Мировоззрение и здоровье также взаимосвязаны. Такие ошибочные убеждения способны вызывать самые различные негативные эмоциональные состояния, сказываясь и на общем психофизическом самочувствии. Человек убежден, что на самом деле несчастен. Порой он так настаивает на своем, что в это начинают верить и окружающие. По большому счету, играет роль только личное ощущение самоценности. Мировоззрение может помочь сохранению и развитию здоровья, но также может и усугубить болезненные симптомы.
Тема 2: «Способность позитивного мышления» (2 часа)
Цель: Помочь учащимся сформировать диалогичное мышление, оптимистическую позицию и позитивное мышление, как стремление более полного отображения реальности.
Основные понятия: «Диалогичность мышления», «оптимизм и пессимизм». «Позитивное мышления», « деятельность».
Методические рекомендации: Тема логически продолжает раскрытые закономерности по теме «Мировоззрение и качество жизни».
Позитивное мышление характеризуется ориентацией человека на сильные, положительные стороны в ситуации или в исследуемом предмете. Позитивное мышление присуще оптимистам. Однако, это не говорит о том, что позитивно мыслящий человек не замечает или отрицает слабые стороны воспринимаемых предметов или явлений. Но позитивность ориентирует человека на преодоление недостатков с опорой на положительные, ресурсные стороны.
Психологи выделяют несколько типов мировоззренческих установок:
· Мировоззрение со знаком «минус», установкой которого может являться лозунг «жизнь ужасна».
· Мировоззрение со знаком «плюс» - «жизнь прекрасна».
· Мировоззрение, которое можно обозначить формулой «плюс - минус». «Жизнь прекрасна, но и ужасна».
· Мировоззрение «плюс – минус – плюс». «Жизнь прекрасна, и жизнь ужасна, и именно поэтому она особенно прекрасна».
Последнее из вышеназванных мировоззрений является более реалистичным. Ведь в этой жизни человек переживает опыт как прекрасного, так и ужасного. Но смысл переживаний трудностей и преодоления проблем в том, чтобы самому помочь приблизить и развить прекрасное. Такое мировоззрение способствует и выработке более активной жизненной позиции, и большей толерантности, и как ни странно, позволяет сохранять свое психическое и физическое здоровье.
В качестве иллюстрации способности воспринимать позитивно происходящие события можно также использовать язык метафор, сказок или историй. Можно вспомнить сказку о лягушке, попавшей в сосуд с молоком, или обсудить притчу:
«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: « Я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились: «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник, так почему же но он был наказан, а ты вознагражден?» На это последовал ответ: «Все зависит от того, не что сказать, а как сказать».
Тема 3: «Развитие нравственного сознания» (2 часа)
Цель: рефлексия критериев, по которым выносится суждение о поведении; формирование представления о ненасильственном поведении.
Основные понятия: нравственное сознание.
Методические рекомендации: При раскрытии темы развития нравственного сознания целесообразно попросить учащихся вспомнить материал, изученный ранее, касающийся этапов жизненного цикла. Не только строение и функционирование организма претерпевает с течением времени различные изменения, но и его психическое развитие, интеллект, мышление, сознание. Нравственное сознание также имеет свое развитие.
Особенностью моральных суждений в детском возрасте является большая важность результатов совершенного поступка, чем намерение. Например, по мнению маленького ребенка, Петя, который разбил 10 тарелок, помогая маме накрывать на стол, заслуживает большего наказания, чем Женя, без спросу взявший из шкафа конфету и разбивший при этом всего одну тарелку.
Далее ученикам предлагается прослушать историю одного человека и самостоятельно оценить его поступок. История содержит в себе нравственную дилемму: поступок можно расценить и как правильный и как неправильный с различных точек зрения. Можно организовать диалог, в котором учащиеся могут свободно высказать свое отношение к действиям героя истории. В заключении обсуждения предлагается каждому самостоятельно определить по каким принципам оценивался поступок: с точки зрения результатов, к которым он привел; с точки зрения избегания наказания; с учетом личных интересов героя истории; с той позиции, как оценят поступок другие люди; с позиции авторитета, закона и порядка; с учетом общественного договора и человеческих прав; с точки зрения универсальных принципов бытия.
В качестве иллюстрации можно привести историю, предлагаемую американским психологом Колбергом (1958) детям и подросткам при изучении развития нравственного сознания.
История: «В одной европейской стране умирает от особой формы рака некая женщина. Между тем есть лекарство, которое, по мнению врачей, могло бы ее спасти. Это лекарство, в состав которого входит радий, только что открыл живущий в том же городе фармацевт. На его изготовление фармацевт затратил 200 долларов, однако, только за одну дозу этого лекарства он требует в 10 раз больше денег, чем он израсходовал, т.е. 2000 долларов. Муж больной женщины, Хайнц, сделал все возможное, чтобы собрать эту сумму, одалживая деньги у знакомых, но получить ему удалось только половину. Тогда он возвращается к фармацевту и просит его понизить цену на лекарство или позволить ему отдать недостающие деньги позднее. Фармацевт отказывает: «Я открыл это лекарство и хочу извлечь из своего открытия много денег». Той же ночью отчаявшийся Хайнц задумывает проникнуть в аптеку, взломав дверь, и похитить лекарство».
Прав он или не прав? Почему?
Тема 4: «Понятие о смысле жизни: смысл творчества,
труда, любви, здоровья как реализации себя» (2 часа)
Цель: создать условия для рефлексии собственных жизненных смыслов; способствовать пониманию других людей.
Основные понятия: «самореализация», «жизненный смысл».
Методические рекомендации: Тема в какой-то мере является итогом пройденного по всем темам мировоззренческого блока в 10 – 11 классах.
Для наиболее осознанной подготовки педагога к разговору на данную тему рекомендуется подробное знакомство с монографией одного из мыслителей современности В. Франкла: (В. Франкл. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./ - Общ. ред. Л.Я.Гозмана и Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с. )
Как и при изучении других тем здесь возможны различные вариации организации урока по выбору учителя в зависимости от степени глубины его подготовки (прежде всего психологической готовности к разговору по данным вопросам) и индивидуально-психологических особенностей.
Одной из форм начала разговора на тему о смысле жизни можно предложить анонимно ответить на вопросы о том, как я понимаю, в чем состоит смысл моей жизни. Ответы записываются на тоненьких полосках бумаги, затем сворачиваются каждым жестом «на себя».
После завершения ответов на вопросы учитель собирает получившиеся рулончики-записки, перемешивая их, и предлагает считать получившуюся сумму ответов коллективным творчеством.
Далее педагог может в форме лекции раскрыть понимание смысла жизни различными мыслителями. Согласно тезису «жизнь самоценна» человеческое существование принимается во всей его полноте: с темными страстями и духовными взлетами, рутиной и праздниками, удачами и неудачами, со всем разнообразием, неисчерпаемостью, таинственностью.
Великодушие и благородство, нежность и верность, самопожертвование и терпимость занимают в реальной жизни отнюдь не последнее место, хотя и не составляют абсолюта во всем разнообразии бытия.
А. Швейцер проповедует благоговение перед жизнью, которое выражается в глубоком уважении к существованию любого одушевленного создания, будь то человек, жук или ромашка. «Жизнь – это космический альтруизм, - говорит Х. Ортега–и-Гасс, - она существует лишь как перемещение от жизненного Я к Другому[9]».
Тезис «жизнь самоценна» ориентирует человека на последовательное, порой терпеливое переживание (проживание) разных этапов жизни и разных ее проявлений. Он исключает самоубийство как способ разрешения жизненных проблем. Утеряв одни жизненные смыслы, испытав некий ценностный крах, человек ищет другие и находит их, ибо последним и главным смыслом является сама жизнь: возможность видеть небо и землю, слушать щебет птиц и журчание воды, радоваться другому человеку и радовать его собой. Тогда каждый прожитый день воспринимается как подарок.
В. Франкл описывает поиски смысла жизни в особых экстремальных кризисных ситуациях. Во время второй мировой войны он сам оказался пленником концентрационного лагеря. Выжить в таких экстремальных условиях человеку помогает порой только вера, поскольку жизнь в настоящей реальности кажется лишенной всякого смысла. И именно люди, сохранившие или возродившие в себе веру, выживали и вновь обретали смыслы жизни уже в новое мирное время.
Смысл жизни многие мыслители связывают с самоактуализацией и саморазвитием. Идея саморазвития является центральной для многих современных концепций о человеке. Например, она занимает ведущее место в гуманистической психологии.