Бесспорно, видя, все актуальность проводимой исследовательской работы, мы также, поставили себе цель, приложить усилия к повышению эффективности реализации института предварительного расследования, осуществляемого в условиях действия, как было отмечено, несовершенного законодательства, путем проведения исследований его проблем и выработки предложений и рекомендаций по их разрешению.
Исследование нами проводилось по двум направлениям: 1. Исследование проблем предварительного расследования отдельных категорий уголовных дел; 2. Исследование проблем толкования и применения отдельных уголовно-процессуальных институтов и категорий в ходе производства предварительного расследования по уголовным делам.
Результаты наших исследований нашли отражения в следующих работах: в двух сборниках, опубликованных по материалам проведенной научно-практической конференции на тему «Проблемы применения нового уголовно-процессуального законодательства в досудебном производстве» (2002 г.); в пяти подготовленных диссертационных исследованиях: «Уголовно-процессуальный статус гражданского истца и гражданского ответчика на стадии предварительного расследования», Кравцова С.В. (2003 г.), «Особенности судопроизводства по делам о преступлениях, совершаемых осуденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы», Синкин К.А. (2004 г.), «Следователь в состязательном досудебном производстве по уголовному делу», Кузнецова С.М. (2005 г.), «Окончание дознания с обвинительным актом в современном уголовном процессе России», Черепанова Л.В. (2005 г.), «Проблемы производства эксгумации и использования ее результатов при расследовании уголовного дела», Кригер А.Е. (2006 г.), а также в монографии на тему «Досудебное производство по уголовным делам, связанным с преступлениями в финансово-кредитной сфере», Петухов Е.Н., 2003 г., 14 учебных пособиях и 68 научных статьях.
Раздел 1.
Проблемы возбуждения и предварительного расследования отдельных категорий уголовных дел
1.1. Возбуждение и предварительное расследование уголовных дел о
преступлениях, совершенных несовершеннолетними
Россия с начала 1990-х годов переживает бурный всплеск детской и подростковой преступности. По результатам исследования профессора В.Селиверстова общий рост преступности уже в 1999 году в среднем составлял 19%, а рост преступности несовершеннолетних – 11%. В 2000 году каждое 10-11 преступление в РФ совершено несовершеннолетним либо с его участием,[2] такая картина наблюдается и в настоящий момент.
Многие современные специалисты по детской преступности, работники судов и прокуратур, депутаты и журналисты убеждены в том, что именно высоким уровнем детской преступности объясняется суровость и жестокость правоприменительной практики нашей страны в отношении детей правонарушителей. Например, только в 2000 году к лишению свободы было осуждено более 35 тысяч несовершеннолетних. Нужно отметить, что эти показатели значительно выше, чем в других европейских странах.
Интегрируя в мировое сообщество в этом вопросе, наши законодатели, сегодня, наверное, проявляя гуманизм, рассматривают в Государственной Думе законопроект по снижению максимальных сроков наказания в виде лишения свободы несовершеннолетним, совершившим преступления в возрасте от 14 до 17 лет – до 6 лет, а несовершеннолетним в возрасте от 17 до 18 лет – до 10 лет. Возможно, эти шаги приведут к позитивным результатам. Однако существуют неизменные субъективные причины преступности несовершеннолетних, которые вероятнее всего всегда будут приводить подростков на скамью подсудимых. Например, это особенности анатомо-физиологического, психологического и социального развития подростков в переходный период, которые их делают более агрессивными и порой неупраляемыми, а также, это отмеченные у некоторой части трудных детей отклонения в физическом и психическом развитии.[3]
Действующее законодательство Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних в основном соответствует общепринятым принципам и нормам международного права, закрепленных в Резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и иных международных нормах, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
Специфика дел несовершеннолетних выражается в необходимости установления особого круга обстоятельств, подлежащих выяснению по делу, в применении специальных мер пресечения, в решении конкретных задач, в тактике производства следственных действий, в проведении судебного разбирательства, в проведении профилактических мероприятий. Все это обусловило необходимость установления законодателем специальных процессуальных норм, закрепленных в главе 50 УПК, которые в конечном итоге призваны обеспечить эффективную защиту законных интересов подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и иных лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство по данной категории дел, и способствовать быстрому и правильному расследованию и разрешению дел несовершеннолетних.
Названная глава УПК РФ определяет, что производство по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних осуществляется в общем порядке, за исключением следующих положений:
– кроме обстоятельств, подлежащих доказыванию и перечисленных в ст. 73 УПК РФ, определяется, что обязательно подлежат установлению обстоятельства, предусматривающие рассматрения возможности применения меры пресечения в виде: присмотра за несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым (п. 4 ст. 98, ст. 105 УПК РФ);
– определяются особые условия применения к несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 2 ст. 108 УПК РФ);
– регламентируется особый порядок допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (ст. 425 УПК РФ);
– устанавливаются особенности вызова несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (ст. 424 УПК РФ);
– определяется особенность разрешения судом вопросов, при постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего (ст. 430 УПК РФ);
– рассматривается возможность прекращения уголовного дела и применения к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного характера (ст. 431 УПК РФ);
– рассматривается возможность освобождения несовершеннолетнего подсудимого от наказания с направлением в специализированное учреждение для несовершеннолетних (ст. 432 УПК РФ).
В отличие от УПК РСФСР (1960 г.), действующий УПК РФ установил, что предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетним, производится как в форме предварительного следствия, так и в форме дознания. Для того, что определить, в какой форме будет осуществляться предварительное расследование, необходимо использовать предметный (родовой) признак подследственности, который позволяет определить ее в зависимости от рода преступления, его характера и степени общественной опасности.
Из изложенного, мы видим, что уголовно-процессуальное законодательство содержит комплекс специализированных правовых норм, регулирующих особенности производства по делам несовершеннолетних, то есть содержит требования, применяемые по уголовным делам, возбужденным в отношении лиц, не достигших к моменту совершения преступления восемнадцати лет.
Правила, установленные главой 50 УПК, применяются также в случаях, когда лицо, совершившее преступление до достижения 18 лет, к моменту соответствующего процессуального действия (стадии процесса) достигло этого возраста или когда лицо обвиняется в преступлениях, часть из которых совершена им в возрасте 18 лет, а часть после достижения совершеннолетия.[4] Однако с момента достижения совершеннолетия не применяются правила ч. 2 ст. 423, ст. 424 (в части вызова такое лицо через его законных представителей), ст. 426, 427, 428, 429, 431, 432.
В случае, когда обвиняемый обнаружен через несколько лет после совершения преступления и к моменту производства соответствующих процессуальных действий достиг 19 лет, считается, что целесообразность в применение правил главы 50 утрачивает смысл, так как отпадает необходимость в дополнительных гарантиях прав и законных интересов лиц, которым в силу возрастных особенностей затруднительно осуществлять самостоятельно свои процессуальные права.[5] Однако, так как Уголовный кодекс РФ впервые вводит норму, придающую правовое значение факту совершения преступления в возрасте от 18 до 20 лет, то полагаем, что в исключительных случаях по решению суда к данным совершеннолетним могут применяться нормы главы 14 УК РФ. Суд должен установить основания для распространения положений данной главы на лиц, достигших совершеннолетия, и применять к ним предусмотренные меры наказания.
Из этого следует, что достижение лицом совершеннолетия к моменту производства соответствующих процессуальных действий также не исключает применения специальных правил, содержащихся в главе 50 УПК РФ.
Заканчивая общие рассуждения, делаем вывод, что производство по делам несовершеннолетних – это особый вид уголовного судопроизводства. Даоее назовем и раскроем особые правила такого производства, которые применяются при расследовании рассматриваемой нами категории дел, закрепленные в главе 50 УПК РФ в сочетании с общими правилами уголовного судопроизводства.
Обстоятельства, подлежащие установлению по делам
несовершеннолетних
В теории уголовного процесса обстоятельства, подлежащие обязательному установлению по каждому уголовному делу, именуются предметом доказывания. Предмет доказывания определен положениями статьи 73 УПК РФ. При производстве дознания либо предварительного следствия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних указанный предмет доказывания детализируется обстоятельствами, предусмотренными статьей 421 УПК РФ. Поэтому, осуществляя дознание или следствие по данной категории дел необходимо обратить особое внимание на выяснение всех установленных в названной норме обстоятельств.