d) всякую работу или службу, требуемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях войны или бедствия или угрозы бедствия <...> и вообще обстоятельств, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения;
e) мелкие работы общинного характера, то есть работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива <...> при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ <.. .»>.
Для учителей как наемных работников чрезвычайно важно также то, что российский Трудовой кодекс признает принудительным трудом «нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплату ее не в полном размере»[15].
Под детским трудом понимается не любая работа, выполняемая лицом до 18 лет. Многие дети в различных странах выполняют работу, которая полностью сочетается с получением ими образования и с их полноценным физическим и умственным развитием, получая или не получая плату, которая соответствует их уровню зрелости и возрасту. В понятие «детский труд» не включается деятельность, связанная с оказанием помощи после уроков в школе и выполнением домашних заданий, с работой по домашнему хозяйству, в саду, огороде, по уходу за маленькими детьми или при выполнении других легких видов работ.
Детский труд - это оплачиваемая и не оплачиваемая работа или деятельность, которая в психическом, физическом, социальном или моральном отношении сопряжена с опасностью для детей или причинением вреда детям.
Международными документами определяются категории труда, в котором ни при каких обстоятельствах не должен участвовать ребенок. В частности, Конвенции Международной организации труда (МОТ) № 138 и № 182 выделяют труд, который ставит под угрозу физическое, умственное или нравственное благополучие ребенка, так называемый опасный труд.
Если говорить о принудительном труде в современной российской школе, то обычно имеется в виду принуждение школьников к участию:
• в ремонтных работах;
• в субботниках по благоустройству школы и пришкольной территории;
• в летней трудовой практике.
С правовой точки зрения проблема сложная. Если исходить из буквы закона, можно сказать, что все эти виды деятельности школьников не являются принудительным трудом, так как совершаются для «местного сообщества» либо из «учебно-воспитательных соображений».
Но необходимо учитывать большое количество факторов:
• добровольность (кто и как принимает решение о необходимости работы; различные формы принуждения: от угрозы отчисления из школы до осуждения коллективом);
• посильность (известны многочисленные случаи, когда детям приходится делать непосильную работу просто потому, что ее необходимо сделать для школы, а нанять рабочих нет средств);
• соблюдение всех санитарных норм (один из самых важных и практически полезных пунктов, так как дети не знают, в каких условиях им можно работать, а в каких - нельзя);
• учебно-воспитательное значение (осмысленность труда, наглядность результатов труда; проблема вознаграждения за труд).
Кроме этого нужно различать учебные занятия (предметы типа «домоводство», «технология», «труд») и внеклассную работу, в том числе трудовую практику. Учитель может требовать посещения уроков и выполнения учебных заданий, но не ремонта стульев или подметания школьного двора.
«Учреждению запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родителей (законных представителей)»[16].
В приказе Министерства образования РФ сказано: «Вопросы организации производительного труда, проведения трудовой практики решаются советами учебных заведений на основе добровольного участия школьников за счет использования часов вариативной части Базисного учебного плана»[17].
К сожалению, школа довольно часто практически вынуждена использовать труд родителей и учеников из-за нехватки бюджетных средств. Можно обсудить различные варианты решения этой проблемы с родителями, с советом школы и т.д.
Субботники вряд ли можно отнести к принудительному труду. Однако, анализируя конкретные случаи организации субботников, можно обратить внимание на «частности»:
• имеют ли работники (педагоги, школьники) право высказаться?
• есть ли прямая польза для школьного коллектива?
• можно ли считать школу «местным сообществом»?
• не является ли эта работа просто сверхурочным, неоплаченным трудом, экономящим средства, предназначенные для организации уборки школы?
Таким образом, если к вам обратились дети с жалобами на принуждение к труду, вам придется вместе с ними проанализировать ситуацию по всем вышеперечисленным параметрам и принять меры, если нарушение в самом деле имеет место.
Говоря о трактовке этих принципов в современном российском законодательстве, мы имеем в виду четыре аспекта:
• право иметь любые убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (последнее мы хотим особенно подчеркнуть, потому что мало кто решается сейчас говорить о правах атеистов, агностиков или людей, не желающих самоопределяться в рамках существующих конфессий);
• запрет дискриминации по религиозным или политическим основаниям (в том числе и запрет навязывать кому-либо определенные убеждения);
• светский характер государства, предполагающий невмешательство государства в религиозную (и - шире -духовную) жизнь граждан, полный нейтралитет по отношению ко всем религиозным и политическим организациям, не признанным по суду экстремистскими;
• запрет создания на предприятиях и в учреждениях политических или религиозных организаций, политической агитации и пропаганды.
Если конкретизировать эти положения применительно к проблеме реализации свободы совести в государственной и муниципальной школе, то мы получим несколько четких требований.
1. Никакие органы государственной власти, как и органы местного самоуправления, не имеют права разрабатывать, одобрять, рекомендовать для обязательного изучения учебные курсы, программы, учебные пособия, в которых прямо или косвенно поддерживается или осуждается та или иная религия.
2. Учителя не имеют права использовать свой предмет для пропаганды какой-либо религии или политической доктрины. Во всяком случае, личные убеждения учителя не должны влиять на оценку качества знаний учащихся.
3. Родителям учащихся должно быть предоставлено право выбора образования, которое соответствует их религиозным и философским убеждениям. При этом любое давление на родителей исключено, а их желание, чтобы дети получали религиозное образование, должно быть ясно выраженным.
4. Главная задача органов управления образованием - следить за соблюдением прав и свобод учащихся при организации факультативных курсов религиозного и религиоведческого характера.
5. Все вышесказанное относится не только к обучению на уроках, но и к внеклассным и внешкольным воспитательным мероприятиям[18]. Надо помнить, что внеклассные мероприятия не могут быть обязательными[19]. Недопустимы любые угрозы и санкции за неучастие ученика во внеклассных и внешкольных мероприятиях.
Большую опасность представляет собой политизация школы. В СМИ описаны случаи, когда школьная администрация и учителя не препятствуют молодежным отделениям партий в проведении политической агитации, что противоречит конституционному принципу идеологического многообразия и прямо запрещено Законом «Об образовании»[20]. В некоторых регионах партии пытались вести предвыборную агитацию через учителей, которые объясняли детям, как должны голосовать их родители.
К сожалению, значительная часть родителей не осознает все это как нарушение своих родительских прав[21]. Мало кто из родителей интересуется содержанием образования и тем более воспитательной внеклассной работой. Поэтому до сих пор заявления о нарушении свободы совести мы слышим только от родителей, для которых особенно важно, во что и как именно будут верить их дети: протестантов, мусульман, иудеев.
Но это не означает, что все в порядке и нарушений нет. Учитель может по собственной инициативе поднять вопрос о свободе убеждений школьников и добиться прекращения антиконституционной практики. Основной способ – строгое исполнение требований всех нормативных актов, регулирующих работу учителя и жизнь школы.
Если, например, вам предлагают вместе с классом принять участие в освящении школы или в манифестации, организованной каким-либо молодежным движением, поинтересуйтесь, есть ли письменный приказ директора школы. Как в нем сформулированы цели мероприятия? На кого возложена ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей? В конце концов, объясните своему начальству, что в должностной инструкции классного руководителя нет ни слова об обязательном участии в религиозных и политических мероприятиях.
1.2.5. Проявления ксенофобии и нетерпимости, дискриминация
Как могут проявляться ксенофобия и нетерпимость школьников?
В школе ксенофобия[22] и нетерпимость у детей могут проявляться в разных формах: