Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации и указания для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «мировая художественная культура» (стр. 3 из 4)

4. История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение. - М., 1982.

5. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1978.

6. Любимов Л. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение. – М,, 1996.

7. Любимов Л. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение. - М., 1996.

8. . История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение. - М., 1982.

9. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1978.

Тема 9. Художественная культура эпохи «барокко»

1. Особенности взаимодействия видов искусств в эпоху Барокко

2. Развитие литературы и театра, их основные виды и жанры

3. Великие мастера живописи

4. Искусство Франции. Возникновение классицизма

5. Рождение оперы в Италии

6. Полистильность художественной культуры 17 века

Краткие методические указания

Особенностью этой темы является многообразие возможных аспектов её освежения, что обусловлено самим содержанием художественной культуры эпохи. Так, барочный синтез можно рассматривать на примере а) пространственного синтеза пластических искусств, б) театрализации живописис и живописи в театре, в) развития оперных жанров, в) синтеза искусств в массовых празднествах. Для раскрытия общего и особенного в основных стилях эпохи рекомендуется сопоставить памятники барокко и классицизма, барокко и рококо, барокко и «барочного реализма».

Основные понятия и термины

Бельканто, барокко, «барочный синтез!», «барочный реализм», гелиоцентризм, гомофонно-гармонический стиль, классицизм, комедия характеров, караваджизм, кантата, концерт, лютеранство, маньеризм, музыкальная драма, натюрморт, опера-сериа, оратория, парсуна, протестантизм, реализм, сюита.

Темы докладов и сообщений

1. Художник и эпоха. Великие мастера Рубенс, Рембрандт, Веласкес, Пуссен и их школы

2. Барокко в музыке

3. Итальянская скрипичная музыка и её представители

4. Драматизм мироощущения человека в искусстве Барокко

5. Творчество Бернини

6.

Рекомендуемая литература

1. Арагон Дж. К. История итальянского искусства: В 2-х тт. – М., 1990.

2. Прусс И.Е. Западноевропейское искусство 17 века. – М., 1974.

3. Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись 17 века. – М., 1989.

4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 1990.

5. Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка 17-18 веков в ряду искусств. – М., 1977.

6. Левина И.М. Искусство Испании 16-17 веков. – М., 1966.

Тема 10. Эпоха Просвещения. Основные тенденции в искусстве

1. «Совершенный человек» в искусстве Просвещения (литература, музыка)

2. Просветительское мировоззрение и классицистический синтез искусств (архитектура, изобразительное искусство)

3. Художественные стили эпохи Просвещения: классицизм, барокко, рококо, сентиментализм

4. Идеи просвещения в музыкальной культуре

Краткие методические указания

Особенностью этой темы является многообразие возможных аспектов её освежения, что обусловлено самим содержанием художественной культуры эпохи. Так, барочный синтез можно рассматривать на примере а) пространственного синтеза пластических искусств, б) театрализации живописи и живописи в театре, в) развития оперных жанров, в) синтеза искусств в массовых празднествах. Для раскрытия общего и особенного в основных стилях эпохи рекомендуется сопоставить памятники барокко и классицизма, барокко и рококо, барокко и «барочного реализма».

Основные понятия и термины

Абсолютизм, ассамблея, аллегория, академия, академизм, вальс, гимназия, историческая картина, классицизм, мифологический жанр, опера-буффа, оркестр, просветительство, рационализм, просветительский реализм, рококо, рокайль, сентиментализм.

Темы докладов и сообщений

1. Разум и чувство; герои классической трагедии и «слёзной» комедии

2. Художественные открытия литературы Просвещения

3. Австрийская музыкальная культура и её представители

4. И.С.Бах: творчество и судьба

Рекомендуемая литература

1. Культура эпохи Просвещения. – М., 1993.

2. Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. – М., 1994.

3. Гомбрих Э. История искусства. - М., 1998.

4. Хогарт У. Анализ красоты. Изд.2-е. – М., 1997

Тема 11. Художественная культура России XYIII века

1. Основные направления художественной жизни России эпохи Просвещения

2. Портрет в русской живописи 18 века

3. Русская доклассическая опера и её представители

Краткие методические указания

Учитывая синхронность и целостность эпохи Просвещения, рекомендуется строить занятие как выявление наиболее общих проблем просветительского мироотношения, при этом рассматривать в едином ряду произведения западноевропейских и русских мастеров. Так, проблему «совершенного человека» можно рассматривать, анализируя живописный и скульптурный портрет /Шубин, Рокотов, Левицкий, Никитин/. Для анализа классицистического синтеза искусств целесообразно привлечь памятники градостроительного искусства и архитектуры /ансамбль Биржи и Адмиралтейство в Санкт-Петербурге/.

Основные понятия и термины

Абсолютизм, ассамблея, аллегория, академия, академизм, вальс, гимназия, историческая картина, классицизм, мифологический жанр, опера-буффа, оркестр, просветительство, рационализм, просветительский реализм, рококо, рокайль, сентиментализм, виватный кант, ода, партесное пение, публичный театр.

Темы докладов и сообщений

1. Русская духовная музыка

2. Художественные открытия литературы Просвещения

3. Русский театр 18 века

4. Дворянская усадьба и её значение в русской культуре

5. Санкт-Петербург как явление художественной культуры

6. Классицизм в русской художественной культуре

Рекомендуемая литература

1. Валицкая А.И. Русская эстетика XVIII века. - М., 1976.

2. Зезгена М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - М., 1990.

3. Коваленская Н. Русский классицизм. - М., 1964.

4. Краснобаев Б. Очерки истории русской культуры XVIII века. - М., 1987.

5. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т.2. - М., 1994.

6. Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века. - М., 1995.

7. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. - М., 1998.

Тема 12.Западноевропейская художественная культура XIX века

1. Многообразие художественных стилей как культурная особенность 19 века

2. «Романтизм» как умонастроение, творческий метод, стиль, тип художественного мышления в культуре 19 века (живопись, музыка, литература)

3. Реализм, его роль в художественной культуре вт. пол. 19 века

4. Поиски стиля в художественной культуре конца 19 века (импрессионизм, символизм, декаданс)

Основные понятия и термины

Баллада, баркарола, вальс, индивидуализм, интимный портрет, колорит, легенда, лирика, мазурка, немецкая романтическая музыкальная эстетика, ноктюрн, полонез, прелюдии, реализм, романс, романтизм, романтическая утопия, сенсуализм, символизм, симфония, сказка, скерцо, соната, социальный роман, тарантелла, фантазия, фольклор, экспромт, музыкальная элегия, импрессионизм.

Темы докладов и сообщений

1. Романтическая концепция природы в литературе и живописи

2. Типы романтических героев: общее и национально особенное (на примере музыки, театра, литературы)

3. Музыка в культуре 19 века

4. Опера в музыкальной культуре 19 века

5. Критический реализм в литературе

6. Постимпрессионизм в живописи

7. Импрессионизм в музыке

Рекомендуемая литература

1. Белый А. Символизм как миропонимание. – М., 1994.

2. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. – М., 1966.

3. Гомбрих Э. История искусства. - М., 1998.

4. История зарубежного искусства. - М., 1984.

5. Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца 18 – 20 веков. – Л., 1990.

6. Кон Винер. История стилей изобразительных искусств. Вып. 2. – М., 1998.

7. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. – М., 1983.

8. Чегодаев А.Д. Импрессионизм. – М., 1971.

Тема 13. Художественная культура России Х1Х века

1. Романтическая концепция в художественной культуре России

2. Генезис и особенности русского критического реализма /живопись, литература, музыка/

3. Русская классическая музыкальная школа и её представители

Краткие методические указания

Охарактеризуйте основные направления искусства 19 века. Раскрытие основной проблематики художественной культуры этого периода может быть дано в ходе сопоставительного анализа произведений разных жанров и видов искусств. Например, типы романтических героев наглядно представлены в поэзии, живописи; романтическая концепция природы проявляется в литературе, портретной живописи, парковых ансамблях; реалистические тенденции особо ощутимы в произведениях живописи, литературы, музыкально-драматического жанра как зарубежных, так и отечественных авторов.

Основные понятия и термины

Ампир, баллада, баркарола, вальс, индивидуализм, интимный портрет, колорит, легенда, лирика, ноктюрн, прелюдии, реализм, романс, романтизм, романтическая утопия, сенсуализм, символизм, симфония, сказка, скерцо, соната, социальный роман, тарантелла, фантазия, фольклор, музыкальная элегия, литературоцентризм, передвижничество, «Могучая кучка».

Темы докладов и сообщений

1. «Анатомия души» в русской литературе /Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский/

2. Народ и история / «Борис Годунов» - А.С.Пушкин, М.П.Мусоргский/

3. Объединение «Товарищество передвижных художественных выставок»

4. Творчество М.И.Глинки и «Могучей кучки»

5. Ведущие архитекторы и скульпторы Росси 19 века

Рекомендуемая литература

1. Зенина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. – М., 1990.

2. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т.2. - М., 1994.

3. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. - М., 1998.

4. Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок. Исторические очерки. – М.. 1989.

5. Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. – М., 1975.