Смекни!
smekni.com

. Ключевые слова (стр. 22 из 43)

В любом случае необходимо действовать внезапно, быстро и решительно. Действия задерживающих должны упреждать действия задерживаемых.

Особое внимание следует уделить средствам фиксации процесса задержания, в частности видеозаписи, поскольку задержанные впоследствии могут заявить об ущемлении их прав и свобод, нарушении морально-этических норм и другие претензии.

При задержании лиц, совершивших преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков, обязательно производят их личный обыск и изъятие наркотических средств. При этом в протоколе обыска указываются конкретные места обнаружения наркотических средств (левый, правый карман брюк или куртки, сумки и т.д.), характерные признаки упаковки и содержащихся в ней веществ (объем, маркировка обозначения и т.д.)[53].

У задержанного необходимо сразу же изъять верхнюю одежду, так как на ней могут находиться микрочастицы наркотических веществ, и направить ее на экспертизу вместе с изъятыми у задержанного вещами.

Следует проверить, состоит ли задержанный на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере, лечится ли он от наркомании, как давно употребляет наркотики, какие именно, способ употребления, какое действие оказывают наркотики и какова их дозировка[54].

Задержание подозреваемого признается столь существенным ограничением свободы, что закон предоставил ему возможность получить квалифицированную помощь именно с этого момента. Согласно ст. 48 Конституции РФ, реализация конституционного права на получение квалифицируемой юридической помощи в уголовном процессе возможна с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Это положение полностью распространяется на лиц, задержанных по подозрению в совершении контрабанды наркотиков.

Последнее особенно важно, так как многие лица, совершившие данное преступление, являются иностранными гражданами, а проведение доследственной проверки в порядке ст. 145 УПК РФ, принятие решение о возбуждении уголовного дела и проведении неотложных следственных действий ограничено продолжительностью стоянки поездов, воздушных, морских судов.

Принятие мер процессуального принуждения на практике позволяет более тщательно проводить процессуальные действия и снизить процент уголовных дел, приостановленных или прекращаемых следственными подразделениями на том основании, что подозреваемые лица покинули территорию России и скрываются на территории сопредельного государства.

Судебная экспертиза – это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний и которые могут быть поставлены перед экспертом судом, органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному уголовному делу (в соответствии со ст. 9 ФЗ РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).

Судебная экспертиза – это исследование, основанное на специальных показаниях.[55] С.А. Шейфер относит экспертизу к действиям, направленным в отличие от других следственных действий, на опосредование (через эксперта) отображения «скрытой» информации[56]. Сущность судебной экспертизы состоит в анализе по заданию следователя (суда) сведущим лицом – экспертом – предоставляемых в его распоряжение материальных объектов экспертизы (вещественных доказательств), а также различных документов (в том числе протоколов следственных действий), с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела[57].

Предметом этих экспертиз являются фактические данные, устанавливаемые на основе специальных научных познаний о природе, свойствах, технологии кустарного или промышленного производства, методах исследования наркотических средств, ядовитых, психотропных и сильнодействующих веществ и анализа материалов уголовного дела, в связи с которым назначена экспертиза[58]. Важное значение для успешного проведения экспертного исследования наркотических средств имеют полнота и качество материалов, представляемых эксперту.

Чтобы не затягивать сроки следствия из-за производства экспертиз, следователь может воспользоваться данными экспресс-анализа наркотических веществ - предметов контрабанды. Экспресс-анализ, проводимый таможенными лабораториями, а также должностными лицами таможенных органов, выступающими в качестве специалистов при осуществлении таможенного контроля, позволяет идентифицировать предмет, определить его принадлежность к группе предметов, запрещенных к перемещению через таможенную границу России. Следователь, получив в кратчайшие сроки данные о предмете контрабанды, может скорректировать план расследования, спланировать и провести другие следственные действия, не дожидаясь окончания экспертизы. В справках о проведении экспресс-анализа должен быть указан примененный индикатор и результат реакции на наркотик.

Множество проблем возникает при назначении судебных экспертиз следователем и дознавателем в стадии возбуждения уголовного дела. Трудности назначения судебных экспертиз в этой стадии связаны с тем, что в ней существуют весьма краткие сроки для проверки сообщения и заявления о преступлении и принятия решения о возбуждении уголовного дела. В соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 144 УПК РФ заявление может рассматриваться в срок не более трех суток, а после продления срока прокурором – десять суток. При необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе продлить срок проверки сообщения о преступлении до тридцати суток. В указанные сроки не всегда бывает возможно назначить и провести все необходимые судебные экспертизы, заключения которых необходимы для законного и обоснованного возбуждения уголовного дела.

По нашему мнению, разрешение этой проблемы возможно в стадии возбуждения уголовного дела в связи с контрабандой наркотиков путем истребования следователем заключения специалиста, которое в настоящее время в соответствии с ч. 3 ст. 80 УПК РФ является самостоятельным видом доказательств[59]. Однако истребование и использование заключения специалиста в стадии возбуждения уголовного дела связано с некоторыми процессуальными трудностями. Прежде всего, ч. 1 ст. 144 УПК РФ разрешает следователю привлекать специалистов в стадии возбуждения уголовного дела только для участия в производстве документальных проверок и ревизий. В УПК РФ пока отсутствует норма о том, что следователь в стадии возбуждения уголовного дела имеет право истребовать и использовать заключения специалистов.

Другая проблема связана с самим характером рассматриваемого вида доказательств – заключения специалиста. Дело в том, что в отличие от эксперта специалист не производит исследования представленного ему объекта – предмета, документа или вещества. Он должен ограничиваться внешним осмотром представленного для заключения объекта, не проводя необходимых в таких случаях исследований. В этой ситуации заключение специалиста будет носить предварительный, не конкретный и не достаточно обоснованный характер, что существенно снижает ценность данного вида доказательств. Поэтому считаем, что процессуальный порядок производства следственных действий в стадии возбуждения уголовного дела нуждается в совершенствовании.

По делам о контрабанде наркотиков могут быть назначены химическая и наркологическая экспертизы. Однако по делам данной категории могут проводиться и другие экспертизы, что определятся конкретной следственной ситуацией и обстоятельствами совершенного преступления.

Так, в тех случаях, когда имеются основания полагать, что наркотик контрабандно перевезен в Россию, например из стран СНГ, следует назначать судебно-биологическую экспертизу. Эксперты установят разницу в виде наркотика, выросшего на юге, в черноземной зоне и в средней полосе России. Для решения вопроса о районе произрастания наркосодержащих растений необходимо представить эксперту контрольные образцы растений из предполагаемого района. Порядок производства данных экспертиз регламентирован ст. 195-207 УПК РФ.

Объектом химической экспертизы являются наркотики, средства их упаковки и иные предметы, на которых могут находиться следы наркотического средства. Такая экспертиза проводится с целью установления химического состава предмета преступления, количественного соотношения в нем различных химических соединений, принадлежности к определенным группам веществ, а также определения их массы для обнаружения микроследов наркотических средств на различного рода носителях - одежде, смывах с рук и срезах ногтевых пластин подозреваемого.

Каждый предмет-носитель и образцы исследуемых веществ при обнаружении и изъятии упаковываются в отдельную тару (бумажные, полиэтиленовые пакеты, пробирки), скрепляются подписями понятых, следователя, оперработника и лица, у которого изъята контрабандная партия наркотиков. Кроме этого, все пакеты опечатываются печатью органа, представителем которого проведено задержание.

При назначении химической экспертизы перед экспертом ставятся следующие вопросы:

– является ли представленное вещество наркотическим?

– к какому виду наркотиков относится объект исследования?

– какова масса наркотического вещества в исследуемом объекте?

– какова концентрация основных наркотических компонентов в исследуемом объекте?

– имеют ли образцы, представленные на исследование, общий источник происхождения?

– содержится ли наркотик в смывах с рук, срезах ногтевых пластин подозреваемого?