Действующий Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает судебный порядок получения разрешения наложения ареста на имущество. Однако, как свидетельствуют результаты изучения правоприменительной деятельности (315 уголовных дел), обвиняемый, гражданский ответчик за время, которое проходит между предъявлением гражданского иска и вынесением судебного решения, успевает совершить действия, направленные на отчуждение имущества, на которое может быть обращено взыскание. С учетом этого следует закрепить в законе нормы, позволяющей в исключительных случаях, не терпящих отлагательства, производство наложения ареста на имущество, наложения ареста на ценные бумаги, выемки документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, проводить на основании постановления следователя без получения судебного решения. О законности и обоснованности этих действий может всегда высказаться суд, которому следователь обязан предоставить соответствующие документы в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия для проверки.
Среди процессуальных средств, при помощи которых следователем обеспечивается возмещение причиненного преступлением имущественного вреда, важное место отводится уголовно-правовой реституции.
Значение уголовно-правовой реституции заключается в быстром и эффективном восстановлении нарушенных имущественных прав потерпевшего, которое возможно еще в ходе досудебного производства в рамках расследования уголовного дела. Поэтому в ст. 82 УПК РФ следует указать на возможность следователя возвращения потерпевшему имущества, похищенного в результате совершенного преступления, во всех случаях, когда это возможно без ущерба для доказывания, для чего необходимо предусмотреть в законе обязанность следователя фиксировать ход осмотра вещественных доказательств на фото-, видеоноситель.
2.2. Уголовно-процессуальный статус гражданского истца и
гражданского ответчика на стадии предварительного расследования
Особенности уголовно-процессуального статуса гражданского истца как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения на стадии предварительного расследования
Под уголовно-процессуальным статусом гражданского истца, следует понимать совокупность установленных нормами уголовно-процессуального законодательства прав и обязанностей, которая обеспечивает возможность действенной защиты своих интересов в процессе предварительного расследования, рассмотрения и разрешения дела судом.
В связи с этим в ч. 2 ст. 42 УПК РФ необходимо включить новый пункт, предусматривающий, что потерпевший вправе заявить гражданский иск о возмещении имущественного вреда, причиненного преступлением, а также о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда.
Из числа опрошенных 110 следователей следственных подразделений органов внутренних дел и прокуратуры в г. Санкт-Петербурге, 58,8 % из них заявили, что признают лицо гражданским истцом после подачи ими искового заявления, и только 32,3 % принимают это процессуальное решение одновременно с признанием лица потерпевшим. В последнем случае следователи, не дожидаясь отдельного искового заявления, на основании данных, внесенных в протокол допроса потерпевшего, выносят постановление о признании лица гражданским истцом.
Вопрос о форме искового заявления в уголовном процессе на стадии предварительного расследования следует решать в два этапа:
1) На начальном этапе, когда точно не установлен размер причиненного вреда и лицо, совершившее преступление - разрешить предъявление искового заявления, не отвечающего требованиям ГПК РФ (без указания ответчика, точной суммы вреда). Это дает возможность своевременного вступления в уголовный процесс гражданского истца, способного оказать активную помощь при собирании доказательств по гражданскому иску.
2) В ходе дальнейшего расследования, при установлении лица, совершившего преступление, и размера причиненного вреда (но, до окончания предварительного расследования) целесообразно пересоставление гражданского иска с учетом требований гражданско-процессуального законодательства. Как правило, при окончании предварительного расследования известны все обстоятельства, необходимые для надлежащего оформления искового заявления. При этом первый вариант искового заявления должен оставаться в деле.
Имея исковое заявление, составленное в соответствии с требованиями законодательства, следователю легче использовать его в работе по сбору доказательств о размере причиненного преступлением вреда, по обеспечению заявленного иска и т.д. Поэтому считается целесообразным включить в приложение к УПК РФ бланк искового заявления с учетом требований ГПК РФ.
Оценка доказательств, предоставленных гражданским истцом, проводится с точки зрения относимости, допустимости и достоверности лицом, осуществляющим расследование уголовного дела. Однако это нисколько не умаляет роли в процессе доказывания гражданского истца. Возможность, предоставленная гражданскому истцу по собиранию и представлению доказательств, по нашему мнению, имеет огромное значение. Это позволяет гражданскому истцу на стадии предварительного расследования принимать активное участие в защите своих прав и законных интересов, оказывать содействие в расследовании компетентным органам. Следует отметить также, что по УПК РФ представление доказательств для гражданского истца является только правом, но никак не обязанностью, как это было установлено в УПК РСФСР.
В УПК РФ имеются противоречия в тех его положениях, в которых закрепляется право гражданского истца и других участников уголовного процесса давать объяснения в соотношении с правом давать показания. Право давать показания при этом предполагает право требовать от лица, производящего предварительное расследование принятия и приобщения к делу объяснений участника уголовного процесса.
Объяснения участников уголовного процесса, в том числе объяснения гражданского истца, в качестве доказательств не признаются. В этом заключается основное отличие показаний от объяснении.
Другое отличие объяснений от показаний заключается в том, что они даются только в связи с определенными законом обстоятельствами: гражданский истец и, граждански и ответчик дают их по существу предъявленного иска, я подозреваемый - по поводу имеющегося в отношений его подозрения.
В целях устранения выявленных противоречий предлагается внести следующие изменения и дополнения в ряд статей УПК РФ:
– п. 3 ч.4 ст. 44 УПКРФ «Гражданский истец» изложить в следующей редакции; «Давать объяснения и показания по предъявленному иску»;
– п. 3 ч, 4 ст. 47 УПК РФ «Обвиняемый» изложить в следующей редакции: «Возражать против обвинения, давать показания и объяснения по предъявленному ему обвинению либо отказываться от дачи показаний и объяснений»;
– п. 6 ч. 4с РФ «Обвиняемый» изложить в следующей редакции; «давать показания и объяснения на родном языке или на языке, которым он владеет»;
– п. 5 ч, 2 ст. 5,4 УПК РФ «Гражданский ответчик» изложить в следующей редакции: «Давать показания и объяснения на родном языке или на языке, которым он владеет, и пользоваться помощью переводчика бесплатное;
– ч. 2 ст. 74 УПК РФ «Доказательства» дополнить новым пунктом следующего, содержания: «Показания гражданского, истца, гражданского ответчика».
Особенности уголовно-процессуального статуса гражданского ответчика в уголовном процессе на стадии предварительного расследования
Следует понимать, что защита, осуществляемая гражданским ответчиком, и защита осуществляемая обвиняемым (подозреваемым) и его защитником - это защита разного рода только на первый взгляд. Обвиняемый (подозреваемый) защищается самостоятельно или с помощью защитника от обвинения в том смысле, как это понимается в п. 22 ст. 5 УПК РФ. Гражданский ответчик защищается от утверждения о том, что именно он должен нести гражданско-правовую ответственность за действия лица, против которого выдвигается обвинение в смысле п. 22 ст. 5 УПК РФ. Следовательно, в широком смысле он также осуществляет защиту от обвинения, что, соответствует имущественным интересам гражданского ответчика. Это тем более верно, что в соответствии с п. 45 ст. 5 УПК РФ стороны – это участники уголовного судопроизводства, выполняющие на основе состязательности функцию обвинения (уголовного преследования) или защиты от обвинения.
Таким образом, самостоятельную функцию защиты от гражданского иска УПК РФ не предусматривает, и законодатель вполне закономерно отнес гражданского ответчика к стороне защиты совместно с обвиняемым (подозреваемым) и его защитником.
Относительно проблемы классификации участников уголовного процесса скажем, что любая классификация, если она основана на строго научных критериях, имеет право на существование.
Так, законодательная классификация участников уголовного процесса основана на критерии осуществляемых этими участниками уголовно-процессуальных функции, а лица, уголовно-процессуальные функций не осуществляющие, выделены в группу иных участников уголовного судопроизводства. По этой классификаций гражданский ответчик на полном основании отнесен к участникам уголовного процесса со стороны защиты.
Если же участников уголовного судопроизводства классифицировать по критериям роли, назначения и, специфики их законных интересов, то гражданский ответчик вместе с гражданским истцом составляют подгруппу лиц, обладающих в уголовном процессе личными имущественными интересами, а еще шире они входят в группу лиц, обладающих в уголовном процессе личными материально-правовыми и процессуальными интересами наряду с обвиняемым (подозреваемым) и потерпевшим.