Смекни!
smekni.com

Pr и рекламные – технологии как средство продвижения художественных промыслов Русского Севера (стр. 4 из 14)

Положение художественных промыслов Российской Федерации закреплено Федеральным законом РФ №7 «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 года. В статье третьей рассматриваются основные понятия, используемые для целей данного закона. Там же дается определение непосредственно художественных промыслов: «Народный художественный промысел – одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов».[28]

Под изделием народного художественного промысла понимается «художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла».[29]

Не стоит также забывать и об изготовителях данных изделий, так как ни в одной другой отрасли промышленности не играет такой значительной роли индивидуальный труд мастера: «Мастер народного художественного промысла – физическое лицо, которое изготавливает изделия определенного народного художественного промысла в соответствии с его традициями».[30]

Таким образом, Федеральным законом устанавливается статус народных художественных промыслов. Но, несмотря на то, что им отведена роль одной из форм народного творчества, они также являются и производством.

Главной, определяющей чертой народных художественных промыслов является коллективный характер. И, прежде всего он проявляется в преемственности многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты, передаваемые из поколения в поколение. Старые мастера обучали молодежь искусству, как вырезывать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево. Так сохранялись традиции художественного творчества. За каждым народным мастером стоит коллективный опыт многих поколений людей.

Коллективный характер искусства художественных промыслов выражается также в тесной связи народного исполнителя с окружающими его людьми. Отражая коллективное мировоззрение, произведения народных художественных промыслов в то же время несут на себе отпечаток личности мастера. Не выходя из рамок традиций, мастер творчески относится к своей работе: он никогда не создает точной копии с уже готового изделия. Эта вариантность в работе мастера – одна из характерных черт традиционных народных художественных промыслов.

Научить мастерству может только тот, кто сам владеет им в совершенстве. С этой точки зрения народные промыслы были всегда профессиональны, так как народный мастер должен знать традиционные приемы изготовления изделий и отлично владеть ими.

Естественной функцией народных художественных промыслов является выпуск утилитарно-художественной продукции, то есть бытовых изделий, художественно оформленных.

Специфическая особенность продукции народных художественных промыслов заключается в том, что для ее изготовления используются традиционные природные материалы. Никакие иные изделия, создаваемые сегодня, не дают современному обществу столь реальной возможности конкретного общения с природными материалами. Это высоко ценимо в современной культуре. Как уже отмечалось, природные материалы отпускаются современному человеку достаточно скупо, это требует от мастеров особого умения пользоваться ими, выявлять их красоту.

Ручной творческий труд народного мастера естественно сочетает в себе различные стороны человеческой деятельности. Вне использования ручного творческого труда невозможно само существование народных художественных промыслов. Отказ от рукотворного создания предметов быта означает практически прекращение основной традиции народного искусства. В этом и заключается специфика художественных промыслов.

Несмотря на современную механизацию труда, художественные промыслы все же сохранили свою особенность, что и выделяет их среди прочих промышленных производств.

1.3. Возможности использования PR и рекламы в продвижении народных художественных промыслов

Народные художественные промыслы, являющиеся неотъемлемой частью национальной культуры, в настоящее время неоправданно забыты, и выживают только благодаря энтузиазму ремесленников и мастеров. А между тем современные PR и рекламные технологии имеют целый арсенал эффективных инструментов, которые будет способствовать популяризации и продвижению народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики. Прежде всего это выставки и ярмарки.

Выставка

Участие в выставках одно из ведущих средств PR в мире. Выставки – это классический универсальный инструмент, соединяющий в себе рекламу, связи с общественностью, организацию сбыта и исследование рынка.

С помощью выставок можно решить следующие коммуникационные задачи:

· Налаживание и поддержание личных деловых контактов;

· Знакомство с новыми группами клиентов;

· Увеличение рекламного и информационного воздействия на клиентов;

· Дополнительные контакты со СМИ;

· Исследование рынка;

· Повышение квалификации с помощью посещения конференций, презентаций, специальных показов и т. д.

Важнейшая цель участия в выставках – «чисто пиарная» – имиджвая.

Имиджевые цели требуют не меньше расходов, чем все иные. Например, затраты на полиграфическую продукцию. Раздаточные материалы на выставке должны быть информативны и достойного качества.

Чтобы выставка прошла эффективно, компания должна выделяться среди конкурентов и привлечь внимание целевой аудитории. Экспозиция должна действовать не только по законам PR и маркетинга, но и по правилам шоу-бизнеса: она должна быть доступной, броской, нескучной.

Один из способов добиться внимания – различные акции: пресс-конференции, мастер-классы, презентации, конкурсы и развлекательные действия.

Выставочный креатив должен соответствовать коммуникационным задачам компании, иначе результат может оказаться даже отрицательным.[31]

Практические советы для участников выставок:

· Подготовить заранее добротные, эффективные и грамотные раздаточные материалы;

· Организовать «рекламную кампанию» своего участия в выставке: разослать пригласительные билеты; объявить конкурс в печатном издании и подвести его итоги на стенде; поместить в газетах купоны о посетителях стенда; объявить бесплатное консультирование специалистами компании и т. д.;

· Подготовить для работы на стенде активных, коммуникабельных и в то же время воспитанных сотрудников;

· Завести Книгу отзывов и попросить посетителей ее заполнить.

· Фиксировать вопросы посетителей;

· Сфотографировать стенд (лучше с помощью профессионального фотографа) и использовать эти фотографии в корпоративной газете, для рекламы и т. д.

Ярмарка

В настоящее время наиболее часто ярмарка (торговая ярмарка или ярмарка-выставка) рассматривается как кратковременное мероприятие, периодически проводимое, как правило, в одном и том же месте, в целях привлечения значительного числа фирм (экспонентов) одной или нескольких отраслей, представляющих образцы своих товаров (экспонатов) для их демонстрации, ознакомления и заключения торговых сделок.

Презентация

Один из самых сложных видов деловых коммуникаций. Успех его полностью зависит от уровня подготовки и профессионализма организаторов. Поводом для проведения презентации может быть открытие, юбилей организации, достижения в работе, новые партнеры, новый продукт (товар, услуга) и т. д.

Для презентации необходим особо четкий сценарий, который отражает две части события: официальную и неофициальную.

Официальная часть это выступление руководителя и представителей компании, которые знакомят собравшихся с особенностями объекта презентации. Сообщения не должны быть утомительно длинными. Выступающий фактически отвечает на вопросы, потенциально интересные для участников, демонстрирует продукцию (или ее изображение). Представители компании отвечают на вопросы.

Вторая часть презентации – менее официальная. Ее задача создание не деловой обстановки для деловых отношений. Нередко эта, менее формальная часть презентации требует своего сценария, так как включает в себя особый жанр делового общения – тосты. Тосты-приветствия, тосты-пожелания, тосты-благодарность. Как правило, во время первой части презентации гости сидят, а вторую проводят, перемещаясь по залу и общаясь.[32]

Семинар и конференция

Хорошо организованный семинар или конференция, используя один и тот же прием – двустороннее общение, – помогает решить как минимум две задачи: информирует участников и укрепляет положительный имидж организации. Главное преимущество семинара и конференции в том, что они дают устроителям широкие возможности организовать длительное и глубокое воздействие на конкретную профессиональную аудиторию. Семинар и конференция как форма общения предполагает широкие возможности использования различных технических средств. Опытные организаторы стараются разрядить несколько академическую обстановку – развлечь участников небольшой игрой, обеспечить интересным методическим материалом.[33]

Экскурсия

Основная задача экскурсии – познакомить ее участников с действующим производством, процессом изготовления товара или услуги и т.д. На экскурсии гость должен получить максимум положительных эмоций, кроме того, увидеть нечто, чего ему не покажут в других местах. Вести экскурсию должен специалист, отличающийся информированностью и общительностью.