Смекни!
smekni.com

1. теоретических анализ литературы по проблеме влияния семейных мифов в родительской семье на выбор будущего супруга (стр. 3 из 8)

Термин «семейный миф» был предложен также Феррейрой и означает, по его мнению, определенные защитные механизмы, используемые для поддержания единства в дисфункциональных семьях. Синонимами семейного мифа являются понятия «верования», «убеждения», «семейное кредо», «ролевые экспектакции», «согласованная защита», «образ семьи, или образ мы» и др. [16, с.114].

Семейный миф, таким образом, реализует жизненную и личностную идеологию человека, становление смыслов и целей его жизненного пути.

Т. М. Мишина считает, что адекватный образ семьи («мы») определяет стиль жизни семьи, характер и правила индивидуального и группового поведения. Неадекватный образ «мы» – это согласованные селективные представления о характере взаимоотношений в дисфункциональных семьях, создающие для каждого члена семьи и семьи в целом семейный миф [8, с.221].

По мнению А. Я. Варги, семейный миф – это форма описания семейной идентичности, формообразующая и объединяющая всех членов семьи идея, образ, история, идеология [4, с.33].

В свою очередь, Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис предложили термин «внутренняя картина семьи» для обозначения совокупности представлений о последовательности сменяющих друг друга типовых ситуаций (сценариев) повседневной жизни семьи: пробуждение, за ним вставание, завтрак и т. д. Эта последовательность семейных сценариев, по их мнению, образует основу представления семьи о себе и о своей жизни, она связана с прошлым семьи и ее планами на будущее [17, с.206].

Итак, изучение проблемы семейного мифа складывалось в русле различных школ и направлений.

Семейный миф рассматривается как «семейный» защитный механизм, как неосознаваемое взаимное соглашение между членами семьи в психодинамическом подходе (3. Фрейд, К. Г. Юнг, Т. М. Мишина, В. А. Штроо).

В психологии нарратива семейный миф, семейная история рассматривается в контексте семейного самосознания (Н. Н. Лебедева, О. А. Минеева, Е. Е. Сапогова, И. А. Разумова).

В рамках когнитивно-поведенческой терапии семьи дается объяснение природе иррациональных убеждений, когниций, схем о семье, отмечается роль родительской семьи в их формировании (А. Ellis, R. DiGiuseppe, C. Zeeve). Представителями когнитивной психологии разработана типология семейных когниций: описательные, аналитические, оценочно-предписывающие, когниции эффективности (D. Bugental, C. Johnston).

В рамках системного подхода к семье семейной миф рассматривается в неразрывном единстве с семейными правилами, семейными ролями, семейными секретами, семейными ритуалами (В. Сатир, А. Я. Варга).

В отечественной психологии рассматриваются близкие по своей феноменологии к семейному мифу понятия: неадекватный «образ семьи» (Т. М. Мишина), «наивные семейные теории» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий), «семейная культурная концепция» (Е. Е. Сапогова), неконструктивные стереотипы межличностного взаимодействия внутри семьи (С. А. Петрулевич), «неадекватные образы» детско-родительского взаимодействия (О. А. Карабанова) [10, с.14].

Итак, семейный миф – определённое неосознаваемое соглашение между членами семьи поддерживающее семейное единство, формирующее образ семьи, семейное самосознание, семейную идентичность, регулирующее семейные правила, определяющее характер коммуникаций [13, с.26].

Семейный миф существует и в функциональной, и в дисфункциональной семье. Однако, в дисфункциональной семье миф способствует поддержанию дисфункциональных отношений в семье, а семья в целом ригидно воспроизводит опыт предыдущих поколений, мало учитывая изменения в обществе.

Большинство авторов сходятся на следующих функциях семейных мифов: компенсаторной, интегрирующей, социализирующей. Особенное внимание уделяется деструктивной или дезадаптивной функции мифа. Именно эти функции позволяют отличить миф от не-мифа (конструктивных или нейтральных семейных представлений).

В ряде работ отмечаются такие характеристики семейного мифа как авторитарность, иррационалъность, ригидность и эмоциональность [10, с.16].

Рассмотрим некоторые примеры семейных мифов, выделенные А. Я. Варга [5, с.201-226].

Миф «Мы – дружная семья». А. Я. Варга характеризует его как «специальный «аграрный» миф, часто встречающийся и очень распространенный в нашей культуре». Этот миф характерен для семей, переживших много потерь, оторвавшихся от родных мест и не интегрировавшихся в новое окружение. Понятно, что единство необходимо для того, чтобы выживать в непростых условиях. Дружба в таких семьях продолжается, несмотря ни на что. Ценность этого брака в таких семьях очень велика. Лояльность семье – почти самое главное правило. Кроме того, могут существовать правила: «Наш дом – наша крепость», «Один за всех – все за одного», «Разлучаться нельзя», «Мир полон врагов» и т.п. В таких семьях забота о собственных потребностях может оцениваться как эгоизм, а лояльность «чужому», как предательство. Конфликты скрываются от детей и окружающих, отношения не выясняются, негативные эмоции подавляются. Границы между поколениями диффузны и проницаемы. В семье, где присутствует миф «Мы – дружная семья», всегда будут трудности с сепарацией детей от родителей.

Однако, семейный миф бывает необходим и функционален. Так, миф «Мы – дружная семья», функционален в трудных или опасных условиях жизни. Людям кажется, что они могут выжить только вместе. Миф становится дисфункционален, когда социальные условия уже не требуют такого объединения.

А. Я. Варга отмечает, что любой народ, переживший геноцид, считает, что выжить можно только вместе, и миф про дружную семью в этом случае – очень популярный миф. В странах, где, скажем, 200 лет не было никакой войны, этот миф сходит на нет, там не наблюдается сильной связи поколений. А в странах, где были какие-то социальные катаклизмы, он очень актуален.

Миф «Семья героев». Предки сумели выжить в тяжёлых условиях, совершив героические поступки. У членов семьи потребность преодолевать трудности, которые они сами ищут или создают. Они отличаются максимализмом установок, ригидностью аффекта, который обычно напряжён до страсти: сумасшедшая любовь, безумное счастье, бешеная ревность, страшное горе.

А. Я. Варга пишет: «Какое требование к чувствам накладывает этот миф? В каком «дизайне» существуют герои? Какой драматический жанр предполагает этот миф? Трагедия. Герои существуют в трагедиях, их не бывает в комедиях. Должно быть определенное восприятие жизни и определенное правило про то, какие эмоции подобает испытывать. Героям подобает испытывать очень сильные чувства, в основном – отрицательные. Хочу обратить ваше внимание на то, как легко узнается миф «Мы – герои», и как правила этого мифа легко тут же озвучить. У нас тоже этот миф очень популярен. Для людей, которые живут в этом мифе, совершенно необходимы трудности, необходимо преодоление, они за все должны биться. Есть это специальное переживание преодоления, такое специальное чувство» [5, с.207].

Они не прощают обид и гордятся тем, что годами не разговаривают друг с другом.

Миф «Спасатель». Для этого мифа обязательно наличие гиперфункционала и гипофункционала, коммуницирующих по принципу комплиментарности. Видно, что из каждого мифа вытекают свои правила. Если спасаешь, обязательно должны быть те, кого необходимо спасать. Всегда будет разделение на спасателя и спасаемого, демонстрирующего «инвалидное» поведение. А. Я. Варга отмечает, что миф о спасении – самый замечательный миф для алкогольной семьи. Она пишет: «Чтобы алкогольная семья существовала долго и счастливо, в ней должен быть миф о спасении. Есть алкоголик – он дисфункционал и обязательно есть гиперфункционал, который спасает. Все терпит, выводит из запоев, если это требуется, и т.д. и т.д. Без мифа «Спасатель» алкогольный брак долго не существует, он распадается. Бывают такие ситуации, когда супруги меняются ролями: он пьет - она болеет, по очереди друг друга спасают. Или оба пьют. Разделение функции спасение происходит по времени» [5, с.212].

Известно, что 70 процентов дочерей алкоголиков выходят замуж за алкоголиков.

А. Я. Варга отмечает, что существует множество мифов: «Мы – люди», «Семья выживальщиков», «Смысл жизни – в детях», «Семья с кумиром», «Жизнь не может быть легка» и т.д. и т.п.

А. А. Нестерова на основе русского фольклора с помощью кластерного анализа (методом установления семантических связей) выделяет 6 типов семейных мифов: миф «о вечной любви», миф «о волшебной силе любви», миф «абсолютизации семейных ситуаций», миф «о злых силах, атакующих семью», миф «о необходимости жертвы ради семьи», миф «о постоянстве семейного благополучия». Психологи-практики, работающие с семейными проблемами, отмечали некоторые из выделенных типов семейных мифологем в своей клинической практике (Л. Б. Шнейдер, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, А. С. Спиваковская) [10, с.21].

Характерно то, что для того, чтобы семья просуществовала долго, мифы у мужа и жены должны совпасть, или, по крайней мере, не противоречить друг другу.

В любой семье существует что-то, что скрепляет систему, что помогает людям держаться вместе. Общий миф или общие мифы – условие, необходимое для существования семьи, хотя, конечно, недостаточное. В определенном смысле семья – это группа людей, разделяющая общий миф. В разные периоды жизни семьи существуют разные стабилизаторы. Например, страх одиночества – универсальный стабилизатор, но особенно ярко выступающий в старости. Общие дела: хозяйство, распределение функций, общий бюджет, общие дети – это так же обычные стабилизаторы, которые естественно присутствуют в каждой семье. Внешняя макросистема так же неплохой стабилизатор, особенно в тех обществах, где существует ценность брака, где одинокая женщина или одинокий мужчина воспринимаются как неудачники. Там негативен сам факт развода и общественное мнение является стабилизатором семьи.