Традиционные народные художественные промыслы и ремесла России прошедших столетий во многом определяют и настоящее, и не только в культурно художественных формах, но и в характере и особенностях социализации личности, способах и глубине вхождения ее в мир культуры. Вместе с тем значительная часть культурного наследия русского народа просто не работает в нынешней социокультурной ситуации, что наносит серьезный урон становлению исторического и культурного саморазвития новых поколений. Более того, сегодня проблема сохранения культурного наследия для Архангельской области встает как вопрос о ее культурном выживании, как проблема сохранения культурной идентичности.[64]
В народных промыслах и ремеслах Русского Севера заложена историческая память поморского народа и неразрывная связь времен, народная точка зрения на мир, на человека в этом мире. Северные мастера из народа проявляли высокий художественный вкус, они трудились с творческим вдохновением, создавали поистине шедевры, используя и развивая богатейшие традиции, которые отразились в работах народных умельцев.[65]
Народные художественные промыслы Русского Севера, как и любые другие промыслы в России всегда были весьма разнообразным и обширным занятием, включавшим значительное число граждан страны, осуществлявших сельский и слободской образ жизни, домашний и коллективный труд. В развитии промыслов активно участвовали представители других сословий, передававших в рамках этой сложной деятельности экономические, технологические, художественные навыки и знания.
Главной определяющей чертой народных художественных промыслов и ремесел всегда являлся коллективный характер. Существовавшая форма сетевой организации труда позволяла сочетать и комбинировать различные образы жизни, объединяя конкурентные преимущества коммерческих компетенций и способностей со знанием природных материалов и ручным мастерством, гибко использую надомный труд и эффективную систему периодической торговли на ярмарках.
Деятельность в народных художественных промыслах сочетала физический труд с трудом интеллектуальным, по сути дела, являясь школой национальной креативности. Произведения мастеров всегда носили на себе отпечаток времени, всего культурного слоя в котором зарождалось и развивалось ремесло.
Изделия народных мастеров всегда были утилитарны, функциональны и применимы в быту, потеря смысла народного творчества неизбежна, если не учитывается ее бытовая функция, жизненное назначение.
К сожалению, в настоящее время большая часть продукции, выпускаемой немногочисленными оставшимися на плаву предприятиями народных художественных промыслов в нашей стране, является изделиями чисто сувенирного характера.
Для сохранения и развития традиционных народных художественных промыслов и ремесел в любом регионе необходимо:
· наличие природных ресурсов пригодных для ручного изготовления вещей (или же с незначительными инструментами, недорогими приспособлениями и машинами);
· наличие свободного времени у жителей, отсутствие достатка от основной занятости, наличие опыта;
· близость рынков (выставок, ярмарок, столиц, коммуникаций, центров туризма);
· понимание сложности ремесленно-промысловой деятельности, в современных условиях эта деятельность требует объединения усилий мастеров, менеджеров и эффективных собственников.
Безусловно, требуется улучшить законодательство о художественных ремеслах. Должны быть приведены в соответствие законы о туризме, где традиционные народные художественные промыслы будут отнесены к туристическим ресурсам муниципальных образований. В законе о национальной культурной автономии сказано: «…следовать национальным традициям и обычаям, выражать и развивать художественные промыслы и ремесла…». Наконец, главное требуется инициативные люди с нестандартным мышлением, способные, как это делают художники, работать с традицией по-современному.
Не стоит забывать о том, что развитие и распространение ремесел в России происходило не само по себе, а в рамках разветвленной системы обучения и постоянной поддержки со стороны государства, общественных форм самоуправления, а также отдельных энтузиастов.
Любое народное искусство всегда было тесно связано с бытовым укладом социальной среды его создателей, отражало их отношение к окружающей действительности, их моральные нормы и систему мировоззрения. В истории нашей страны народные художественные промыслы, как и любые другие традиционные промыслы, были очагом формирования народной культуры. В начале 19 века развитие ремесел в России позволило уменьшить такие общественные беды как голод, бедность, преступность, пьянство, азартные игры. Ремесла и промыслы, наряду с народными домами, обществом народной трезвости, обществами взаимного кредита рассматривались в качестве институтов, врачующих социальные недомогания.
Сейчас в начале 21 века в нашей стране стоят те же социальные проблемы, усугубленные утратой моральных и нравственных ориентиров в обществе, замещением исконных культурных ценностей суррогатами «массовой культуры». Крайне нецелесообразно тратить баснословные деньги на разработку новых социальных антикризисных программ, гораздо проще воспользоваться своим собственным опытом.
В процессе работы над дипломным проектом были рассмотрены народные художественные промыслы Русского Севера как объект рекламирования и PR-пропаганды, этапы планирования, организации и проведения PR-кампании предприятия, занимающегося сохранением, производством и реализацией изделий традиционных народных художественных промыслов Архангельской области, а так же выявлены условия и критерии оценки эффективности PR и рекламной деятельности в социально-культурной сфере.
Тем самым была достигнута цель дипломной работы – проанализировать теоретические основы планирования, организации и проведения PR-кампании для социально-культурного предприятия, занимающегося сохранением, производством и распространением традиционных народных художественных промыслов Русского Севера, на основании которых разработаны проекты PR-кампании ООО «Творческого коллектива «Коробейники» – «Народные художественные традиции Русского Севера» и фестиваля народных художественных промыслов Русского Севера «Птица счастья» на соискание гранта. В процессе работы над дипломным проектом также были раскрыты все поставленные задачи.
В результате проведения исследования основные гипотезы и положения нашли свое подтверждение. Исходя из достигнутой цели и раскрытых задач работы «PR и рекламные технологии как средство продвижения народных художественных промыслов Русского Севера» можно сделать итоговые выводы: систематическое проведение в городе PR-акций и рекламных мероприятий по популяризации коллективов и мастеров народных художественных промыслов Архангельской области, будут содействовать сохранению, продвижению и дальнейшему развитию народных художественных промыслов Русского Севера, экономической стабильности объединений и предприятий, занимающихся производством и реализацией изделий традиционных народных художественных промыслов, а также способно явиться действенным ресурсом для создания узнаваемого туристического брэнда Архангельской области.
Список литературы:
1. Абакумова О.Г. Разработка управленческих решений. – М., 2006. – 160 с.
2. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. – М., 2006. – 236 с.
3. Антипов К.В., Баженов Ю.К. Паблик рилейшнз. – М., 2002. – 148 с.
4. Арредондо Л. Искусство деловой презентации: Пер. с англ. – М., 1998. – 513 с.
5. Асаинова М.В. Финансирование социокультурных проектов: проблемы и перспективы / М.В. Асаинова // Культура: Управление, Экономика, Право. – 2005. – № 2. – С. 30 – 31.
6. Бекетова О.Н., Найденков В.И. Бизнес-план. – М., 2006. – 272 с.
7. Березин И.С. Маркетинговый анализ. Принципы и практика. Российский опыт. – М., 2002. – 400 с.
8. Биржннюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ. – СПб., 1992. – 128 с.
9. Блейк С. Введение в паблик рилейшнз. – М., 2003. – 202 с.
10. Божук С.Г., Ковалин Л.Н. Маркетинговые исследования. – СПб., 2004. – 304 с.
11. Бороноева Т.А. Современный рекламный менеджмент. – М., 2002. – 141 с.