Следует отметить, что наркомафия интернациональна. Если анализировать всю цепочку наркобизнеса, то можно установить, что в ней задействованы афганцы, выращивающие мак и перерабатывающие его, таджики или казахи, доставляющие его в Россию, цыгане, азербайджанцы, русские, распространяющие наркотики в регионах России. Это приводит к выводу, что представителям одной национальности этот бизнес не под силу, поскольку путь наркотиков проходит по территории ряда государств.
В местах лишения свободы МЮ РФ находятся представители 52 стран мира, 62% из них составляют выходцы из стран Африки (большая часть из них - нигерийцы), 36% - граждане государств Юго-Восточной Азии (китайцы, вьетнамцы, монголы), 2% составляют выходцы из стран Европы, Северной и Южной Америки[66].
Ежегодно увеличивается количество иностранцев, задерживаемых на территории РФ, которые сотрудничали с преступными группировками, занимающимися наркобизнесом. Если в 1992 году было арестовано 19 иностранцев (без учета граждан СНГ), то в 1996 году – уже 2882. В 2004 году в РФ эмигрантами совершено 44 тыс. преступлений, а в отношении иностранцев совершено 10 тыс. преступлений. В 2005 году иностранцами совершено 52,5 тыс. преступлений.
По данным МВД РФ, чаще всего в России иностранцы совершают следующие виды преступлений: кражи – 15 %, незаконный оборот наркотиков – 14,3 %, грабежи – 4,3 %, хулиганство – 3,8 %, разбойные нападения – 2,5 %, убийства – 1,6 %, умышленное причинение вреда здоровью – 1,1 %.
В настоящее время стоимость 1 кг героина на афганско-таджикской границе составляет 1000 долл., а на таджикской стороне реки Пяндж – 2000 долл. В Москве при продаже мелким оптом 1 кг героина продается по 25 тыс. долларов. Если в 2002 году в РФ было продано примерно 350 тонн наркотиков, то в 2004 году – около 400 тонн, а в 2005 году планируется реализовать до 700 тонн наркотиков на общую сумму 12-13 млрд долларов. Примерно 40 % дохода, полученного от реализации наркотиков, расходуется на подкуп коррумпированных чиновников.
Установление связей с представителями международной наркомафии дает преступным сообществам, во-первых, стабильный источник обогащения, во-вторых, перспективу в перекачке «грязных» денег, вырученных от оборота наркотиков за рубеж с последующим их «отмыванием». Прибыль от реализации наркотиков составляет от 500 до 2000 %, денежный оборот за год - 5-8 млрд долларов.
По принадлежности к определенному кругу субъекты противодействия можно разделить на три группы:
– из круга подследственных (подследственный, защитник, родственники, друзья);
– из круга следователя (руководство, коллеги, родственники и друзья);
– из круга лиц, не связанных с участниками процесса, т.е. до начала расследования не имевших прямых связей как с подследственным, так и со следователем, но привлеченных для противодействия после его начала (криминальные «авторитеты», наемники для психического или физического воздействия и т.д.).
Также преступники противодействуют процессу расследования с помощью ошибок следователей, оперативных работников, допускаемых на различных этапах расследования преступлений, связанных с наркобизнесом. Следует признать грубейшей ошибкой, когда следователь выносит постановление о производстве обысков по месту жительства и работы подозреваемых лиц после проведения первоначальных следственных действий, так как этот промежуток времени может быть использован соучастниками для сокрытия и уничтожения следов преступления.
Учитывая, что по делам о незаконном обороте наркотиков личности подозреваемых могут быть установлены еще до их задержания, проведение обысков следует планировать одновременно с их задержанием, что позволит задействовать фактор внезапности и поможет отысканию вещественных доказательств (медицинских шприцев и игл, посуды, в которой приготовлялись наркотики, мест хранения наркотиков, остатков упаковочного материала, оружия и т.д.), а при изготовлении и хранении ими наркотических средств синтетического происхождения – пустых ампул от различных лекарственных препаратов, горелок различных типов для запайки заполненных наркотиком ампул и изготовления наркотических средств, а также разного рода посуд и колб.
Если данные о подозреваемых получены только после их задержания, следует принять безотлагательные меры к установлению мест их постоянного и временного проживания, работы и провести там обыски[67]. При этом в целях установления лица, которому обнаруженные наркотики принадлежат, необходимо предусмотреть, чтобы в числе лиц, принимавших участие в обыске, был специалист, основной задачей которого должно быть: отыскание следов пальцев рук на изымаемых наркотических средствах, посуде, в которой изготавливался наркотик, предметах упаковки, других вещах. Если же специалист по каким-то причинам отсутствует, то изымаемые объекты необходимо упаковать по процессуальным правилам. Понятые же должны быть активными участниками проводимого следственного действия. Они должны видеть все места, где обнаружены наркотические средства, наблюдать за порядком их изъятия и упаковки.
Вполне прав Л.Л. Каневский, утверждая, что понятыми могут выступать не только не заинтересованные в деле граждане, но и не знакомые таким участникам судопроизводства как подозреваемый, обвиняемых, потерпевший.[68]
Понятые из числа знакомых указанным лицам в момент проведения следственного действия в ходе предварительного или судебного следствия могут сочувственно или негативно отнестись к одному из участников судопроизводства или под давлением оставшихся на свободе преступников изменить ранее данные сведения.
В том случае, если наркоделец отказывается от причастности в сбыте наркотиков, с целью увеличения свидетельской базы возможно привлечение большего количества понятых, которых после проведения изъятия наркотиков допрашивает следователь.
Обнаруженные в ходе обыска предметы и вещи упаковываются, причем каждый предмет-носитель в отдельную тару (флаконы, пробирки, пакетики из полиэтилена), а жидкие объекты (настои, экстракты) в стеклянную посуду с плотно пригнанной пробкой, залитой сургучом, воском или парафином, опечатываются, скрепляются подписями лиц, производивших обыск, присутствовавших при этом понятых, а затем по постановлению следователя подвергаются тщательному исследованию.
Помощь специалиста в ходе обыска следователю сводится к обнаружению, изъятию искомых объектов и других вещественных доказательств[69]. Такая помощь осуществляется и состоит в следующем:
– поиске объектов поиска;
– сборе информации, обеспечивающей последующее доказывание принадлежности найденных объектов конкретному лицу;
– обнаружении, фиксации и изъятии следов, предметов, веществ, материалов, которые будут в последующем подвергаться экспертному исследованию, а также образцов для сравнительного исследования;
– проверки предварительных исследований объектов в ходе обыска в целях определения их относимости к расследуемому событию и подозреваемому лицу;
– квалифицированном применении научно-технических средств в вышеназванных целях[70].
Если в ходе проводимого обыска обнаруживается большое количество различных предметов, посуды, позволяющих сделать вывод о том, что в квартире находится лаборатория по производству наркотиков, а что конкретно необходимо изымать, вызывает затруднение, рекомендуется пригласить специалиста-химика и с его участием произвести изъятие, упаковку необходимых предметов, которые будут в дальнейшем использованы в качестве вещественных доказательств. В случае если по каким-то причинам специалист отсутствует, квартиру необходимо опечатать до его прибытия, а также решить вопрос об охране квартиры.
Противодействовать процессу расследования возможно двумя путями:
1) скрыть имеющуюся в распоряжении доказательственную информацию и ее носителей;
2) воспрепятствовать правоохранительным органам завладеть этой информацией.
Наиболее распространенным способом сокрытия доказательственной информации является незаконное воздействие на свидетелей и потерпевших.
Воздействуя на организационно-управленческую деятельность, противодействующая сторона в основном использует различные проволочки, особенно когда у следователя заканчиваются сроки следствия или заключения под стражей. Чаще всего это случается при ознакомлении с делом в порядке ч. 3 ст. 217 УПК РФ, при стимуляции психического заболевания и т.п.
Определенную роль играют недобросовестные адвокаты, когда по делу арестованного за сбыт наркотиков наркобарона они представили следователям справку о состоянии его здоровья. Документ гласил, что арестованный буквально находится при смерти, у него нет ни одного здорового органа и он нуждается в стационарном лечении. Наркополицейские организовали другое медицинское освидетельствование, в результате которого «больной» чудесным образом выздоровел. И еще одно наблюдение: даже дважды или трижды судимые за сбыт наркотиков цыгане очень часто освобождаются под залог. Осложняет борьбу с этнической наркопреступностью и стандартный набор цыганских хитростей. Во-первых, торговцы в цыганских кварталах занимают круговую оборону, продают наркотики ограниченному кругу проверенных лиц. Их дома оснащены видеонаблюдением, что усложняет проникновение в жилище и доказывание факта сбыта наркотиков. Во-вторых, наркотики продают дети и матери грудных младенцев, поэтому привлечь к ответственности таких сбытчиков крайне сложно. В-третьих, применяется «дистанционный» способ продажи – когда опий или героин закапывают в огороде или за оградой дома, и после получения денег указывают наркоману место, где лежит наркотик.