Государственное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Тульской области
«Областной центр детско-юношеского туризма»
Методические рекомендации
Алексей Степанович Хомяков и Тульский край
в помощь педагогам дополнительного образования
туристско-краеведческих объединений
Выполнил: Кузнецов Юрий Николаевич – педагог дополнительного образования ГОУДОД ТО «Областной центр детско-юношеского туризма»
Тула
2004
Пояснительная записка.
Алексей Степанович Хомяков – ключевая фигура в России XIX века, основоположник славянофильства, идеолог православия, соборности, русской общины, прекрасный поэт, великий патриот, дворянин Тульской губернии. За этой характеристикой еще не видно той личности, о которой надо знать.
XIX век не XXI век. Сегодня у молодежи другие кумиры. Как важно, несмотря на это, рассказать нынешним молодым людям об этой личности. Это наш земляк. Это в честь него названа железнодорожная станция и поселок Хомяково. Так мало, если не считать еще памятных мемориальных досок на доме в его родовом имении Богучарово Ленинского района и на здании дома офицеров в Туле.
«Его признают гением. Его заслугу перед Россией признают неисчерпанной и неисчерпаемой», говорил философ В.В.Розанов, опять же в XIX веке. Исследователь жизни и творчества Хомякова профессор Завитневич видел в новой истории России четырех равновеликих людей: Петра I, Ломоносова, Пушкина и Хомякова, называя последнего «колоссальной личностью».
Уже из-за этих характеристик надо бы знать эту личность. Общеобразовательные учреждения очень скупо подходят к изучению творчества Алексея Степановича. В Тульском крае о Хомякове нужно рассказывать больше - он наш. Но даже учитывая это, наш «региональный компонент» не получает лишних часов для ознакомления с ним.
Дополнительное краеведческое образование дает такую возможность.
Данные методические рекомендации раскрывают опыт работы с учащимися по теме «А.С.Хомяков и Тульский край» и дают ответы на вопросы: «О чем и как рассказывать про А.С.Хомякова?», «Какой литературой воспользоваться?», «Как совершить поход по местам, связанным с А.С.Хомяковым?»
Сколько часов посвятить этим темам – теперь уже решает сам педагог дополнительного образования. Это может быть всего 2 часа за учебный год, а может и больше, включая теорию, практику в помещении и на местности. Столько, сколько он отметит в своей образовательной программе.
Желательно возвращаться вновь и вновь к теме «А.С.Хомяков и Тульский край», искать и находить присутствие его личности в других краеведческих темах. Можно даже найти темы для исследовательской работы с учащимися. Ну и, конечно, отмечая юбилеи нашего славного земляка, мы должны уметь рассказать о нем.
Как начать знакомство с А.С. Хомяковым?
- Можно поехать отдыхать в лес, на карьер, в районе поселка или станции под названием Хомяково. Здесь задаться вопросом: «А почему они носят такое название Хомяково?» Оказывается, не из-за обилия хомяков в этой местности.
- Можно остановиться на проспекте Ленина около мемориальной доски на здании бывшего Дома дворянского собрания, а ныне Дома офицеров и опять увидеть фамилию Хомяков.
- Можно поехать специально в Богучарово, здесь расположен Хомяковский культурный центр, а в местной школе экспозиция, рассказывающая об А.С.Хомякове. Или в Обидимо – здесь еще одна Хомяковская усадьба.
- Можно читать в учебнике литературы программные стихи, автором которых является Хомяков.
- Можно читать в учебнике истории России XIX века об отмене крепостного права и вновь увидеть – «Хомяков».
Зацепки есть.
Почему так мало литературы об А.С.Хомякове?
Список доступной литературы об А.С.Хомякове не велик. Не в каждой библиотеке есть произведения А.С.Хомякова. Сведения о нем специально умалчивались. Более 100 лет имя Алексея Степановича оказалось вычеркнутым из российской истории.
Коммунистические идеологи исключили его из списка рекомендуемых к изучению писателей и поэтов за то, что:
-Хомяков был противником военных революций (публично осудил выступление декабристов на Сенатской площади);
-Хомяков был приверженцем православной веры, (без нее не мыслил существования России);
-Хомяков был за царя, данного Богом российскому народу.
Почему идеи А.С.Хомякова становятся актуальными сегодня?
Почему мы сегодня вновь заговорили о нем? Признаем ли мы его гением?
А.С.Хомяков – патриот. Всю свою жизнь он утверждал то, что Запад нам не помощник, что возрождаться и становиться российское государство будет самостоятельно. С позиций сегодняшнего дня, мы убеждаемся в его правоте – Россия для Запада интересна лишь как сырьевой придаток, а не как равноправный партнер.
Сбывается и другое предначертание А.С.Хомякова – все больший вес в России вновь приобретает Церковь.
Идеи Хомякова современны.
Хомяков выступал за свободу личности, за отмену крепостного права, смертной казни и государственной цензуры и, в то же время, считал необходимым для России следовать своим собственным путем. Он считал, что исконно земледельческим славянским народам присуще стремление к демократической организации.
В центре воззрений Хомякова – учение о соборности. Соборность означает сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям.
Представление об особом историческом пути России у Хомякова органично сочеталось с признанием европейских достижений в области культуры и техники.
Хомяков любил Англию и даже слыл «англофилом» - именно с его легкой руки, кстати, в русский язык вошло английское слово «спорт».
Хомяков считал, что главное достоинство общественной и политической жизни Англии заключается в равновесии, которое поддерживается между либерализмом и консерватизмом. По определению Хомякова, консерваторы являются, прежде всего, сторонниками общественных национальных традиций, а либералы сторонниками индивидуальной личной свободы. Каждый либерал в Англии, по мнению Хомякова, будучи англичанином, вместе с тем является в какой-то мере и консерватором.
Сам Хомяков в идейном отношении был таким же «либеральным консерватором», но только русским.
Он прямо писал: «Принципы славянофильства также далеки от консерватизма в его нелепой односторонности, как и от революционности в ее безнравственной и страстной самоуверенности. Они составляют начало прогресса разумного, а не бестолкового брожения».
Что особенно важно рассказать об А.С.Хомякове?
Каким был Алексей Хомяков?
А.С.Хомяков родился 1 мая 1804 года (по старому стилю 13 мая) на день пророка Иеремии, в Москве. Он был вторым, младшим сыном, а еще у него был старший брат Федор и младшая сестра Анна.
Учеба. В 1818 году (в 14 лет) Алексей определился вольным слушателем в Московский университет, и к 1821-му (в 17 лет) выдержал экзамен на степень кандидата математических наук.
Знаток языков. С ранней молодости Алексей свободно читал на большинстве европейских языков и без труда изъяснялся по-французски, по-английски, по-немецки. В 15 лет он знал 8 языков, со временем он изучил 24 языка.
Переводчик. В 15 лет он перевел с латинского «Германию» Тацита. Перевел очень грамотно; большой отрывок из перевода был опубликован в 1821 году в «Трудах Общества любителей Российской словесности при Московском университете». Это было первое произведение Хомякова, появившееся в печати.
Защитник славян. В январе 1821 года вспыхнуло восстание греческого народа против турецкого ига. Семнадцатилетний юноша писал: «Я мыслью с греками, сражаюсь в их рядах». Он действительно хотел помочь грекам. «Так я пойду, друзья, пойду в кровавый бой. За счастие страны, по сердцу мне родной…» Достав фальшивый паспорт, купив засапожный нож и захватив с собой около 50 рублей денег, поздно вечером покинул А.С.Хомяков отеческий кров, надев на себя лишь легкую ваточную шинельку…
До Греции он не добрался. Отец узнал о побеге сына и устроил погоню. Поймали Алексея уже за Серпуховской заставой…
Служба в армии. А.С.Хомяков с 1822 по 1825 годы служит в кирасирском полку.
Вот как характеризовал А.С.Хомякова Д.Е. Остен-Сакен: « В физическом, нравственном и духовном воспитании Хомяков был едва ли не единица… Ездил верхом отлично. Прыгал через препятствия в вышину человека. На эспадронах («эспадра» - шпага – спортивное колющее и рубящее оружие) дрался превосходно. Обладал силою воли не как юноша, но как муж, искушенный опытом. Он не позволял себе вне службы употреблять одежду из тонкого сукна, даже дома, и отвергнул позволение носит жестяные кирасы вместо железных полупудового веса, несмотря на малый рост и с виду слабое телосложение. Относительно терпения и перенесения физической боли обладал он, в высшей степени, спартанскими качествами».