Методические рекомендации по изучению творчества А.И. Солженицына (1918-2008 гг.) в курсе литературы
Изучение творчества А.И. Солженицына, согласно нормативным документам, регулирующим вопросы школьного образования, предполагает обращение к рассказу «Матрёнин двор» при изучении курса литературы в средней школе и повести (рассказу) «Один день Ивана Денисовича» при изучении курса литературы XX века в 11 классе.
Изучение повести (рассказа) «Один день Ивана Денисовича» в курсе литературы XX века связано прежде всего с «лагерной темой» в русской литературе XX века. Обращение к этому произведению позволяет поднять тему трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Необходимо текстуальное, а не обзорное изучение данного произведения на уроках литературы в 11 классе, так как «лагерная тема» не может быть понята учащимися, если они не обращаются к тексту произведения. Изучение «Одного дня Ивана Денисовича» позволяет показать, какова роль художественной литературы в процессе открытия трагических страниц отечественной истории XX века. Поэтому знакомство учащихся с «Одним днём Ивана Денисовича» целесообразнее сделать частью изучения «лагерной темы» в русской литературе.
В профильных гуманитарных классах продуктивным будет сопоставление этого произведения с рассказами В. Шаламова из цикла «Колымские рассказы». Основой для сопоставительного анализа произведений двух писателей должна стать объединяющая их тема - человек в условиях тоталитарного государства. В пользу такого сопоставления говорит то, что рассказы Шаламова невелики по объему, один или два из них вполне возможно прочесть непосредственно на уроке, и это не требует от учителя и учащихся дополнительных затрат времени. Такое сопоставление дает возможность увидеть два подхода к решению «лагерной темы» и вопроса о сохранении человеческого облика в лагере, позволяет продемонстрировать учащимся, что одни и те же процессы могут быть по-разному осмыслены в зависимости от авторской позиции.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе (Приказ МО РФ "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05. 03.2004 № 1089) по литературе (профильный уровень) в качестве одной из задач литературного образования выдвигает совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания
литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций. Повесть (рассказ) «Один день Ивана Денисовича» дает возможность сопоставления ее с лучшими образцами отечественной литературы XIX -XX вв. Образ Шухова может быть рассмотрен как часть галереи характеров русских людей, созданных Л.Н. Толстым, Ф.М. Достоевским, А.П. Платоновым, М.А. Шолоховым и др.
Так, продуктивным представляется рассмотрение образа Ивана Денисовича Шухова в сопоставлении с образом Платона Каратаева из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Образы этих героев позволяют говорить о том, как представляли себе писатели национальный русский характер, в чем видели его основные особенности.
В профильных гуманитарных классах возможно сопоставление повести (рассказа) «Один день Ивана Денисовича» с фрагментами из «Записок из мёртвого дома» Ф.М. Достоевского с точки зрения изображения человеческого характера в особых обстоятельствах - в условиях неволи.
Сопоставление образов Ивана Денисовича Шухова (повесть (рассказ) «Один день Ивана Денисовича»), Матрены (рассказ «Матренин двор») и Юшки (рассказ А. Платонова «Юшка») позволит учителю рассмотреть тему праведничества в русской литературе XX века и решения ее разными писателями.
Такой подход предполагает, что учитель должен обращать внимание учеников не только на тему тоталитарного государства, «лагерную тему» в творчестве А.И. Солженицына, но и на нравственные основы характера Ивана Денисовича Шухова. Литература как школьный предмет рассматривает в первую очередь художественные процессы и нравственную проблематику произведений. Поэтому ограничиваться рассмотрением только социальной проблематики произведений А.И. Солженицына означает обеднять содержание его произведений, делать восприятие их неполным. Сопоставление повести (рассказа) «Один день Ивана Денисовича» с произведениями классической русской литературы позволит избежать такой неполноты.
Такой же подход (рассмотрение в контексте классической и современной русской литературы) наиболее продуктивен и при изучении рассказа «Матренин двор». Показательно, что в разработках уроков, представленных лучшими учителями, произведения Солженицына предлагается рассматривать именно в сопоставлении с произведениями других писателей. Так, для урока «Философия жизни в "Матренином дворе" А.И. Солженицына» (Н.И. Чичканова, А.В. Греб (ЗАХЛ) (11 класс), пПр://ои.15и.ш/5Споо1/копД6/57.пт1Р) предложены среди других и следующие цели и задачи:
• ввести текст в исторический контекст эпохи;
• рассмотреть его с позиции сегодняшнего дня;
• открыть в "Матренином дворе" вечные ценности русской духовной культуры: праведность, нестяжательство, естественность, простота, человечность, смирение и терпение;
• вписать "Матрёнин двор" в контекст культуры (А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев). Подобный подход к изучению рассказа не случаен. Творчество А.И.
Солженицына наиболее полно раскрывается только в контексте классической русской литературы, так как его философские размышления являются продолжением философии русских гуманистов.
Автор разработки урока «Есть такие прирожденные ангелы...» (Душа и судьба человека в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Евгений Василенко (пгхр://Нг.1зер1;етЬег.ги/2003/23/6.Ь1;т) отмечает: «Имя Солженицына стало привычным на уроках литературы в школе, утратив идеологическую остроту, связывавшуюся с этим человеком долгое время. Рассказ «Матрёнин двор» рассматривается нами в 10-м классе (на двухчасовом занятии) сразу после изучения романа «Преступление и наказание», протягивая незримую нить от Фёдора Достоевского к Александру Солженицыну, соединяя не только двух писателей, проникнутых состраданием и болью за человека, но и два "жестоких века", подвергших героев суровым испытаниям, но не сумевших убить в них душу». Такой вариант рассмотрения рассказа представляется также оправданным. Так или иначе, изучение творчества А.И. Солженицына на уроках литературы в старших классах на основе сопоставительного анализа наиболее продуктивно.
Помимо текстуального изучения произведений А.И. Солженицына, желательно обращение к его биографии, истории присуждения Нобелевской премии по литературе, высылки и т.д. на уроках, посвященных изучению обзорных тем курса литературы. При этом возможно обращение к фрагментам «Архипелага ГУЛАГ», статей и публицистических выступлений писателя. Нобелевская лекция должна изучаться если не в полном объеме, то фрагментарно. При этом, так как ученикам зачастую сложно найти тексты произведений, возможно и желательно обращение к ресурсам сети Интернет.
Так, при изучении темы «Оттепель как явление в литературной и общественной жизни страны» обращение к биографии А.И. Солженицына позволит школьникам лучше представить себе особенности того периода в развитии русской литературы. История присуждения писателю Нобелевской премии по литературе и высылки его из страны может послужить примером тех процессов, которые происходили в общественной и литературной жизни СССР в 1970-е гг.
Эффективными формами изучения творчества А.И. Солженицына на уроках литературы в старших классах будут уроки - эвристические беседы, уроки-дискуссии, семинары, «круглые столы» и т.д. Приведем примеры тем и форм интерактивных занятий, которые помогут учителю выявить особенности творчества А.И. Солженицына.
«Лагерная тема» в произведениях А.И. Солженицына и В.Т. Шаламова». Форма - урок-дискуссия.
«Гуманистическая философия русских писателей» (на материале творчества А.И. Солженицына и Ф.М. Достоевского). Форма - семинар с элементами дискуссии.
«Диссидентство как явление в культуре и литературе СССР». Форма - урок-панорама (интегрированный с уроком истории и обществознания). «Язык литературы - отражение реальной действительности» (на материале произведений Е.И. Замятина, А.П. Платонова, А.И. Солженицына». Форма -семинар.
Кроме того, творчество А.И. Солженицына может стать основой для создания ряда программ элективных курсов, как относящихся к курсу литературы, так и интегративных. Предлагаем перечень примерных тем элективных курсов для 9-11 классов:
• «лагерная» тема в русской литературе XX века;
• житийные традиции в русской литературе;
• философское эссе как жанр литературы XX века (на основе «Крохоток» А. И. Солженицына, «Затесей» В. Астафьева);
• «малые жанры в творчестве А.И. Солженицына (в современной русской литературе)», «Развитие малых жанров русской прозы» (сопоставление);
• киноинтерпретации произведений русской литературы (в том числе возможно рассмотрение и сериала «В круге первом»);
• гуманистическая философия русских писателей;
• своеобразие языка А. И. Солженицына (современной литературы,
прозы);
• роль пейзажа в современной прозе;
• портрет литературного героя;
• язык литературы - отражение реальной действительности;
• использование языковых единиц в художественной литературе;
• современная публицистика как отражение процессов, происходящих в обществе;