Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для педагогов (стр. 3 из 8)

А теперь, несмотря на столь сложное положение педагога, перейдем все же к описанию конкретных действий.

Если у вас есть основания предполагать, что в вашей школе было нару­шено чье-то право (вы сами узнали об этом или к вам обратился ученик с просьбой о помощи), вы должны действовать следующим образом:

A. Убедиться в достоверности информации. Ни в коем случае нельзя начи­нать с обещаний наказать виновных и с официальных заявлений. Даже если вы сами были свидетелем и все кажется вам очевидным, все равно надо вы­слушать обе стороны. Способы проверки известны. Это опрос других детей (желательно индивидуально, наедине), беседа с возможным нарушителем прав ребенка (общее описание ситуации, без упоминания фамилии конкрет­ного ученика). Не исключено, что решение будет найдено уже на этом этапе, например, если ваш коллега оскорбил ребенка невольно, не осознавая пос­ледствий своих слов или действий.

Б. Точно квалифицировать нарушение (о каком именно праве идет речь? не были ли действия учителя законными или вызванными необходимостью?) и изучить соответствующие нормативные акты (см. далее описание наиболее частых нарушений).

B. Поговорить с родителями ученика. Знают ли они о конфликте? Какова их позиция? Эти вопросы особенно важны, потому что многие родители либо вообще не интересуются школьной жизнью, либо заранее согласны с любыми действиями педагогов. Ваши действия будут эффективны только в том случае, если родители активно вас поддержат.

Г. Найти единомышленников среди педагогов, обсудить ситуацию с ними. Все это вы должны проделать до того, как предпримете открытые шаги по защите нарушенного права. Д. Далее следует:

1) Поговорить с завучем, директором. Объяснить, что ваша цель - не нака­зать виновного педагога, а найти решение, устраивающее все стороны. Пре­дупредить, что вы и родители школьника готовы идти до конца.

2) Обратиться к директору школы или в орган школьного самоуправления (если он функционирует) с официальным заявлением о нарушении права ре­бенка. Лучше всего было бы, если бы одновременно аналогичное заявление по­дали родители. (Если директор не хочет брать заявление, можно оставить его секретарю, получив расписку на втором экземпляре, или отправить по почте с уведомлением о вручении.) Обычно больше ничего делать не требуется, потому что директор всегда старается решить конфликт внутри школы, без вмешательс­тва вышестоящего начальства и тем более правоохранительных органов.

3) Обратиться с жалобой в управление образования, в прокуратуру, к упол­номоченному по правам человека или уполномоченному по правам ребенка (если в вашем регионе они есть). Эту жалобу должны подавать родители (опе­куны), вы можете выступать только в роли консультанта. Жалобы родителей, как правило, не остаются без ответа. За последние годы известны десятки случаев, когда вышестоящее начальство или же правоохранительные органы реагировали достаточно быстро и эффективно.

Разберем теперь несколько наиболее типичных ситуаций, когда дети или родители считают, что права ребенка нарушены педагогическими работника­ми школы.

1.2.1. Конфликты на уроках из-за содержания изучаемой дисциплины,
из-за оценок, из-за поведения

Первый случай: ученик жалуется вам как классному руководителю на то, что учитель-предметник постоянно занижает ему отметки, учитывая не зна­ния, а поведение на уроке.

Прежде всего ученику нужно объяснить, что любая отметка всегда субъектив­на. Определить, насколько справедливо поставлена отметка, со стороны бывает достаточно сложно. У каждого учителя могут быть свои критерии оценки знаний учащихся, поэтому бессмысленна жалоба: «Она поставила мне тройку, а другие учителя (в другой школе) за такой же ответ ставят пятерку». По закону, если речь идет о текущей успеваемости и промежуточной аттестации, педагогический кол­лектив может сам выработать любые внутренние способы оценивания достиже­ний учащихся, в том числе отказаться от пятибалльной системы или вообще пе­рейти на безоценочное обучение[10]. Все имеющиеся нормативы (такая-то отметка за такое-то количество ошибок) обязательны только при итоговой аттестации - эк­заменах в 9 и 11 классах. [Чтобы не давать детям и их родителям лишнего повода для жалоб, проще всего зафиксировать выработанные (общешкольные или инди­видуальные) критерии в письменном виде и ознакомить с ними всех желающих.]

Так что о несправедливой отметке можно говорить только в том случае, если учитель демонстрирует «избирательный подход» к одному или несколь­ким детям. Например, полкласса не выполнили задание, а двойку поставили одному-единственному ученику. Доказать факт предвзятого отношения очень трудно, поэтому мы можем рекомендовать не вступать в долгие дискуссии ни с учеником, ни с обвиняемым учителем, а действовать строго в рамках закона. Самое правильное решение в этой ситуации - официальное (приказом по шко­ле) назначение комиссии, проверяющей реальный уровень знаний ученика.

Более сложный случай - если ребенок жалуется на то, что учитель наказы­вает за несогласие с его точкой зрения. Здесь возможны три варианта:

• речь действительно идет о мировоззренческих проблемах, учитель навя­зывает детям свои политические или философско-религиозные взгляды, нару­шая свободу убеждений своих учеников[11];

• имеется несовпадение мнений по какому-то конкретному вопросу (чаще всего в оценке поступков и характеров людей, произведений искусства);

• ребенок не различает объективную информацию и собственное мнение по поводу этой информации (так, девятикласснику нравится «предпринима­тель» Чичиков, и он начинает доказывать, что в поэме Гоголя это единствен­ный положительный герой).

С правовой точки зрения немедленного вмешательства требует только пер­вый вариант. Необходим серьезный разговор с учителем, который, возможно, не видит никакой своей вины: «Я же просто честно им рассказываю, я не могу думать по-другому».

В самом деле, сложно ожидать от верующего, воцерковленного человека беспристрастного изложения теории эволюции, а от убежденного либерала-западника - признания исторической закономерности Октябрьской револю­ции 1917 г. Но можно и должно требовать строгого исполнения двух пунктов: во-первых, четко отделять свою позицию от позиции авторов действующих программ и учебников и, во-вторых, не карать детей за их взгляды.

Вероятно, работу такого учителя придется контролировать в течение дли­тельного времени: например, поручить кому-то дополнительную проверку наиболее важных контрольных работ учеников, которые стоят на иных по сравнению с учителем идейных позициях.

Разумеется, все должно быть максимально деликатно по отношению к учи­телю, чтобы дети не сделали вывода о его общей профессиональной несосто­ятельности.

1.2.2. Оскорбления, унижение достоинства, жестокое обращение

Агрессия со стороны учителя по отношению к ученику, увы, явление до­вольно распространенное. Чаще всего оно связано с низким уровнем педаго­гического мастерства. Учитель может оскорбить и даже ударить ребенка не от природной жестокости, а от бессилия. Но школа как учреждение должна зани­мать однозначную позицию: достоинство всех участников образовательного процесса должно быть защищено и обеспечено системой четко прописанных мер.

Не надо бояться огласки и публичного разбирательства: гласное обсужде­ние поможет снять с учителя обвинения, если они ложны, и научит всех конт­ролировать свои эмоции. Алгоритм прост:

• получить письменное заявление от ученика или его родителей (родители решатся на это только в том случае, если убеждены в серьезности обвине­ния);

• приказом по школе создать комиссию для проведения служебного рассле­дования (обязательно включить в нее представителей родителей и учащих­ся)[12];

• опросить обе стороны конфликта и свидетелей (при полной гарантии ано­нимности);

• принять решение и довести его до сведения всех сотрудников и учащихся (решение этой комиссии в любом случае будет более мягким, чем судебный приговор).

Многочисленные судебные процессы, на которых учителя были осужде­ны именно за оскорбления, унижение достоинства и жестокое обращение со школьниками, объясняются в том числе и нежеланием школьной админист­рации решить проблему внутри школы, чтобы родители не были вынуждены искать справедливости в прокуратуре и суде.

1.2.3. Детский труд и самообслуживание

В последние годы все чаще школьники жалуются на принуждение к труду. Все слышали, что принудительный труд запрещен, тем более детский. Неко­торые дети заявляют даже о том, что учеба - это тоже принудительный труд и что они «перерабатывают», выполняя домашние задания[13]. Поэтому учителю необходимо знать, что такое принудительный труд и детский труд. Эти зна­ния пригодятся учителю и для того, чтобы не допустить принуждения к труду со стороны работодателя.

Под принудительным трудом понимается всякая работа или служба, тре­буемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг[14].

Однако пункт 2 статьи 2 Конвенции № 29 «О принудительном или обяза­тельном труде» уточняет:

<«.. > термин "принудительный или обязательный труд"... не включает в себя:

a) всякую работу или службу, требуемую в силу законов об обязательной военной службе и применяемую для работ чисто военного характера;

b) всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны;

c) всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государс­твенных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в рас­поряжение частных лиц, компаний или обществ;