1) нарушение последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями предложения;
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) раздробление микротемы другой микротемой;
5) несоразмерность частей высказывания;
6) отсутствие необходимых частей высказывания;
7) перестановка частей высказывания и т.п.
Критерий 5. Следование нормам речи.
Грамотность и нормативность речи оценивается по количеству речевых ошибок и речевых недочетов, допущенных учащимися.
К речевым ошибкам лексического характера следует отнести:
1) употребление слова в несвойственном ему значении;
2) нарушение лексической сочетаемости;
3) употребление лишнего слова (плеоназм);
4) употребление рядом однокоренных слов (тавтология);
5) употребление слова (или выражения) иной стилевой окраски;
6) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм;
7) бедность и однообразие синтаксических конструкций;
8) неудачный порядок слов.
Разновидностью речевых ошибок являются стилистические.
К стилистическим ошибкам относятся:
1) употребление иностилевых слов и выражений;
2) неудачное использование экспрессивных, эмоционально-окрашенных средств;
3) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;
4) смешение лексики разных исторических эпох.
На оценку распространяется положение об однотипных и негрубых ошибках.
Успешность сдачи экзамена зависит от знания текстов обязательных для изучения произведений и степени сформированности общеучебных и предметных умений:
- способности к многоаспектному анализу и интерпретации художественного произведения как единого целого (умение на инструментальном уровне использовать термины и понятия при анализе произведений, глубина понимания идейно-художественного своеобразия изученных произведений, умение анализировать художественный текст с опорой на воплощенный в произведении замысел писателя и др.);
- умения сопоставлять литературные произведения, явления и факты, опираясь на историко-культурный контекст, осмысливать их место и роль в литературном процессе (умение включать произведение в разнообразные связи, выдвигать различные основания для сопоставления и др.);
- умения строить письменное монологическое высказывание на литературную тему (умение продумывать четкую композицию собственного текста, логически связывать части высказывания, формулировать тезисы, подтверждая их аргументами и примерами, соблюдать речевые нормы и др.).
Типичными можно считать следующие ошибки, допускаемые при выполнении экзаменационной работы по литературе в формате ЕГЭ:
- недостаточное знание (а в ряде случаев незнание) текстов художественных произведений;
- незнание историко-литературного и культурно-исторического контекста;
- неверное или неточное использование литературоведческих терминов и понятий;
- неадекватное прочтение формулировок заданий;
- неумение построить собственное монологическое высказывание в письменной форме;
- изъяны в речевом оформлении письменных ответов разного объема;
- неумение конкретно отвечать на вопрос.
В заключение следует подчеркнуть, что подготовка к экзамену не потребует от учителя и учащихся штудирования вариантов тестовых заданий: отработка экзаменационного материала должны осуществляться в рамках текущей работы с текстом изучаемых произведений, а также при выполнении письменных работ и написании сочинений. При этом принципиально важной установкой является нацеленность экзамена на проверку основных, определенных государственным образовательным стандартом, умений и навыков работы с художественным текстом.
Приложение
Список литературоведческих терминов
1. Автор. Авторская позиция. Авторский замысел и его воплощение. Авторский комментарий. Повествователь. Сказ. Автор-повествователь. Образ автора.
2. «Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе.
3. Деталь и подробность.
4. Драматизм. Трагизм. Лиризм.
5. Диалог и монолог. Внутренний монолог.
6. Жанровая система. Жанры драмы: комедия, трагедия, трагикомедия, водевиль.
7. Жанры лирики: лирическое стихотворение, элегия, эпиграмма, эпитафия, ода, сонет, лирическая песня, романс, марш, сатира.
8. Жанры эпоса: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, притча, басня, былина, поэма (эпическая), сказка, пословица, поговорка.
9. Жанры лиро-эпические: поэма (лиро-эпическая), баллада.
10. Заглавие произведения.
11. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
12. Идея и идейное содержание.
13. Именование героя.
14. Иносказание и аллегория.
15. Интерпретация.
16. Искусство.
17. Историзм.
18. Историко-литературный процесс.
19. Композиция. Стадии развития действия: пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.
20. Контекст литературный.
21. Конфликт (замкнутый, локальный, устойчивый и др.).
22. Критика литературная.
23. Лирический герой. Лирический субъект.
24. Лирическое отступление.
25. Литературные роды: эпос, лирика, драма, лиро-эпика.
26. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм, модернизм, постмодернизм.
27. Мотив и лейтмотив.
28. Народность.
29. Образ художественный: образ автора, героя, времени, природы, вещи: внесценический образ, собирательный образ и проч. Система образов.
30. Описание.
31. Пафос: трагический, комический, героический, идиллический.
32. Пейзаж.
33. Персонаж, литературный герой, действующее лицо и система персонажей. Резонер. Список действующих лиц.
34. Повествование.
35. Подтекст.
36. Портрет.
37. Поэзия и проза.
38. Проблема и проблематика.
39. Противопоставление: антитеза и контраст.
40. Психологизм. Мотивировка поступка героя.
41. Ремарка.
42. Рифма (точная, приблизительная, смежная, перекрестная, охватная (опоясывающая), мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая, богатая, бедная и др.)
43. Символ.
44. Содержание произведения. Сюжет. Перипетия. Интрига.
45. Стиль.
46. Стиховедение.
47. Строфа и строфика. Двустишие, трехстишие, четверостишие (катрен), пятистишие, шестистишие (секстина), семистишие (септима), восьмистишие (октава), девятистишие (спенсерова строфа, триолет), десятистишие (одическая строфа), одиннадцатистишие («лермонтовская строфа»), четырнадцатистишие (Онегинская строфа, сонет).
48. Синтаксис поэтический.
49. Системы стихосложения. Силлабическое стихосложение. Силлабо-тоническое стихосложение. Тоническое стихосложение.
50. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, дольник, гекзаметр. Стопа. Спондей. Пиррихий. Акцентный стих. Белый стих (свободный стих). Верлибр.
51. Тема и тематика.
52. Тип.
53. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
54. Характер.
55. Художественные средства создания образов (речевая характеристика героя: диалог, монолог; авторская характеристика, портрет, внутренний монолог и др.).
56. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.