Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они неподконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами во многом зависит от субъективной воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослаблено. Поэтому надежно ограничить власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может демократическая форма правления.
Современный общественно-экономический прогресс во многом стимулирует развитие демократии, питает демократический менталитет и ценностные ориентации граждан. Он требует социального освобождения личности, уважения ее достоинства и независимости мышления, фундаментальных прав и свобод. И в этом смысле тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей. Но не всякое общество сегодня способно «справиться» с демократией и ее свободами. Часто это ведет к анархии, вседозволенности, дестабилизации общественной жизни[8].
Авторитарный политический режим можно определить как форму политической власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном органе власти, в результате чего существенно ограничена роль других органов или ветвей власти, а также гражданской инициативы. Этот режим как бы говорит подданным: читайте, что хотите, пойте, танцуйте, но в политическую сферу не вторгайтесь. Этим занимаюсь я[9].
Авторитаризм при своем последовательном осуществлении в качестве власти одного лица, одной личности может перерасти в автократию, т.е. в форму правления с неограниченным бесконтрольным полновластьем одного лица. Именно так управлялись деспотии Древнего Востока, империи - Рим, Византия, абсолютные монархии Средневековья, Нового времени.
Авторитарный политический режим устанавливается чаше всего в результате государственных переворотов, в период глубоких кризисов, во время неудачного ведения войн.
Особой формой авторитарных режимов выступают военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. Подобная практика особенно распространена в развивающихся странах. В течение XX в. попытки военного переворота предпринимались более чем в 80 странах, в некоторых странах - по нескольку раз. Военные перевороты связаны с неустойчивостью социально-экономических структур развивающихся стран, с борьбой различных социальных сил внутри страны за власть, милитаризация экономики, в результате которой военные приобретают авторитет и влияние в обществе. Непосредственным поводом для военных переворотов может служить угроза привилегированному положению армейских офицеров либо активное вмешательство гражданских лиц в дела армии.
Установление военных режимов чаше всего не приводило к восстановлению экономического развития. Но истории известны примеры, когда военные режимы (хунты) проводили серьезные экономические реформы и выводили страну из кризиса. Примером «нового авторитаризма» часто называют режим военной хунты в Чили, установленный в 1973 г. после свержения демократически избранного президента Сальвадора Альенде. Но в последующем Чили утратила достигнутые успехи, осталась отсталой страной[10].
Наиболее существенными признаками авторитаризма как политического режима являются:
- концентрация власти в руках одного лица или одной - чаще всего исполнительной - ветви власти и ее институтов;
- существенно сужена роль представительной ветви власти и ее органов;
- сведены к минимуму оппозиция и самостоятельность различных политических организаций; ограничены или ликвидированы демократические политические процедуры - политические дебаты, массовые митинги и демонстрации, деятельность средств массовой информации и т.п.
В отличие от тоталитарного режима авторитарный может не пропагандировать, открыто используя идеологию, поскольку не нуждается в том, чтобы подданные поддерживали политическую линию государства. Он даже, в отличие от демократического режима, может вообще обойтись без идеологии, поскольку не нуждается в политическом участии населения.
Что касается партийной системы, то как при тоталитарном режиме, при авторитарном имеет место однопартийная система. Но по той же причине, по которой авторитарный режим может обойтись без идеологии, он может обойтись без партий вообще, поскольку не нуждается в массовой поддержке населения. Этим он опять-таки отличается от демократического режима, основанного на многопартийности.
Термин «тоталит» происходит от тоталитаризма и ее кризис позднелатинских слов «totalitas» - полнота, цельность - и «totalis» - весь, полный, целый. Применительно к обществу он означает управление социальной системой как целым и всеми ее элементами, в том числе людьми, их сознанием. Хотя теория тоталитаризма складывается лишь в середине XX в., идейные истоки этого явления уходят в глубокую древность. Тоталитарные взгляды и прежде всего идеи необходимости полного подчинения части целому, индивида государству, а также тотальной управляемости обществом существуют свыше двух тысячелетий. Так, еще в V в. до Р.Х. Гераклит считал, что обладая мудростью, совершенным знанием, «можно управлять решительно всеми вещами». Достаточно детальное обоснование тоталитарные модели государства получают у Платона, Мора, Кампанеллы, Бабефа, Сен-Симона, Руссо. В более позднее время они развиваются в трудах Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше, Ленина, Сореля, Зомбарта и других мыслителей[11].
Тоталитарный политический режим характеризуется всеобщим контролем властных органов над всеми сторонами общественной жизни: экономикой, политикой, социальной и духовными сферами, над основным содержанием человеческой жизнедеятельности - как в общественной, так и в личной жизни.
В современном обыденном сознании тоталитаризм представляется государственным господством над всеми людьми и общественными процессами, отсутствием политической, экономической и духовной свободы. Тоталитарный лидер - это, как правило, открытый или скрытый диктатор, злодеяния которого не всегда можно распознать. Тоталитарный лидер отличается от авторитарного цивилизованного диктатора, тем что стремится все рычаги и ресурсы власти подчинить себе. Авторитарный лидер использует власть «железной руки» для укрепления и поддержания общественного порядка и обеспечения процветания страны.
В чем состоит сходство и различие тоталитаризма и авторитаризма? Такое сравнение необходимо, потому что в значительной части российского политического сознания сохраняется образ и ожидание «железной руки» как единственного реального политического инструмента, который мог бы помочь России[12].
1. Авторитаризм воспринимается значительной частью населения как нелегитимный режим, в то время как легитимность тоталитаризма большинством не оспаривается.
2. Авторитаризм устанавливается вопреки мнению большинства, тоталитаризм же устанавливается при самом активном участии масс, поэтому его иногда называют «диктатурой массовых движений». Именно такие движения привели к власти Муссолини и Гитлера.
3. При авторитаризме гражданское общество в определенной степени остается автономным, хотя и не способно оказывать серьезное воздействие на государство. При тоталитаризме начавшее формироваться гражданское общество целенаправленно и всецело подчиняется государству.
4. При авторитаризме политический лидер отнюдь не всегда пытается «заигрывать» с народом, а, наоборот, нередко подчеркивает свое превосходство. Народ при этом зачастую рассматривает лидера как узурпатора и не стремится к близости с ним. Тоталитарный вождь постоянно подчеркивает свое единство с народом. Враг авторитарного вождя воспринимается только как его враг, а враг тоталитарного вождя воспринимается еще и как враг народа. Тоталитарный вождь может быть любимцем толпы и даже народа.
5. При авторитаризме власть имущие предоставляют личности определенные возможности самореализации в гражданском обществе и не препятствуют активной самостоятельной политической деятельности граждан. При тоталитаризме в условиях предельной политизации и идеологизации всей жизнедеятельности общества политический режим постоянно старается держать людей в состоянии политической напряженности.
Тоталитарный политический режим известен в трех основных разновидностях[13]: большевистский, фашистский, нацистский (националистический).
Большевистский (коммунистический) тип. Его связывают с эпохой сталинизма в СССР. Сталин и партийно-номенклатурная (государственная) власть подчинили своему контролю всю жизнь страны и граждан. Была ликвидирована частная собственность, а автономия личной жизни оказалась подчинена общественной жизни. Многим гражданам СССР долго не разрешалось иметь паспорта. В обществе утверждался коллективизм, социалистический образ жизни.
Близок этому типу политический режим Мао Цзэдуна в Китае. Характерно, что ужесточение политического режима в Китае по времени совпало с периодом перехода от тоталитаризма к авторитаризму в СССР. В результате были прерваны отношения между КПСС и КПК. Китай оказался практически в состоянии политической изоляции, что и выступило предпосылкой ужесточения тоталитаризма.