Смекни!
smekni.com

. Ключевые слова (стр. 35 из 43)

- когда возникает необходимость извлечения из могилы вещей и предметов, захороненных вместе с трупом;

- в случае, когда труп или его части были тайно захоронены с целью сокрытия следов бывшего преступления.

Предложенная классификация в большей степени отвечает требованиям, предъявляемым к эксгумации в рамках расследования по уголовному делу, с учетом основных типичных следственных (криминалистических) ситуаций.

Проблемы процессуального регулирования производства эксгумации

В соответствии с ч. 3 ст. 178 УПК РФ при необходимости извлечения трупа из места захоронения следователь выносит постановление об эксгумации и уведомляет об этом близких родственников или родственников покойного. Постановление обязательно для администрации соответствующего места захоронения. В случае, если близкие родственники или родственники покойного возражают против эксгумации, разрешение на ее производство выдается судом.

В свою очередь, анализируя ст. 29 и ст. 37 УПК РФ, такого полномочия, как разрешение на проведение эксгумации трупа, суд, а также прокурор согласно УПК РФ давать не вправе.

Исходя из вышеизложенного, предложено:

дополнить ст. 29 УПК пунктом 12 следующего содержания: «Принимает решение об эксгумации трупа и изъятии образцов или частей эксгумированного трупа для производства экспертных исследований»;

– внести в ч. 3 ст. 178 УПК РФ первый абзац следующего содержания: «В случае установления новых обстоятельств по делу, а также при некачественном первоначальном судебно-медицинском исследовании трупа следователь на основании постановления и судебного решения производит извлечение трупа из места его официального захоронения…».

Анализируя проблему, связанную с пробелом в законодательстве о регулировании вопросов захоронения эксгумированного трупа, предлагается законодательное ее разрешение, а именно:

– дополнить ст. 178 УПК РФ еще одним пунктом следующего содержания: «Лица, ответственные за проведение эксгумации трупа, изъятие, хранение и захоронение трупа и его частей, после проведения экспертных исследований несут ответственность в соответствии с действующим законодательством»;

– внести в УПК РФ статью 178-2 «Захоронение эксгумированного трупа» следующего содержания:

«Захоронение эксгумированного трупа или его частей производится по решению суда, принявшего решение об эксгумации трупа, в присутствии понятых, родственников покойного, если это невозможно, то с участием представителя администрации места захоронения, а в случае отсутствия таковой представителя администрации органа местного самоуправления с обязательным оглашением сопроводительных документов, подписанных судебно-медицинским экспертом, производившим судебно-медицинское исследование данного трупа или его частей».

С позиции оптимизации документирования производства эксгумации следует внести дополнения и изменения в имеющийся бланк протокола эксгумации, закрепив его содержание в новой статье.

Статья 178-1. Протокол эксгумации

«Об эксгумации трупа лицо, ее производящее, составляет протокол с соблюдением требований ст. 166, 167 УПК РФ, а суд фиксирует ход и результаты эксгумации трупа в протоколе судебного заседания.

К протоколу должны быть приложены фотографии, материалы кино- и видеосъемки, отражающие этапы эксгумации трупа.

Если после эксгумации трупа проводились его осмотр, опознание или получение образцов для экспертного исследования, то об этих следственных действиях составляются протоколы отдельно от протокола эксгумации трупа.

В протоколе фиксируется: время; место составления протокола; место нахождения могилы; характер почвы и глубина захоронения; гроб и материал, из которого он изготовлен; а также характер повреждений гроба, если таковые имеются; труп и его положение; предметы, обнаруженные при нем или непосредственно в гробу.

В протоколе фиксируются все обнаруженные и изъятые предметы во время эксгумации.

По окончании эксгумации протокол подписывается всеми участниками следственного действия».

Также необходимо с предложенными видами эксгумации учитывать дополнения в протокол эксгумации, с учетом производства длящейся эксгумации, связанной с транспортировкой трупа от места его извлечения из могилы к месту исследования.

Согласно проведенному исследованию 25,1% лиц, участвующих в производстве эксгумации, в качестве понятых наблюдали за действием следователя и реально осознавали происходящее, оставшиеся же 74,9% просто отворачивались или же были не осведомлены о правовой стороне происходящего события. Основываясь на проведенные исследования, предлагается институт понятых при производстве эксгумации упразднить как не отвечающий предъявляемым требованиям и заменить его на независимого адвоката.

Для большинства лиц, участвующих в эксгумации, эксгумация трупа производится лишь с целью проведения судебно-медицинской экспертизы трупа, установления причины, давности смерти или же отождествления захороненного лица. Однако данное предположение является ошибочным, т.к. эксгумация, как и все другие следственные действия, направлена на получение доказательств по делу, в т.ч. и вещественных.

Результатами проведенного опроса было установлено, что 23% практических работников сталкивались с проблемами использования и хранения вещественных доказательств, получаемых в ходе производства эксгумации трупа. В частности, речь идет об объектах органического происхождения, т.е. внутренних органов, конечностей и частей тела эксгумированного трупа.

Для устранения данной проблемы было внесено в дефиницию эксгумации такой определяющий признак, как патолого-анатомическое исследование.

В данном случае имеется в виду производство патолого-анатомического исследования трупа как с целью морфологического исследования трупа (наличие, целостность и соответствие внутренних органов), так и с целью обнаружения в данных органах инородных предметов, которые в последствии могут оказаться вещественными доказательствами.

В судебно-медицинской практике нередко возникают случаи, связанные с отделением некоторых органов от эксгумированного трупа для обработки их с целью восстановления специальными растворами (например, спиртоуксусная жидкость А.Н. Ратневского). Однако установить какой-либо единый срок восстановления органа нельзя, т.к. это зависит как от давности захоронения, так и от того, какой именно орган подвергается восстановлению. Приведенная ситуация в практической деятельности может вызвать ряд проблем, связанных с захоронением трупа без отпарированного органа. В этих случаях нами предлагается использовать соответствующие инструкции Министерства здравоохранения РФ, касающиеся вопросов отпарирования и хранения органов.

Использование доказательств, получаемых в процессе производства

эксгумации при расследовании уголовных дел

В ходе производства следственных действий у субъектов доказывания имеется реальная возможность широко использовать доказательства, полученные в ходе производства эксгумации.

Для того чтобы использование доказательств во время производства следственного действия не было безрезультатным, следователь должен тактически правильно к этому подготовиться. В частности, при использовании результатов эксгумации на допросе следовать должен грамотно спланировать процесс предъявления доказательств допрашиваемому лицу.

Особенное внимание обращается на использование при производстве других следственных действий дополнительных средств фиксации, используемых при производстве эксгумации, таких, как: кино-, видеосъемка, фотографирование и др.

В процессуальном аспекте необходимо выделять три основных направления использования в доказывании результатов кино-, видеосъемки, фотографирования:

– при подготовке следственных действий;

– в ходе проведения следственных действий;

– при оценке собранных доказательств.

Процессуально грамотное получение в ходе производства эксгумации доказательств дает реальную возможность органам расследования использовать данные доказательства в расследовании преступлений прошлых лет, а также при выявлении новых составов преступлений. Кроме того, законно полученные в ходе производства эксгумации доказательства позволяют органам предварительного расследования устранять ранее допущенные процессуальные ошибки (например, незаконный отказ в возбуждении уголовного дела).

2.6. Окончание дознания с обвинительным актом как самостоятельный этап предварительного расследования в современном

уголовном процессе России

Как известно, несмотря на серьезные доводы ряда процессуалистов, говорящих о бесперспективности существования в российском уголовном процессе двух форм предварительного расследования, законодатель не только сохранил их, но и существенно модернизировал. Значительно изменилось как процессуальное положение органов дознания, дознавателя, так и процедура осуществления дознания.

Из анализа норм действующего Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ) следует, что наибольшие изменения, по сравнению со своим советским аналогом, претерпел институт окончания дознания. По характеру правоотношений особую сложность представляет окончание дознания с обвинительным актом, являющееся в настоящее время основной формой окончания дознания. Так, в 2003 г. доля уголовных дел с обвинительным актом составляла 57 % от оконченных органами дознания, в 2004 г. – 89 %, в 2005 г. она составила 90 %[94].