

0

36 (88)

по 8

в нед

270

800 – 600 гг. до н.э. 600 – 400 гг. до н.э. 400 – 200 гг. до н.э. 200 г. до н.э. – 0 г. 0 – 200 гг. н.э. 200 – 400 гг.

12

20

16

16

12

12(88)

(50)

6

6

6

4

12

4 (38)

по 5

в нед

170

400 – 600 гг. 600 – 800 гг. 800 – 1000 гг. 1000 – 1200 гг. 13 век 14 век 15 век 16 век 17 век 1700 – 1773

12

12

14

14

14

14

16

16

16

12(140)

(86)

2

2

2

8

8

10

16

20

28

18 (114)

по 10 в нед

340

1773 – 1815 1815-1850 1850-1900

26

16

18 (60)

(238)

12

14

16 (42)

по 10 в нед

340

20 век

128

118

60

по 9 в нед

306

Распределение учебных часов по темам курса является условным и может изменяться в зависимости от подготовленности класса и степени интереса к теме.

Финал

Симметричным ответом курсу "Панорама" в 7 классе в 11 классе становится курс «Введение в семиотику», в котором устанавливаются связи между точными, естественно-научным и гуманитарным циклами на основе семиотики.

В этом курсе все научные описания реального мира рассматриваются как построение моделей. Эти модели (или языки) анализируются с точки зрения синтаксиса и семантики. На любой научный язык учащиеся смотрят не только изнутри, но и снаружи. Генетику, информатику, лингвистику, алгебру и искусство воспринимают как цельные логические конструкции. Особое внимание в этом курсе уделяется модели наблюдателя. Заканчивается курс апологией и критикой гипотезы Сепира-Уорфа.

Про единство практических заданий

Разные учебники по математике, физике, биологии, химии, русскому языку отличаются, прежде всего, способами подачи материала, а не самим материалом. Содержание же учебников по литературе, написанных разными людьми в разные годы, не совпадает никак. То, что пишут авторы учебных пособий, характеризует гораздо больше их самих и ту эпоху, в которую они работали, чем развитие литературного процесса. Если имеющиеся в школьных библиотеках учебники не могут выдержать проверки даже весьма непродолжительным временем, то применять их традиционным способом (в качестве источника необходимой информации) не имеет смысла.

Однако если имеющиеся в библиотеке учебники по литературе собрать вместе, то получится прекрасное учебное пособие. Дело в том, что сравнение по-разному написанных статей об одной и той же личности или литературном направлении дает материал для анализа и характеристики времени написания учебника. На уроках литературы в «Лиге Школ» в старших классах при изучении творчества писателей XIX и XX веков часто используется такой вид работы. Отрывки из разных учебников, посвященные одной теме, перепечатываются на один лист без указания источника, а список названий учебников и годы их выхода в свет в случайном порядке указываются на верхней строке. Детям же предлагается подумать и указать, из какого учебника каждый отрывок. Кроме этого, можно предложить ученикам дополнительные вопросы, ответить на которые можно на основании анализа имеющейся в использованных отрывках информации и тех знаний, что получены в ходе предшествующих уроков литературы и истории. Ребята письменно работают в течение всего урока, причем поиск и формулирование ответов на вопросы может быть как индивидуальным, так и групповым. Обсуждение результатов на следующем уроке вызывает любопытные и содержательные дискуссии между учениками. Если можно говорить об историческом мышлении, или хотя бы чувстве исторического процесса, то формировать его можно, в частности, в ходе описанной выше работы.

Для работы с "первоисточниками" на уроках истории искусств используются три коллекции: открыток, слайдов и оцифрованных изображений. Изображения картин или памятников архитектуры на бумаге востребованы не меньше, чем на компьютерном экране. Коллекция открыток ценна потому, что из них составляются задания, в которых важно передвигать изображения, буквально физически двигать их по столу, т.е. компоновать жанровые цепочки, выстраивать хронологические ряды, находить стилистические пары т.д. Такие задания очень важны потому, что благодаря им интерпретация памятников и создание истории искусства воспринимается как живой процесс, процесс сотворчества. Собрание слайдов используется в "блиц" заданиях, когда ребята разбиваются на несколько команд и за минуту стараются определить какой эпохе и стране принадлежит то или иное произведение на экране. За десять минут можно успеть обсудить 7 – 10 вещей. А из архива оцифрованных изображений составляются задания, в которых важно видеть несколько фотографий сразу. Например, соотнесение пар: план – здание или поиск вещей одного автора среди нескольких произведений.

Благодаря этому каждый урок "локален", мы говорим о развитии того или иного стиля, художника и т.д. А задания дают возможность "пунктиром" на каждой лекции держать в голове весь ход развития культуры. Немаловажно и соотнести сегодняшнюю, развернутую подробно тему с вектором цивилизационного процесса. И самое главное, такие задания прививают вкус к поиску примет постоянно меняющегося времени, ибо мы каждый раз исследуем историю – только меняем масштаб – историю одного художника, стиля, жанра или культуры страны.

Про чтение книг и литературную анкету

Важной составляющей формирования целостного взгляда на мир, неразделенного искусственно на школьные предметы является постоянное внимание к чтению художественной литературы. Какие приемы мы используем? Родители и дети получают «в подарок» при зачислении в школу список книг, который «должен прочитать каждый интеллигентный человек». У нас большая школьная библиотека с читальным залом, который никогда не запирается. За прогуливание уроков с книжкой в руках в читальном зале никто косо не посмотрит. Мы ежегодно проводим общешкольную литературную анкету с торжественным чествованием наиболее читающих ребят. Старшеклассники на уроках литературы пишут рецензии на произведения только появившиеся, и это создает фон литературного обсуждения и втягивания в процесс чтения широкого круга людей (например, последнюю вещь Чингиза Айтматова, благодаря рецензии, прочитали почти все преподаватели и старшеклассники, а книгу дарили, не сговариваясь, на дни рождения).

Почему дети сейчас мало читают? Важная сторона обсуждаемой проблемы связана с местом художественной литературы в современном массовом сознании среди других искусств или, шире, с местом искусства в жизни современного человека. Эпохи, когда «поэт…. больше, чем поэт», регулярно сменяются периодами, в которые «порядочный химик в двадцать раз полезнее любого поэта». В настоящее время, когда в обществе наиболее успешны прагматики и технократы, на уроках нужно специально уделять время для объяснения того, что имел в виду Набоков, говоря: «В литературе мало смысла, но много значения». Если увлеченный физикой восьмиклассник узнает, что описания утренней и вечерней зари, описания природы по временам года, характерные для романтизма и сентиментализма, появились в европейской литературе только после публикации статей Исаака Ньютона по оптике, то он не будет в книге следить лишь за сюжетом и переворачивать, не читая, страницы, посвященные пейзажу. Когда школьник, интересующийся философией, на уроках узнает, что в текстах Лермонтова и Тургенева чуть ли не в каждой главе проверяются на прочность идеи Декарта, Руссо, Канта, Паскаля, то прочитает внимательно книги и тех, и других: и писателей, и философов.