ТРИЗ располагает подробным алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ), благодаря чему для владеющего теорией предоставляется возможность решить любую творческую задачу (не только техническую). Проблемное обучение предъявляет повышенные требования к профессиональному уровню учителя не только в отношении знаний, умений, но оно также требует незаурядных творческих способностей от самого учителя. Пользователь ТРИЗ не только может решать творческие задачи, применяя инструментарий ТРИЗ, но и развивает свои творческие способности, выходя на уровень "обыкновенной гениальности". Это связано с тем, что ТРИЗ включает не только логическую программу и списки различных приемов правильного мышления (что способствует организации мышления), но и систему приемов развития творческого воображения (РТВ). "Изучение техники фантазирования не похоже на зазубривание шаблонных приемов. Одно и то же упражнение может быть выполнено по разному в зависимости от личности человека. Здесь как в музыке технические приемы помогают раскрытию индивидуальных качеств, и интересно выполненные упражнения порой доставляют подлинно эстетическое удовольствие, как хорошо сыгранная вещь". (Г.С.Альтшуллер [12], стр. 273).
Обучение ТРИЗ учителей — возможный путь решения проблемы нехватки талантливых учителей для освоения и разработки новых педагогических методик. Обучение этой теории технических и научных специалистов — один из путей повышения уровня современных технологий, обучение детей — обеспечение прогресса во всех областях на следующие за этим десятилетия.
Таким образом, встает задача разработки педагогики ТРИЗ для широкого круга специалистов. Она должна включать в себя в гармоническом сочетании
— цель изучения содержания собственно ТРИЗ,
— способы преподавания,
— приемы учения.
Естественно в преподавании ТРИЗ как предмета применять методы ТРИЗ, Объективные трудности преподавания ТРИЗ являются резервом совершенствования процесса преподавания.
1. Краткий педагогический словарь пропагандиста. Под ред. М. И. Кондакова А. С. Вишнякова, М.: Политиздат 1988 (с. 198).
2. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе, М.: Просвещение, 1977.
3. Мочалова Н. М. Методы проблемного обучения и границы их применения. Изд. Казанского ун-та, 1979 (с. 24).
4. Методика преподавания математики в средней школе. М.: Просвещение, 1980 (с. 5).
5. Кэрролл Л, Приключения Алисы в Стране Чудес. Сквозь Зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье. М.: Изд. Пресса, 1992 (с. 183)
6. Иванов В.И. Формулы творчества или Как научиться изобретать. М.: Просвещение, 1994 (с. 9)
7. Дерзкие формулы творчества. Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1987 (с.80).
8. Альтшуллер Г. С. и Шапиро Р. Б. О психологии изобретательского творчества. Вопросы психологии, № 6. 1956, ее. 37-49, перепечатка: Журнал ТРИЗ, 96,2, Юбилейный номер, ее. 5-14.
9. Журнал ТРИЗ, 96.1, Портфель редакции.
10. Гарина-Домченко А.Н., Крячко В.Б. Можно ли заказать вдохновение. Профтехобразованис, № 12, 1980.
11. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. и начала XX в.. М.: Педагогика. 1990 (с.445).
12. Шанс на приключение. Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1991.