18. Какие сельско-хозяйственные машины заводит Хомяков у себя в имении, а какие придумывает сам и модернизирует? (Ответ:Заводит с/х машины: конную сенотруску и загребальницу, придумывает «сеятельницу», модернизирует «жатвенную машину», улучшает сушилку для хлеба и др. Стр.277-278.)
19. Какой завод Хомяков открыл в рязанских имениях? (Ответ: Сахарный завод. Стр.278)
20. Какое приспособление изобрел Хомяков для улучшения зимних дорог? (Ответ: Специальный каток для укатывания снега. Стр.279-280.)
21. Приведите рецепт лекарства Хомякова, который он использовал в борьбе с эпидемией холеры в1848 году. Почему рецепт лекарства Хомякова от холеры был запрещен к употреблению? ( Ответ: Рецепт: чистый деготь и конопляное масло пополам, начиная от стакана смеси до полурюмки по возрасту больного, растирание тела перцовкой с крапивою или другим жгучим составом; горчичник или хрен на желудке, питье парного молока или, по недостатку его тепловатой отварной воды или миндального молока, и строжайшее запрещение воды холодной или кваса на несколько дней. Холодное питье – совершенный яд. Рецепт был запрещен, лечение сочли ненаучным и запретили «вылечивать без патента.» Стр.371-374.)
22. Что изобрел и отослал Хомяков на Всемирную техническую выставку, состоявшуюся в Англии в 1851 году? (Ответ: Паровую машину. Стр.382.)
23. Как метко, далеко и мощно стреляло изобретенное Хомяковым в 1854-1855 годах дальнобойное артиллерийское ружье?. (Ответ: «На сто саженей – оно верно до невероятности, на 300 саженей оно разбило совершенно небольшой щит, на версту оно пробивает на вылет четырехвершковую доску и свободно еще пробивает вершковую доску на полторы версты…» Стр.414-415.)
24. Почему богословские сочинения Хомякова печатались не в России? Где они печатались? На каких языках? Приведите их названия.(Ответ: Русская духовная цензура не пропускала к печати статьи, несоответствующие официальной догматике православия. Работы Хомякова предназначались западному читателю. Они носили полемический характер, были противопоставлены «официальной политической религии». Печатались на нелюбимом Хомяковым французском языке в Париже, Берлине, Лейпциге, Праге. Названия работ: «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу брошюры г.Лоранси.»(1853), «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу окружного послания парижского архиепископа»(1855), «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу разных сочинений Латинских и Протестантских о предметах веры.»(1858), «Письмо к г. Бунзену», «Письмо к Монсеньеру Лоосу, епископу утрехтскому»(1860). Стр.434-435, 479-480.)
25. Что является, по мнению Хомякова, объединяющим началом для всех людей на земле? Что делает человека человеком, а народ народом? (Ответ: Всех людей на земле объединяет Вера в Бога. Именно Вера соединяет в себе все духовное и человека делает человеком, а народ – народом. Стр.436-437.)
26. Может ли быть, по мнению Хомякова, истинная церковь организацией государственной или общественной? (Ответ: Истинная церковь, по мнению Хомякова, не может быть ни общественной ни государственной организацией, ибо «церковь не есть учреждение», а живой организм, организм истины и любви. Стр.432-442.)
27. В каком виде представил Хомяков свой богословский труд «Церковь одна» для Н.В. Гоголя и В.А.Жуковского? (Ответ: Хомяков представил эту работу , как будто найденную им где-то. Написана она была на греческом языке Стр.438.)
28. Что за соревнование произошло между А.С.Пушкиным и А.С.Хомяковым 12-13 октября 1826 года? (Ответ: 12-13 сентября 1826 года в доме Веневитиновых состоялись первые и единственные чтения – «соревнования», на которых А.С.Пушкин читал «Бориса Годунова», а А.С.Хомяков «Ермака».Стр.88. )
29. Какие взаимоотношения были у Хомякова с М.Ю.Лермонтовым? ( Ответ: Когда в 1840 г они познакомились, Хомяков понравился Лермонтову, а Лермонтов очаровал Хомякова своими «талантами». Лермонтов любил Хомяковские стихи и частенько подражал им. Хомяков очень лестно отзывался о поэте: «Лермонтов хорош, но не ровен».Стр.222-223)
30. Кто из близких друзей посвятил Хомякову стихотворение ко дню рождения 1 мая 1845 года, а кто - балладу «Сампсон» ко дню рождения 1 мая 1846 года? (Ответ: Хомякову ко дню рождения 1 мая 1945 года Николай Языков посвятил стихотворение «Враги ж твои да сокрушатся!», а к 1 мая 1846 года балладу «Сампсон». Стр.335-336.)
31. Какое общество возглавил Хомяков в 1858 году? Какие издания появились на свет благодаря средствам этого общества? (Ответ: Общество любителей российской словесности при Московском университете. На средства общества были изданы словарь Даля, собрание народных песен П.В.Киреевского. Стр.451.455-456.)
32. Хомякова очень часто критиковали за его деятельность. Особенно едкой была стихотворная сатира Ростопчиной. Как она называлась? (Ответ: «Дом сумасшедших в Москве» Стр.281,314)
Вопросы и ответы викторины А.С. Хомяков (для учащихся)
1. В день какого пророка родился А.С.Хомяков? В каком году? Сколько братьев и сестер он имел? (Ответ: А.С. Хомяков родился в день пророка Иеремии 1 мая 1804 года. Он имел старшего брата Федора и сестру Анну, которая была моложе Алексея на два года. Стр.37)
2. Кем был брат Хомякова – Федор? Сколько Федору было лет, когда он погиб? Где он был похоронен и рядом с кем? (Ответ: Федор был дипломат. Он погиб едва дожив до 26 лет в 1829 году. Похоронен был в Тифлисе, в приходе Свято-Георгиевской церкви, совсем рядом с А.С. Грибоедовым. Могилы не сохранились. Стр.120,127.)
3. Кто из предков Хомякова и за что попал в комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума»? (Ответ: В комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума» за свою взбалмошность, нерачительность и распутство попал Александр Федорович Хомяков – дед А. С. Хомякова Стр.20)
4. От кого в семье Хомяков воспринял глубокую православную веру? (Ответ: От своей матушки – Хомяковой Марьи Алексеевны. Стр.36)
5. В ознаменование какого события мать Хомякова – Марья Алексеевна дала обет – построить церковь в имении Богучарово? Когда была построена церковь и колокольня? Чем примечательны церковь и колокольня? (Ответ: М.А. Хомякова дала обет построить церковь в ознаменование чудесного избавления от Наполеона в 1812 году. Сретенская церковь была построена в 1836 году крепостным архитектором Сергеем Александровым по проекту Н.В.Султанова и П.В. Жуковского – сына поэта В.А. Жуковского, а открыта в 1878 году. Колокольня в некотором удалении от церкви построена в 1894 году. Она имеет вид колокольни знаменитого собора св. Марка, расположенного в Венеции. Стр.35)
6. Какой памятник предлагает поставить, судя по стихотворению «На перенесение Наполеонова праха», А.С.Хомяков на могиле французского императора после вторичного его перезахоронения? (Ответ: Русский крест. Стр.226)
7. Сколько лет было Хомякову, когда он определился вольным слушателем в Московский университет? Во сколько лет он выдержал экзамен на степень кандидата математических наук? (Ответ: Хомякову было 14 лет когда он стал вольным слушателем Московского университета (1818). В 17 лет (1821) он выдержал экзамен на степень кандидата математических наук. Стр.37)
8. В какую страну и зачем отправился Хомяков в 1821 году, достав фальшивый паспорт, купив большой засапожный нож и захватив с собой около 50 рублей денег? (Ответ: В январе 1821 года вспыхнуло восстание греческого народа против турецкого ига. Хомяков отправился в Грецию на помощь восставшим грекам. Стр. 40-41)
9. Как называет Хомяков родную землю в стихотворении «Русская песня»? (Ответ: «Гой красна земля Володимира!» Стр.156)
10. В каких губерниях Хомяков владел имениями? Назовите владения Хомякова в Тульской губернии. (Ответ: Хомяков был владельцем имений в Смоленской, Ярославской, Калужской, Рязанской и Тульской губерниях. Владения в Тульской губернии в Тульском уезде: Богучарово (Сретенское тож), Обидимо, Рождествино, Хомяково, Малахово, Боричево, Бушево, Скоблево…; в Алексинском уезде: Семеновское, Ревякино, Грязный Починок, Въезжий Лес…; в Богородицком уезде: Спасское, Каменка, Муравлянка; в Ефремовском уезде: Алексеевское, Воскресенское, Свинушка… Стр.276)
11. Хомяков был яростным противником крепостного права. Как он предлагал освободить крестьян? (Ответ: Полное освобождение крестьян посредствам одновременного выкупа по всей России. Крестьяне должны быть наделены землей. Стр.283)
12. Как выглядели вещи, которые любил носить Хомяков: шапка мурмолка (она же мурмонка или ермолка); старинное русское полукафтанье, похожее на венгерку, называемое «святославкой»; зипун собственного покроя; архалук? (Кроме описаний, ответ поясните рисунками). (Ответ: «Мурмонка» – красивая северно-русская меховая шапка, она же «ермолка». Ермолка - небольшая шапочка без полей, любой формы, цвета и материала, с прямой низкой тульей, плотно прилегающей к голове. Эта шапочка – обязательная деталь для всех, кто хотел выразить свою приверженность старым традициям. Полукафтанье – мужская одежда для весны и осени из сукна домашней или фабричной выработки. Распашная двубортная одежда, сравнительно короткая. Зипун –верхняя одежда, двубортная с длинными рукавами, без воротника или с небольшим стоячим воротником, застегивается справа налево на крючки, прямые полы и спина, подол расширяется за счет клиньев, вшитых между ними. Иногда зипун был с подрезной талией или со сборками на спине. Архалук – мужской кафтан различного покроя, восточный образец, вошел в Россию в начале ХIХ века. Одежда прямого покроя с широкими рукавами, вшитыми ниже линии плеча, без застежки. Шьют из плотных шелковых или хлопчатобумажных тканей с орнаментом в виде разноцветных полос, Европейский образец – полосатый, в талию, рукава вшиты по линии плеча, длиной до колен, застегивается на крючки. Домашняя одежда для столичных жителей. Носили писатели и художники. Стр.375,378. Рисунки прилагаются.)
13. Почему, по мнению Хомякова, устройство европейской жизни не подходит славянам? (Ответ: Существует нравственная проблема. Запад и Россия различаются по способу возникновения. Ни одна стихия науки, художества, быта и т. д. Запада не смогла слиться с нашим «потоком» науки и искусства, а только оставила глубокие следы. Велики различия во всех началах духовного и общественного развития России и Запада. Все славяне, пользуясь плодами европейского просвещения не должны отступать от исторически сложившегося пути самобытного развития на началах славянской общины и православия. Стр.465)