Как видим, в любом случае вопрос о включении в члены коллегии предварительно решается либо президиумом соответствующей коллегии адвокатов, либо Квалификационной комиссией. При этом какие-либо нормативные предписания, касающиеся критериев отбора кандидатов, отсутствуют, что создает почву для злоупотреблений. Например, на сегодняшний день Квалификационная комиссия вправе запретить прием в члены коллегии адвокатов любому лицу, ссылаясь на такой субъективный признак, как "компрометирующее поведение в быту" 1, либо вообще отказать без каких-либо обоснований, указав, что отсутствуют свободные места. Проблема усугубляется тем, что любая коллегия адвокатов, по сути, является общественным объединением со строго фиксированным членством и количество членов в ней ограничено.
Помимо специального условия в виде обязательного членства в коллегии соискатель адвокатской лицензии также должен быть гражданином Республики Беларусь, иметь высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее 3 лет либо пройти стажировку от 6 месяцев до 1 года в адвокатуре и сдать квалификационный экзамен. В принципе, процедура сдачи экзамена на получение адвокатской лицензии практически идентична проведению экзамена для претендентов на получение аттестации юриста.
В общих судах - только адвокаты
Если доступ в адвокатуру ограничен, то ограничения для членов данной структуры по осуществлению профессиональной деятельности отсутствуют. В настоящий момент адвокат является единственным юристом, который вправе оказывать правовую помощь как субъектам хозяйствования, так и физическим лицам, представляя их интересы в любом органе, включая общий и хозяйственные суды, а также органы уголовного преследования.
Более того, в некоторых органах представительство интересов могут осуществлять исключительно адвокаты. 2 Так, начиная с 16 ноября 2003 г. фактически установилась монополия на участие адвоката как представителя интересов сторон в гражданском процессе в общем суде при рассмотрении любого дела. Именно с этой даты вступил в силу Закон Республики Беларусь от 05.11.2003 № 246-З, согласно которому ст. 72 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ГПК) была изложена в новой редакции. Новой редакцией ст. 72 ГПК установлен закрытый перечень лиц, которые могут быть представителями в суде, и первыми в нем названы адвокаты.
Законодательное изменение ГПК явилось формальным закреплением уже сложившейся практики недопущения общими судами к участию в процессе юристов, осуществляющих свои полномочия на основании доверенности и не являющихся адвокатами. Напомним, что данная проблема была предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Беларусь (далее - КС). В решении от 02.07.1999 № Р-85/99 КС отметил, что действующим на тот момент законодательством не исключалось право выступать в качестве представителей адвокатам, лицам, имеющим лицензии на оказание юридических услуг, любым другим гражданам, оформившим свое представительство надлежащим образом. В то же время КС указал на отсутствие в законодательстве определенности по вопросу о возможности систематического и возмездного представления интересов других лиц в суде лицами, не имеющими лицензии.
Исключительность участия адвокатов в общих судах постепенно перенимается также практикой рассмотрения судьями дел по административным правонарушениям и исполнительным производствам. Пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25.03.1999 № 1 "О практике применения судами законодательства, регулирующего производство по делам об административных правонарушениях" закрепил прямую норму о том, что представителями лица, привлекаемого к административной ответственности, а также потерпевшего могут быть как законные представители (ст. 249 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях), так и в силу ст. 62 Конституции иные лица, допущенные судьей к участию в деле в качестве представителей. Несмотря на это, судьи все чаще необоснованно применяют ст. 72 ГПК и допускают к участию в процессе только адвокатов.
Таким образом, доступ к занятию адвокатской деятельностью довольно затруднителен, зато, получив "вожделенную" лицензию, можно осуществлять исключительную деятельность, ограниченную только по территориальному принципу, поскольку адвокат обязательно должен работать в какой-нибудь консультации.
Белорусскому юристу проще стать адвокатом в России
Оправдывая монополию адвокатов на судебное представительство, довольно часто ссылаются на опыт Российской Федерации. Однако при этом происходит типичная подмена понятий, поскольку порядок обретения статуса адвоката в России значительно отличается от установленного в Беларуси.
Согласно п. 5 ст. 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представителями организаций в арбитражном суде могут выступать по должности руководители организаций, действующие в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом, учредительными документами, или лица, состоящие в штате указанных организаций, либо адвокаты. При этом в силу п. 4 ст. 2 Федерального закона РФ от 31.05.2002 № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон № 63-ФЗ) представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций и органов, если иное не установлено федеральным законом. Именно две этих приведенных нормы во взаимосвязи позволяют арбитражным судам отказывать в допуске к участию в арбитражном процессе в качестве представителя организации выбранного ею лица, если такое лицо не относится к числу адвокатов или не состоит в штате этой организации.
Как видим, в России также нормативно установлена монополия адвокатов на судебное представительство. Вместе с тем эта монополия компенсируется легкостью приобретения статуса адвоката любым лицом, профессионально пригодным к данной деятельности.
Так, согласно ст. 9 Закона № 63-ФЗ статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее 2 лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в установленные сроки. Кроме того, не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными, а также имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате субъекта Российской Федерации (далее - Комиссия при адвокатской палате) после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена.
Таким образом, для получения статуса адвоката необязательно даже иметь гражданство Российской Федерации. Что касается допуска к экзамену, то каких-либо ограничений, связанных с предварительным включением в коллегию адвокатов, Закон № 63-ФЗ не устанавливает. Более того, согласно ст. 20 названного Закона адвокат вправе самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности. Об избранных форме адвокатского образования и месте осуществления деятельности адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты в установленном порядке. При этом формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет. Отметим, что статус адвоката присваивается претенденту на неопределенный срок и не ограничивается определенным возрастом адвоката. При этом адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения.
Процедура сдачи экзамена в Российской Федерации также несколько отличается от предусмотренной белорусским законодательством. Согласно Положению о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката, утвержденному решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 25.04.2003 (далее - Положение от 25.04.2003), квалификационный экзамен состоит из двух частей: письменных ответов на вопросы либо тестирования и устного собеседования. Выбор формы проведения первой части экзамена (письменной) осуществляется квалификационной комиссией в зависимости от числа претендентов и других обстоятельств, определяющих возможность обеспечить надлежащее проведение экзамена. Устное собеседование проводится по экзаменационным билетам, в каждый из которых включается по 4 вопроса из перечня, утвержденного Советом Федеральной палаты адвокатов. Экзаменационные билеты обновляются ежегодно. Время, предоставляемое претенденту на подготовку к ответу на каждый билет, включая решение задач и составление процессуальных документов, может быть ограничено комиссией, но не более чем до 45 минут.