«Церковь называется православною, или восточною, или греко-российскою; но сии названия суть только названия временные. …Когда исчезнут ложные учения, не нужно будет и имя православия: ибо ложного христианства не будет…»
Сегодня Хомяков как богослов принят православной Церковью, а вот в XIX веке «официальная политическая религия» позволяла себе не соглашаться с его мнением. В связи с этим ему приходилось печатать труды о вере не в России, а в зарубежье, да еще и не на русском языке.
Как А.С.Хомяков в своих имениях лечил крестьян от холеры.
Лекарство его: полрюмки (десертной или ликерной) чистого дегтя и столько же конопляного масла. «Это останавливает холеру почти мгновенно и производит сильный пот. Случается, но редко, необходимость повторить половинный прием той же смеси через восемь часов, а еще реже через сутки. Не мешает положить горчишник под ложку, и необходимо после прекращения припадков не давать пить ничего холодного и сырого, но вареного и в особенности слегка ароматического вволю; всего лучше сыворотка. Но так как ее не всегда достанешь, то хорошо проваренный квас, с мятой и укропом. При этих средствах я считаю холеру едва ли опаснее насморка».
Хомяков буквально умоляет своих друзей быстрее распространить этот способ лечения: люди то кругом умирают, «убылых» уже насчитывается «слишком миллион».
У себя в имениях он вылечил таким способом «более трехсот человек в полной холере с корчами» и не видал почти ни одного смертного случая. «Этот успех так велик, что я, смело, взялся бы прекратить холеру в любой столице, будь она величиною и людностью с Лондон».
От холеры этим лекарством был спасен Погодин, его использовал сосед Хомякова Иван Киреевский, и тоже все получилось.
Но никаких заметок в газетах Хомякову напечатать не удалось. Обращения к влиятельным людям в Государственном Совете вызвали обратную реакцию. В имение к Хомякову прислали какую-то «комиссию медиков», которые , ознакомившись с его опытом, сочли его ненаучным и запретили «вылечивать без патента».
Как критиковали А.С.Хомякова.
В кругах столичного дворянства зародилась критика А.С.Хомякова, вошедшая в сатиру Е.П. Ростопчиной «Дом сумасшедших в Москве». До сих пор она не забыта:
Православья страж в народе,
Крепко держит он посты,
Много пишет о свободе,
Восстает на суеты.
Он о «мерзостях России»
Протрубил во все рога…
Говорят, рука витии
Для крестьян его строга!!!
Обвинение это вполне безосновательно – и по большому счету, и по бытовой сущности. Да и сам «интеллигентский» напор по адресу «православного» помещика, по меньшей мере, несправедлив.
Едкая Ростопчина, Хомякова ненавидевшая, высказывалась раздражительно, и даже зло:
Вот их вождь и председатель,
Вот святоша Хомяков,
Их певец, пророк, вещатель:
Вечно спорить он готов
Обо всем и без причины,
И, чтоб ум свой показать,
Он сумеет заедино
Pro и contra поддержать,
Русской старины блюститель,
То он ворог англичан,
То пристрастный их хвалитель,
Он за них речист и рьян…
Что к этому добавить? Не бывает добра без худа… «Не делай добра – не получишь и зла!»
А еще Хомяков и славянофилы выдержали испытание критикой за ношение русских одежд и бород.
Алексей Степанович после приезда из деревни не стал брить бороды. Борода плохо сочеталась с фраком и жилетом. Для удобства он стал надевать простой полукафтан, а еще шапку-мурмолку, придумал зипун собственного покроя, мехом отороченный. Друзья Хомякова последовали его примеру. Бороду отпустил Константин Аксаков, кто-то еще из собратьев-«славянофилов».
Вскоре борода и мурмолка, произвели скандал в собраниях высшего света. Эти атрибуты превратились в символы славянофильства, а над теми, кто их имел, стали потешаться.
Иван Сергеевич Тургенев в поэме «Помещик»:
От шапки-мурмолки своей
Ждет избавленья, возрожденья;
Ест редьку, - западных людей
Бранит – и пишет… донесенья.
Вот так грубо. Впоследствии сам Тургенев стыдился этих строк.
Были и другие сатирики, например, Д.Н. Свербеев:
Нововведений всех опасный, явный враг,
Ты возлюбил браду, возненавидел фрак…
Ты реставрируешь у нас обширный мир,
Ты миру целому даруешь вечный мир.
Итак, хвала тебе, Московский наш Ликург!
А жаль, что над тобой смеется Петербург…
Скандал так просто не закончился. Появился циркуляр от министра внутренних дел, который гласил: «Государю не угодно, чтоб русские дворяне носили бороды: ибо с некоторого времени из всех губерний получаются известия, что число бород очень умножилось…» Далее следовало: «На Западе бороды – знак, вывеска известного образа мыслей; у нас этого нет, но Государь считает, что борода будет мешать дворянину служить по выборам…»
Правительственные гонения против Хомякова.
С 1847 года наступало время «мрачного семилетия». Славянофилы ощутили это на себе, ведь они будоражили «общественное мнение» бородами, русской одеждой. «Чего они хотят?»
За Хомяковым, по распоряжению графа Орлова, было установлено «секретное, но бдительное наблюдение» с предписанием московской полиции «доносить обо всем, что будет заслуживать внимания». Производились «профилактические» аресты и допросы «славянофилов». Ф.В.Чижов обвинялся в связях с «Кирилло-Мефодиевсим обществом», в политическом либерализме и заговоре в пользу австрийских славян. Ю.Самарина обвиняли в том, что он «поднимал общественное мнение против правительства».
В правительстве думали, что славянофилы замышляют государственный переворот.
Но Хомяков между тем страстно стремится к делу общественному. Он пишет педагогические статьи «Об общественном воспитании в России», готовит и отправляет в Англию на Всемирную техническую выставку, изобретенную им паровую машину…
Он пишет стихи, которые оказываются опасными. Чем? Тем, что Хомяков в них прямо наставляет, прямо учит, призывает свой народ не подражать «Западу», не считать себя «избранным»:
Не терпит Бог людской гордыни;
Не с теми Он, кто говорит;
«Мы соль земли, мы столп святыни,
Мы Божий меч, мы Божий щит!»
Не с теми он, кто звуки слова
Лепечет рабским языком
И, мертвенный сосуд живого,
Душою мертв и спит умом.
Но с теми Бог, в ком Божья сила,
Животворящая струя,
Живую душу пробудила
Во всех изгибах бытия…
Николая I стихи особенно покоробили: нашли проповедника! «Как из пушек стреляет». Словно бы кто его об этом просил.
Места в Туле и Тульском крае, связанные с А.С.Хомяковым.
В Тульском крае (В том числе в Тульской губернии) А.С.Хомяков владел несколькими селами и деревнями.
Ему принадлежало село Каргашино Каширского уезда с «заводами». (Тульская губерния ныне Московская область).
Около Тулы главное владение – село Богучарово (Сретенское - по церкви). Оно относилось к Тульскому уезду.
Здесь же в Тульском уезде ему принадлежали деревни: Рождествино, Хомяково, Малахово, Боричево, Бушево, Скоблево, Обидимо, Волоть, Слободка, Погромное, Севрюково.
В Алексинском уезде: Семеновское, Ревякино, Грязный Починок, Въезжий Лес…
В Богородицком уезде: Спасское, Каменка, Муровлянка…
В Ефремовском уезде: Алексеевское, Воскресенское, Свинушка.
Особо хотелось бы выделить имения Хомяковых Богучарово, Обидимо и Слободку.
Богучарово. Первое упоминание о местечке «пустошь Татаринова – Богучарово тож» относится к 1644 году. Эта земля была отдана царем и великим князем Михаилом Федоровичем – «туленину Демиду Олександру сыну Хомякову».
На территории Хомяковского родового имения сегодня можно увидеть несколько сохранившихся объектов.
Господский дом двухэтажный (низ каменный, верх - деревянный), каменная церковь во имя Сретения Господня, регулярный липовый парк и пруды.
Храм построен в1836 году в честь победы над Наполеоном. Проектировал его крепостной архитектор Сергей Александров. Средства выделила мать А.С.Хомякова - Мария Алексеевна Хомякова, урожденная Киреевская. Она захоронена в церкви. Здесь же, около церкви захоронены воины, умершие в госпитале от ран во время войны с наполеоновской Францией.
После смерти А.С.Хомякова в 1860 году, до 1917 года владеет усадьбой его сын – Дмитрий. При нем к господскому дому пристраиваются два флигеля, рядом строятся парники и оранжерея, дом для управляющего, а в 1894 году - колокольня Сретенской церкви, для чего были приглашены архитекторы П.В.Жуковский и Н.В.Султанов.
Бывшее имение Хомяковых, согласно решению Тульского губернского земельного отдела от 8 марта 1919 года, было преобразовано в совхоз огородничества и садоводства.
Обидимо с прилегающими полями, лесами входило во владения дворян Хомяковых.
Здесь расположена церковь Рождества Богородицы – памятник первой половины XVI века, один из редчайших для древней Руси. Церковь расположена на очень древнем городище. В далеком прошлом это место было форпостом Рязанской земли. Очень четко читаются линии укреплений: кром, «детинец», посад. Сохранились пандусы – въезды внутрь древнего города. По своей структуре городище, где укрепления были каменными, явно относится к поселениям до нашей эры.
Во второй половине XIX века Хомяковы в западном направлении от села открыли шахту по добыче угля. Шахта действовала до 1924 года. В настоящее время на месте бывшей шахты лежат остатки горной породы, заросшие кустарником.