Смекни!
smekni.com

. Ключевые слова (стр. 13 из 43)

Если при производстве по делу установлены данные о наличии психического заболевания (расстройства) у лица, к которому в качестве меры пресечения применено содержание под стражей, прокурор по собственной инициативе или по инициативе следователя возбуждает перед судом ходатайство о переводе данного лица из места содержания под стражей в психиатрический стационар. Нахождение лица, страдающего психическим расстройством, под стражей может неблагоприятно сказаться на динамике его расстройства, значительно ухудшить состояние его здоровья, может вылиться в суицид либо повлечь за собой угрозу для контролеров, охранников, сокамерников.

В постановлении о возбуждении такого ходатайства указываются характер и степень психического расстройства, доказательства, подтверждающие факт психического заболевания, мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость перевода данного лица в психиатрический стационар. К постановлению прилагаются все материалы дела, подтверждающие обоснованность такого ходатайства.

Судья районного суда или военного суда соответствующего уровня рассматривает данное ходатайство в порядке, установленном в ст. 108 УПК РФ, и принимает решение о переводе данного лица в психиатрический стационар.

Постановление судьи направляется прокурору, возбудившему ходатайство, а также администрации места содержания лица под стражей и психиатрического стационара для немедленного исполнения.

Установленный УПК РФ порядок помещения лица в психиатрический стационар полностью соответствуют Минимальным стандартным правилам ООН обращения с заключенными (1955 г.). Содержащиеся в этом документе нормы международного права (ст. 22, 24, 82) устанавливают, что лиц, сочтенных душевнобольными, не следует подвергать заключению под стражу. Поэтому следует принимать меры для скорейшего их перевода в заведения для душевнобольных, а заключенных, страдающих психическими расстройствами или недостатками, необходимо ставить под наблюдение врачей и лечить в специальных психиатрических учреждениях.

При установлении факта психического заболевания у лица, не содержащегося под стражей, ходатайство о помещении его в психиатрический стационар возбуждает перед судом следователь с согласия прокурора. Об этом выносится постановление. В постановлении должны содержаться:

1. сведения о наличии психического расстройства;

2. влияние психического расстройства на поведение во время предварительного следствия;

3. результаты судебно-психиатрической экспертизы и их оценка;

4. сведения, касающиеся лица (данные, характеризующие его, состав семьи, опасность для себя и окружающих и т.д.).

Ходатайство рассматривает судья районного суда по правилам, установленным в. ст. 203 УПК РФ. Суд выносит постановление о помещении лица, не содержащегося под стражей, в психиатрический стационар или об отказе в этом.

О переводе или помещении в психиатрический стационар лиц, следователь незамедлительно уведомляет родственников или лиц, их заменяющих, а также защитника, если он не участвовал в рассмотрении ходатайства, с указанием места нахождения психиатрического стационара.

Участие законного представителя и защитника

Участие законного представителя и защитника в производстве о применении принудительных мер медицинского характера является обязательным с момента вынесения постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы. Это продиктовано положениями, закрепленными в законе «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Участие законного представителя

Лица, страдающие психическими расстройствами, не могут самостоятельно осуществлять свои права и отстаивать свои законные интересы. Они, как никто другой, нуждаются в отстаивании их интересов через допуск к производству по уголовному делу их законных представителей.

Лица, осуществляющие свои полномочия представителей на основании закона, независимо от воли и желания представляемого, именуются законными представителями.

Своевременное привлечение законных представителей к участию в производстве по уголовным делам невменяемых и лиц, заболевших психическим расстройством после совершения преступления, является важной гарантией установления всех обстоятельств дела, соблюдения прав и законных интересов таких лиц.

Законным представителем может быть близкий родственник больного (родители, дети, дедушки, бабушки, внуки, братья и сестры, супруги), а также родственники, у которых больные воспитывались, проживали и проживают (усыновители, опекуны, попечители и др.). В случае неустановления близких родственников и лиц, их могущих заменить, законным представителем привлекается орган опеки и попечительства по месту территориального проживания этого лица.

Законный представитель лица, в отношении которого ведется досудебное производство о применении ПММХ, привлекается к участию в уголовном деле на основании постановления следователя (постановление предъявляется законному представителю для ознакомления).

Следователь, прокурор или суд, принимая решения о допуске законного представителя к участию в деле, по которому ведется производство по применению ПММХ, должны удостовериться в его личности (по паспорту ил военному билету), разъяснить ему все права, предусмотренные в ч. 2 ст.437 УПК РФ, его ответственность, а также порядок его участия в досудебном производстве и в судебном разбирательстве дела.

Следователь в соответствии с указанной нормой должен разъяснить законному представителю следующие права:

1) знать, в совершении какого деяния, запрещенного уголовным законом, уличается представляемое им лицо;

2) заявлять ходатайства и отводы;

3) представлять доказательства;

4) участвовать с разрешения следователя в следственных действиях, производимых по его ходатайству или ходатайству его защитника;

5) знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;

6) по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме, в том числе с использованием технических средств, получать копию постановления о прекращении уголовного дела или направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера;

7) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела;

8) обжаловать действия (бездействие) и решения следователя, прокурора и суда;

9) получать копии обжалуемых решений;

10) знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения;

11) участвовать в заседании судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

По факту разъяснения законному представителю прав, перечисленных в ч.2 ст.437 УПК РФ, составляется протокол с соблюдением правил, предусмотренных ст. 166 УПК РФ. Если законный представитель отказывается от реализации какого-либо права (например, по окончании предварительного следствия знакомиться со всеми материалами дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме и др.), то в соответствующем протоколе должны быть указаны мотивы такого решения, о чем следователь делает запись, которая удостоверяется подписью законного представителя.

Если по делу возникла необходимость допроса законного представителя в качестве свидетеля, ему разъясняется конституционное право отказаться от свидетельствования против самого себя, супруга и близких родственников, а при согласии дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний.

По смыслу закона не допускается совмещение функций законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по применению ПММХ, и потерпевшего либо гражданского истца.

Законный представитель обязательно включается в список лиц, которые подлежат вызову в судебное заседание.

Прокурор (следователь) обязан после окончания досудебного производства направить законному представителю копию постановления о прекращении уголовного дела или о направлении дела в суд для применения ПММХ и разъяснить ему порядок их обжалования.

Участие защитника

В соответствии с нормами международного права обязательное участие защитника в производстве о применении ПММХ отнесено к числу мер, применяемых в рамках закона и предназначенных специально для защиты прав и особого статуса психически больных лиц (см. п. 5.2 Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключенных в какой бы то ни было форме, утвержденного резолюцией 43/173 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1988 г.).

Правило, изложенное в данной норме, конкретизирует фундаментальные положения ст. 51 УПК РФ о том, что участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если лицо в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту.

Так как лица с психическими расстройствами в сфере уголовного судопроизводства признаются процессуально недееспособными, то обеспечить защиту их прав и создать им подлинное процессуальное равноправие наравне со здоровыми лицами призван институт обязательной защиты.

Участие защитника в производстве о применении ПММХ является обязательным по делам в отношении двух категорий лиц:

а) совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости;

б) заболевших психической болезнью после совершения преступления.

В ст.438 УПК РФ установлен единый момент допуска защитника к обязательному участию в производстве о применении ПММХ, если он ранее не участвовал в качестве такового в данном уголовном деле, – с момента вынесения постановления о назначении в отношении лица судебно-психиатрической экспертизы. Это справедливое и гуманное правило. Пока не установлено, когда и какое именно психическое расстройство наступило у лица, нельзя предугадать, как будет расследоваться уголовное дело (в общем порядке или по правилам комментируемой главы), поэтому необходимо создать единые требования и механизмы защиты этих лиц и допуска защитника к участию в производстве по делу.