Четверть | Литература | История | Философия | Спецкурс |
I | Островский Гончаров Тютчев | История России первой половины ХVIII в. | Классическая немецкая философия | А.С.Пушкин «Полтава» |
II | И.С. Тургенев | История России второй половины XVIII в. | П.Чаадаев Западники и славянофилы | А.С. Пушкин «Капитанская дочка» и «История пугачевского бунта» |
III | Л.Н. Толстой | История России первой половины XIX в. | Философия Л.Н.Толстого | Л.Н.Толстой в «Войне и мир» о Кутузове и Наполеоне |
IV | Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Н.А. Некрасов А.П.Чехов | История России второй половины XIX в. | Философия В.С.Соловьева и К.Н.Леонтьева | Ф.М. Достоевский «Бесы» |
Как видно из таблицы, в первом полугодии совмещения планирования истории и литературы не происходит. Вместо этого на спецкурсе разбираются исторические повести Пушкина, которые позволяют лучше объяснить суть и детали изучаемых на уроках истории событий. Модуль истории философии в этой модели необходим для того, чтобы дать представление о тех философских спорах, которые происходили в период создания литературных текстов. Полностью синхронизация в этой модели происходит в третьей четверти при изучении творчества Толстого и отчасти Достоевского.
Инструментом интеграции выступает комплексный анализ текста, который происходит на семинаре. Цель – попытаться понять замысел автора (Пушкина, Толстого, Достоевского) и сформировать навык самостоятельной реконструкции. С нашей точки зрения, герменевтический анализ тестов включает в себя критический анализ источников по предложенной универсальной схеме и допускает реконструкцию прошлого с помощью системы художественных образов.
Экспериментальная работа невозможна без точного представления о том, как мы оцениваем достигнутый результат, причем определены должны быть и содержание, и формы контроля.
Как уже говорилось, мы ставим своей задачей помочь учащимся выявить ключевые культурные доминаты, организацию рефлексии по поводу их проявления в современных культурных процессах, побуждение к выражению собственной позиции по отношению к этим доминантам русской культуры. В таком случае индикатором того, что педагогическая задача решена, является способность учащихся правильно использовать основные понятия и правильно интерпретировать текст. Можно предположить, что проверка правильности использования основных понятий вполне может осуществляться с помощью тестирования. Правильная интерпретация текста может быть проверена с помощью задания типа части «С» в ЕГЭ (миниэссе и т.п.).
Научной основой для определения возможностей изучения литературы и истории с целью развития самосознания школьников-старшеклассников явилось осуществление анализа мировоззренческого содержательного материала по литературе и истории XIX века. Он проводился с учетом современных концепций активизации обучения, позволяющих выделить уровни в содержании историко-литературного образования, с учетом современных общеметодологических подходов к проблемам истории и литературы XIX века. Структурирование учебного материала предполагает выделение в нем главных фактов и теоретических положений, которые должны быть обязательно усвоены учащимися в процессе обучения. Вместе с тем, оно дает возможность одновременно провести и функциональный анализ содержания, то есть определить развивающие возможности каждого компонента, установить взаимосвязи между ними. Функциональный анализ позволяет спрогнозировать пути и средства организации познавательной деятельности учащихся, развитие их личностных качеств при изучении отечественной литературы и истории XIX века. На этой основе можно создать систему развивающего обучения литературе и истории, что имеет важное значение при освоении компетентностного подхода в системе образования в целом. Структурно-функциональный анализ учебного материала помогает раскрыть сущностные черты, свойственные литературе и истории эпохи XIX века в целом, а также ее отдельным сторонам (эстетическому и этическому идеалам, пафосу художественных произведений, национальному, гражданскому сознанию, мировоззрению писателей и их героев). Такой анализ позволяет показать динамику историко-литературного процесса, перемены, которые происходили в XIX веке в области политики, культуры, жизни людей. В то же время, выделение структурных компонентов в результате логического обобщения дает возможность определить своеобразие тех или иных творческих процессов, раскрывает общие признаки мирового историко-литературного процесса XIX века в различных его проявлениях и внешних формах.
Идея создания интегративного гуманитарного курса, объединяющего изучение литературы, истории и философии, возникла вследствие осознания недостаточности и ограниченности узкодисциплинарного знания, которое учащиеся получают в рамках изучения того или иного традиционного предмета школьной программы. Ставится задача продемонстрировать учащимся возможность «стереоскопического» взгляда на литературное произведение, соединяющего литературоведческий, исторический, философский, культурологический подходы. Многие деятели XIX века, такие как Л.Н. Толстой и Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен и И.С. Тургенев, выступали и как писатели, и как философы, и как общественные деятели. Исходя из этого, наиболее удачным полем интеграции в рамках интегрированного курса видится русская литература. Ключевое умение, которое формируется в данном случае у учащегося, – умение прочесть текст во всей полноте заложенных в него смыслов посредством включения его в самые разнообразные контексты.
Основные курсы литературы и истории не оставляют для выполнения этой задачи необходимого времени, преподавание подчинено логике учебного предмета. Именно поэтому в Московской городской педагогической гимназии № 1505 Департамента образования города Москвы пошли на создание специального интегративного спецкурса «Россия XIX века: философия – история – литература»[43]. В основу спецкурса положены произведения русской литературы, причем акцент сделан на программные тексты. Он рассчитан на учащихся десятого класса (из расчёта 2 часа в неделю). Главной задачей курса является уточнение (а на практике часто – и формирование) навыков анализа литературного произведения в трех аспектах:
1) Работа учителя литературы – анализ структуры текста, идентификация его жанровой принадлежности.
Примерные вопросы, обсуждаемые на уроках: как выбор того или иного типа героя влияет на сюжет произведения? Можно ли один и тот же сюжет реализовать в рамках комедии и трагедии? Что изменилось бы, если бы в «Герое нашего времени» фабула и сюжет совпадали? и т.п.
2) Включение произведения в контекст истории литературы, рассмотрение его в ряду других произведений, образующих литературную традицию, формирование навыков интертекстуального анализа (идентификация тех или иных особенностей произведения (тип героя, сюжета, образной структуры и др.) как характерных для той или иной эпохи или линии развития литературы.
3) Включение произведения в историко-культурный контекст (какие реалии, события и явления общественно-политической и культурной жизни эпохи отразились в произведении, как они при этом трансформировались и почему).
Работа в рамках спецкурса строится по следующей схеме: на один час работы с преподавателем литературы приходится один час работы с преподавателем истории и (или) с преподавателем истории философии и культуры. Такая схема оправдывается тем, что программа спецкурса строится на литературных произведениях и преподаватель литературы, «провоцируя» учащихся на наблюдения над текстом и формулирование вопросов, обеспечивает переход от текста к контексту, историк же и учитель философии (истории культуры) простраивают линию работы над историко-культурным комментированием произведения, решая при этом и свои собственные задачи: уточнение знаний из области своих дисциплин. Таким образом, всеми преподавателями попутно решается и еще одна задача: посредством включения уже пройденного на «обычных» уроках литературы, истории и культуры материала в новый контекст (происходит так называемый эффект «отстранения») повышается эффективность процессов понимания и усвоения материала школьной программы учащимися.
Механизмом интеграции деятельности каждого из учителей и способом интегрирования знаний учащихся являются семинары, которые проводят все три педагога вместе. В качестве материала для семинара берется отрывок из литературного произведения, который предлагается учащимся для самостоятельного анализа. Отрывок сопровождается вопросами, заданными к тексту каждым из преподавателей и объединенными вместе. Вопросы направляют деятельность учащихся при подготовке к семинару и во время работы на нем. В идеале частью семинара является проведение теста, задания к которому готовят все три преподавателя, и который позволяет оценить знания всех учащихся независимо от степени их участия в устной части семинара.