Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по организации работы с произведениями различных жанров (стр. 2 из 2)

Методическая модель изучения басни

Методика работы над басней имеет свои особенности. Поскольку басня – это аллегорический рассказ поучительного характера, то работа над ней ведётся как над реалистическим рассказом из жизни животных.

Методическая модель изучения басни может быть следующей:

1) раскрытие конкретного содержания басни;

2) выяснение характерных черт действующих лиц на основе их поведения, поступка;

3) сравнение героев басни: нахождение сходства и различия в поступках, характере;

4) словесное описание по воображению действующих лиц басни либо ситуации;

5) оценка поступков, выражение личностного отношения к ним;

6) определения отношения баснописца к героям;

7) раскрытие иносказательного (аллегорического) смысла басни (встречаются ли такие черты характера у людей);

8) определение основной мысли басни (она заключена в морали);

9) наблюдение над языком басни (диалогическая речь, крылатые выражения);

10) наблюдение над жанровыми особенностями басни (действующие лица – животные; иносказательный смысл, насмешка, ирония автора, мораль);

11) наблюдение над структурными элементами басни (основное содержание, заключение либо развитие действия, мораль).

Методическая модель изучения рассказа

Работу над рассказом необходимо строить также исходя из специфики жанра. Рассказ – это небольшое эпическое произведение, в котором говорится (повествуются) о каком-либо событии в жизни одного или нескольких героев. В рассказе есть сюжет (последовательность событий), который развёртывается во времени и имеет своё начало, самый напряжённый момент (кульминацию) и концовку. После кульминации наступает развязка и действие заканчивается.

Модель изучения рассказа повествовательного характера может быть следующей:

1) выяснение конкретного содержания;

2) выделение рассказчика (кто ведет рассказ, присутствует ли он сам в рассказе);

3) выделение действующего лица, его поступка, причины поступка;

4) выяснение чувств, состояния действующего лица, нахождение слов, называющих это состояние;

5) определение характерных черт героя на основании его поведения, переживаний, поступка;

6) словесное описание (по воображению) действующего лица;

7) выяснение авторского отношения к поступку, герою;

8) определение личного отношения к поступку, герою, высказывание оценочных суждений;

9) выяснение основной мысли произведения.

Если рассказ описательного характера, то анализ текста строится иначе, по следующему плану:

1) нахождение с помощью выборочного чтения описаний картин природы (животного, предмета);

2) наблюдение над словами и выражениями, с помощью которых описывается картина природы, животное, предмет;

3) воссоздание этих картин путём словесного рисования;

4) нахождение слов с общим оценочным значением (замечательная картина);

5) определение авторского и личностного отношения к описанию.

Примечание: Построение анализа произведения по предъявленным методическим моделям будет способствовать восприятию и осознанию младшими школьниками художественного произведения как явления искусства слова.

Литература

1. Стремок И.М. «Литературное чтение» в начальных классах: особенности изучения учебного предмета//Пачатковае навучанне:сям’я, дзіцячы сад, школа.-№4-2008-С.3-7.

Районный учебно-методический кабинет отдела образования Дятловского райисполкома. Баклага Е.Н., методист отдела образования, 21981

Август, 2008г