Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения (стр. 1 из 2)

Приложение №1

Федеральное агентство по образованию Югорский государственный университет

ИЯИКНЮ

____________________________________________________________________________________________________________

факультет

Журналистика и литература

________________________________________________________________________________

кафедра

Рябий М.М.

________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О. автора

Методические рекомендации к выполнению

контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

Дисциплина ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(вторая треть XIX в.)

название дисциплины

Специальность 031001 – Филология

название и номер специальности

Курс 2

З-3260

Семестр весенний семестр 2008 учебного года

Ханты-Мансийск – 2007

1. Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы

№ темы Наименование темы, наименование вопросов, изучаемых на лекции и самостоятельно
Лекционные темы Литературный процесс 1840–1860-х гг. Западничество и славянофильство: идеологические програм­мы и основные персоналии. «Натуральная школа» в русской литературе 1840-х и ее роль в становлении русского реализма. Роль В.Г. Белинского в формировании «натуральной школы». Реализм как тип культурного сознания.
Лекционные темы Типология тургеневских романов. Характеристика «персо­нального» типа романа на материале романа «Рудин»: тип героя, принципы сюжетостроения, конфликт, система образов (на примере романов «Рудин» или «Накануне»).
Лекционные темы Поэзия Ф. Тютчева
Лекционные темы Поэзия Н.А. Некрасова. Основные темы и мотивы, особенности поэтики.
Лекционные темы Поэзия А. Фета
Лекционные темы Творчество А.Н. Островского как этапное явление в русской драматургии XIX века.
Тема семинара Роман И.С. Тургене­ва «Отцы и дети».
Тема семинара Роман И.А. Гончарова «Обломов».
Тема семинара Историо­софские воззрения А.К.Толстого и пути их художественной реализации.
Тема семинара Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди»
Тема семинара самостоятельно Литература второй половины 1950–1960-х годов. Социально-исторические условия, периодические издания и литературная критика. Особенности творчества писателей-демократов 1860-х гг.
Тема семинара Драма «Гроза» А.Н. Островского как русская национальная трагедия.
самостоятельно Проза А.И. Герцена 1840-х годов. Роман «Кто виноват?» А.И. Герцена. Проблема взаимодействия личности и общества, личности и истории
самостоятельно «Записки охотника» И.С. Тургенева как прозаический цикл. Принципы создания национального характера. Традиции «натуральной школы» (анализ двух очерков).
самостоятельно Поэзия 50-60 гг. (Лирика А.К. Толстого, Я.П. Полонского, Л.А. Мея, поэтов некрасовской школы).
самостоятельно Семейство Аксаковых как явление русской культуры XIX века. «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», сказка «Аленький цветочек».
самостоятельно Тема любви в творчестве И.С. Тургенева. Творчество И.С. Тургенева в литературной критике (Н.Г. Чернышевский «Русский человек …»).
самостоятельно «Дым» как начало нового этапа в романном творчестве И.С. Тургенева. Проблематика и символика романа. «Стихотворения в прозе» в контексте творчества И.С. Тургенева.
самостоятельно Козьма Прутков: творческая биография, смысл творчества, черты художественного стиля.
самостоятельно Роман-утопия Н.Г. Чернышевского «Что делать?» в контексте русской литературы и общественной мысли 1860-х гг.
самостоятельно Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» как «эпо­пея народной жизни». Особенности жанра и композиции. Типо­логия крестьянских характеров. Фольклорные традиции в поэме.
самостоятельно Натурфилософская лирика Ф.И. Тютчева. Принципы создания образа Природы. Художественная интерпретация философии Шеллинга.
самостоятельно Проблема художественного мировидения А.А. Фета. Поэзия Фета 1840–1850-х годов. Импрессионистическая природа его поэзии. Принципы психологизма.
самостоятельно «Бесприданница» А.Н. Островского: драматизм и глубина психологизма, характер конфликта.
Контрольная «Былое и думы» А.И. Герцена. История создания, особенности жанра и композиции
Контрольная «Таинственные повести» в контексте творчества И.С. Турге­нева («Фауст», «Призраки», «Клара Милич», «Песнь торжест­вующей любви» и др.).
Контрольная «Обыкновенная история» И.А. Гончарова как воссоздание новой, современной поэзии бытия.
Контрольная Народный мир в поэмах Н.А. Некрасова «Коробейники», «Мороз, Красный нос». Тема смерти в поэмах.
Контрольная Картина мира в лирике Ф.И. Тютчева.
Контрольная «Отцы и дети» И.С. Тургенева как социально-психологический роман
Контрольная Роман А.И. Гончарова «Обломов»
Контрольная Тема «маленького человека» в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди»
Контрольная Историософские взгляды А.К. ТОЛСТОГО и пути их художественной реализации
Контрольная Драма «Гроза» А.Н. Островского как русская трагедия

2. Основные требования к выполнению, оформлению и защите контрольной работы

Студент должен познакомиться, в первую очередь с текстами по избранной теме, затем с рекомендованной литературой.

Приступая к выполнению контрольной работы, студент должен знать, что работа будет зачтена

1. при условии знания текстов и использования этого знания в контрольной работе;

2. при условии использования студентом нескольких источников (статей, монографий, справочной и другой литературы) для раскрытия избранной темы;

3. при условии культуры изложения материала: обязательного указания на источники, грамотного цитирования (прямого и косвенного) авторов, определения собственной позиции и обязательного собственного комментария приводимых точек зрения;

4. при условии грамотного оформления контрольной работы: соблюдения всех структурных элементов работы: титульный лист (по форме), развернутый план, обязательные сноски и заключение, библиография.

Темы контрольных работ

1 тема

«Былое и думы» А.И. Герцена. История создания, особенности жанра и композиции

1. Истоки душевной драмы Герцена и замысел книги «Былое и думы»

2. Особенности жанра и композиции и сюжета «Былого и дум».

3. Социально-исторический анализ русской жизни – лица и личности в книге Герцена (принципы изображения человека – проблема среды):

– «оригиналы» и «умные ненужности» (отец и его братья, Кетчер, В.П. Боткин, Энгельсон;

– идеальные люди (Жеребцова, семья Пассек);

– «сильные деятели» (Белинский, Грановский, Гарибальди);

4. Историзм мышления Герцена и особенности поэтики его книги.

ЛИТЕРАТУРА

Елизаветина Г. «Былое и думы А.И. Герцена М.,1984.

Гинзбург Л.Я. «Былое и думы» Герцена Л., 1957.

Прокопьев В.А. Герцен М., 1979.

Гинзбург Л.Я. «Человеческий документ» и построение характера // Гинзбург Л.Я.
О психологической прозе. - Л.. 1971. - С. 254 - 282.

2 тема

«Таинственные повести» в контексте творчества И.С. Турге­нева («Фауст», «Призраки», «Клара Милич», «Песнь торжест­вующей любви» и др.).

Добролюбов Н.А. Когда же придет настоящий день? Люб. изд.

Писарев Д.И. Базаров. Любое изд.

Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. М., Л., 1967.

Лебедев Ю.В. У истоков эпоса (очерковые циклы в русской литературе 1840 1860-х гг.). Ярославль, 1975.

Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М., 1987.

Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX в. Л., 1982.

3 тема

«Обыкновенная история» И.А. Гончарова как воссоздание новой, современной поэзии бытия.

Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. Любое издание.

Добролюбов Н.А. Что такое обломовшина? Любое изд.

Маркович В.М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман XIX в. Л., 1982.

Мельник В.И. Реализма И.С. Гончарова. Владивосток, 1985.

Отрадин М.В. «Сон Обломова» как художественное целое // Русская литература. 1992. № 1.С. 3-18.

Криволапое В.Н. Еще раз об «обломовщине» // Русская литература. 1994. № 2. С. 27-48.

4 тема

Народный мир в поэмах Н.А. Некрасова «Коробейники», «Мороз, Красный нос». Тема смерти в поэмах.

Мережковский Д.С. Две тайны русской поэзии // Мережковский Д.С. В тихом омуте. М., 1991. С. 426-482.

Корман Б.О. Лирика Некрасова. Воронеж, 1964.

Скатов Н.Н. Некрасов. Современники и продолжатели. М., 1986.

5 тема

Картина мира в лирике Ф.И. Тютчева.

БерковскиЙ Н.Я. Тютчев // Тютчев Ф.И. Стихотворения. М., Л., 1962. С. 5-78.

Лотман Ю.М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю.М. Избр. ст.: В 2 т. Таллин, 1993. Т. 3. С. 143-171.

Пигарев К.В. Жизнь и творчество Тютчева. М., 1962.

6 тема

«Отцы и дети» И.С. Тургенева как социально-психологический роман

1. Смысл заглавия романа.

2. Образ демократа-разночинца Евгения Базарова и аристократа Павла Петровича

3. Полемика современников Тургенева вокруг образа Базарова.

4. Роль любовной линии в романе: взаимоотношения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Романы И.С. Тургенева (любое издание).

2. Добролюбов Н.А. Когда же придет настоящий день? Что такое обломовщина? (любое издание).