Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения (стр. 1 из 2)

Федеральное агентство по образованию Югорский государственный университет

ИЯИКНЮ

____________________________________________________________________________________________________________

факультет

Журналистика и литература

________________________________________________________________________________

Белова Н.А.

________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О. автора

Методические рекомендации к выполнению

контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

Дисциплина ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

название дисциплины

Специальность 031001 – Филология

название и номер специальности

Курс 2

З-3260

Семестр Осенний семестр 2007–2008 учебного года

Ханты-Мансийск – 2007

1. Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы

№ темы Наименование темы, наименование вопросов, изучаемых на лекции и самостоятельно
Лекционные темы 1. Периодизация средневековой литературы. Характеристика населения Европы в позднюю античность. Категории средневековой культуры: наука, личная и общественная жизнь, картина мира средневекового человека. Имя, число, символ в средневековье. Личность и быт человека. Своеобразие религиозного мироощущения. 2. Героический эпос: происхождение, жанровое своеобразие. Поэтика «Песни о Роланде». 3. Поэзия трубадуров. Возникновение и специфика бытования. Проблематика. Любовная тематика и ее воплощение. Стихи Гильема IX, Маркабрю, Бернарта де Вентадорна, Бертрана де Борна, Пейре Видаля. 4. Творчество Данте: жанр сонета в сборнике «Жизнь новая», поэтика «Божественной комедии». 5. Культура Италии на пороге Возрождения. Периодизация Ренессанса. Наука и искусство в Ренессанс. Значение античности. Развитие исторической науки. Общая характеристика литературы. Ренессансный театр. Жанр романа в Ренессанс. Франческо Петрарка: жизнь и творчество. «Книга песен»: особенности циклообразования и жанровое своеобразие. Особенности итальянской новеллы. 6. «Декамерон» Боккаччо. Жизнь и творчество Боккаччо. Композиция «Декамерона» – специфика рамы как знак эпохи, образы рассказчиков, мотив пира во время чумы. Жанр новеллы в «Декамероне»: жанровые источники и новаторство Боккаччо. 7. Англия времен Шекспира. Биографические сведения о Шекспире, литературная репутация. «Шекспировский вопрос»: причины появления и основные версии (Марло, Бэкон, Рэтленды). Сонеты Шекспира: жанр, тематика и проблематика. Английский театр времен Шекспира. Жанровое своеобразие драматургии Шекспира. Общая характеристика жанра хроники. 8. Трагедии Шекспира. Ромео – юность шекспировского героя. Источники шекспировских трагедии и их трансформация. Человек и власть в «Короле Лире», «Макбете» и «Гамлете». Роль надличностных сил в трагедиях Шекспира. Категория времени в трагедиях Шекспира. Образы королей и шутов. Судьба человека и человечества.
Самостоятельно 1. Рыцарский роман. Возникновение и проблематика. Значение рыцарского романа. Типология: бретонский, античный и византийский циклы. Особенности бретонского цикла на примере романа Кретьена де Труа: рыцарский кодекс, система образов, любовная проблематика, сказочные мотивы, религиозная проблематика. Сюжет о Тристане и Изольде: проблемы поэтики и проблематики. 2. Городская культура в средние века. Городские малые жанры и их своеобразие («Новеллино», фаблио). Особенности средневекового «животного эпоса». Городской средневековый театр: мистерии, миракли, фарсы, моралите, соти. 3. Культура Франции в средние века. Франсуа Рабле и его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Поэзия и судьба Франсуа Вийона: баллады и «Малое завещание». Новелла во Франции. Поэзия «Плеяды». 4. Испанская литература в Ренессанс. Поэтика «Дон-Кихота» Сервантеса». 5. Англия в средние века. Книга Чосера. История Англии, жизнь человека в средневековой Англии. Чосер: биография и обзор творчества. «Кентерберийские рассказы»: источники и жанровое своеобразие, композиция, система образов – повествователь и рассказчики, функция «Общего пролога».

2. Основные требования к выполнению, оформлению и защите контрольной работы

Студент должен познакомиться, в первую очередь с текстами по избранной теме, затем с рекомендованной литературой.

Приступая к выполнению контрольной работы, студент должен знать, что работа будет зачтена

1. при условии знания текстов и использования этого знания в контрольной работе;

2. при условии использования студентом нескольких источников (статей, монографий, справочной и другой литературы) для раскрытия избранной темы;

3. при условии культуры изложения материала: обязательного указания на источники, грамотного цитирования (прямого и косвенного) авторов, определения собственной позиции и обязательного собственного комментария приводимых точек зрения;

4. при условии грамотного оформления контрольной работы: соблюдения всех структурных элементов работы: титульный лист (по форме), развернутый план, обязательные сноски и заключение, библиография.

5. Контрольную работу нужно выполнять в школьной тетради, на обложке которой следует привести необходимые сведения:

Югорский государственный университет Факультет заочного обучения

Специальность

Группа
Контрольная работа по
Номер варианта дисциплина
семестр 200 -

200

учебного года
осенний, весенний Студент
фамилия, имя, отчество Номер зачетной книжки
Адрес:

Дата предоставления на проверку_

4. Условия задач (заданий) в контрольной работе надо переписать полностью без сокращений. Для замечаний преподавателя на страницах тетради оставлять поля.

4.1.......................................................................................................................................

4.2.

4.3. Контрольная работа своевременно передается студентом на факультет заочного обучения для проверки, рецензирования и оценки.

4...Если контрольная работа при рецензировании не зачтена, студент должен внести необходимые изменения и представить работу на повторную рецензию.

4...Студент должен быть готов во время зачета или экзамена дать пояснения по решению задач соответствующей контрольной работы.

5. Выбор варианта и задач (заданий) контрольной работы

5.1. Вариант контрольной работы

Студенты сами выбирают темы контрольных работ по своему усмотрению.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.

1. Своеобразие воплощения представлений о мире и человеке в народном героическом эпосе.

2. Жанровое своеобразие рыцарского романа.

3. «Божественная комедия» Данте. Концепция идеала. Классификация человеческих грехов.

4. Жанровое многообразие воплощения нового отношения к Человеку в лирике Петрарки.

5. Жанр новеллы в творчестве Бокаччо. Художественное своеобразие книги «Декамерон».

6. Сонеты Шекспира. Развитие и преодоление петраркистских традиций.

7. Комедии У. Шекспира. Жанровое своеобразие комедии «Сон в летнюю ночь».

8. Роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»: идейный замысел и его эволюция от 1 к 5 книге.

9. Роман Сервантеса «Дон Кихот». Стратегия текста.

Планы и литература для контрольных работ см.: Черноземова Е.Н., Луков В.А. История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения. Практикум. М., 2004.

Литература для подготовки:

1. История зарубежной литературы. Средние века. Возрождение. М., 1987.

2. Зарубежная литература Средних веков. Хрестоматия. М., 1976. Т. 1-2.

3. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения. Хрестоматия. М., 1976.

4. Рассадин В.Л. Курс лекций по русской и зарубежной литературе. Нижневартовск, 2001.

5. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. Курс лекций. М., 1996.

6. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Культура эпохи Возрождения. М., 1996.

7. Западно-европейский эпос. М., 1977.

8. Михайлов А.Д. Роман и повесть Высокого Средневековья // Средневековый роман и повесть. М.. 1974. С. 5-31.

9. Абрамсон Н.А. От Данте к Альберти. М., 1976. Гл. 4-5.

10. Штейн А.Л. Джованни Бокаччо и его «Декамерон» // Бокаччо Дж. Декамерон. М., 1994. С. 3-28.

11. Бахтин М.М. Товрчество Ф. Рабле и народная смеховая культура Средневековья и Ренессанса. Любое издание.

12. Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет». М., 1986. С. 49-57, 124-131, 187-205.

13. Барг М.А. Шекспир и история. М., 1979. С. 44-57.

14. Гражданская З.Т. От Шекспира к Шоу. М., 1982. С. 4-30.

15. Багно В. Дорогами «Дон Кихота». М., 1988.

СПИСОК ТЕКСТОВ

1. Песнь о Роланде

2. Песнь о Сиде

3. Песнь о Нибелунгах

4. Роман о Тристане и Изольде

5. Лирика вагантов, трубадуров, миннезингеров

6. Лирика Вийона

7. Данте. Новая жизнь. Божественная комедия

8. Петрарка. Книга песен

9. Боккаччо. Декамерон

10. Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль

11. Сервантес. Дон-Кихот

12. Шекспир. Сонеты. Сон в летнюю ночь. Венецианский купец. Буря. Зимняя сказка. Макбет. Король Лир. Гамлет. Ромео и Джульетта.

Вопросы для подготовки к зачету по курсу «Зарубежная литература средних веков и Возрождения» для студентов ФЗО

1. Принципы средневековой картины мира. Хронологические рамки. Факторы, определяющие развитие культуры средневековья.

2. Общая характеристика литературы средних веков. Жанрово-тематическая классификация.

3. Жанровое своеобразие героического эпоса. Отличие героического эпоса от эпоса раннего средневековья. Поэтика «Песни о моем Сиде».

4. Принципы эпической картины мира в «Песни о Роланде».

5. Традиции УНТ в «Песни о Нибелунгах». Особенности пространственно-временной организации.