Далее вниманию учащихся предлагается история развития шкал и тестов интеллектуальных способностей, появления числовой характеристики интеллекта - коэффициента интеллектуальности (IQ), рассматривается шкала распределения интеллекта по баллам, анализируются результаты лонгитюдных наблюдений за людьми с повышенным IQ, устанавливаются перспективные связи с тематикой будущих занятий, касающиеся творческих способностей и методов их измерения. При этом особое внимание уделяется вопросу об объективности тестов для общей оценки интеллекта и роли интеллекта в процессе ТСЛ.
Учащиеся также знакомятся с различными методиками определения уровня интеллектуальных способностей. Конечно, лучше останавливаться на наиболее распространенных в нашей стране тестах: отечественных или зарубежных, имеющих квалифицированную ревалидизацию. Наиболее значимые и заинтересовавшие учащихся тесты проводятся полностью, количественно оценивая уровень развития интеллекта учащихся, стиль мышления. Попутно осуществляется сравнительный анализ тестов, обсуждается степень их надежности.
Известно, что интеллектуальные тесты широко применяются во всем мире в различных областях для отбора и определения профессиональной ориентации. При этом испытуемый должен иметь определенную мотивацию и опыт прохождения тестовых проверок. Практика показывает, что при решении тестовых заданий сказывается эффект тренировки. Таким образом, если некий тест влияет на всю дальнейшую профессиональную карьеру человека (а такие ситуации возникают все чаще при существующей моде на профессиональные тесты), возникает явная несправедливость по отношению к тем, кто никогда не сталкивался с аналогичными тестами. При прочих равных условиях, определяющую роль уже играет просто навык прохождения теста, а не знания и способности.
Как уже отмечалось, особое значение для процесса ТСЛ имеет математизация методов развития интеллектуальных и творческих способностей с целью развития логико-структурного и аналитического мышления и математического воображения. Важно, чтобы эти математические методы рассматривались не изолированно, а вместе с образными, актуализируя попутно следующий блок ТСЛ.
Мы предлагаем задачи, которые требуют творческого подхода, они развивают гибкое математическое мышление, способствуя становлению творческой личности. Для начала можно продемонстрировать наглядные математические задачи развивающего плана (которые часто используются на всевозможных викторинах, уроках-конкурсах, олимпиадах и т.д.), чтобы сразу не углубляться в математическую абстракцию.
Нестандартность мышления, прогностические способности требуются при планировании индивидуальной траектории ТСЛ, выборе оптимального пути и т.д. На наш взгляд, и гуманитариям следует обратить особое внимание на это креативно-математическое взаимодействие, так как они в своих обучающих программах лишены творческой математической составляющей, тем самым, теряя мощное средство творческого саморазвития.
В настоящее время в практике доминируют моменты, когда педагог ставит перед учащимися уже готовую, правильно сформулированную задачу, между тем, как деятельность с того момента, когда ученик «заметил» противоречие, до момента формулировки задачи является наиболее трудным и творческим процессом, требующим высокого уровня развития творческих способностей, интеллекта, самоорганизации.
Самый распространенный тип творческой задачи на данный момент - это задача с явно выраженным противоречием. Иногда встречаются задачи с некорректно представленной информацией, с недостаточной или избыточной - требуется проанализировать их и найти нужные недостатки. И, наконец, логические задачи: на описание явлений и процессов, на объяснение и доказательство, на установление причинно-следственных связей.
А ведь есть еще задачи на прогнозирование для развития способности генерировать идеи и выдвигать гипотезы; на оптимизацию (выбор оптимального решения), развивающие гибкость мышления; на рецензирование (обнаружение ошибок, оценка процесса и результата), помогающие развивать критичность мышления и способность к оценочным суждениям; задачи-«оборотни», противоположной некоторой данной (необходимы для преодоления инерции мышления); исследовательские: экспериментальные, графические, на моделирование; на изобретение; на управление и планирование деятельности и т.п.
Полезно знакомить учащихся с такими задачами, с особенностями их постановки и решения. Хорошим стимулом для этого служат интересные исторические математические задачи, дошедшие до нас в виде разного рода головоломок. Их цель заключается в том, чтобы дать пищу любознательному уму, предлагая проблемы доступного уровня сложности, но в форме, которая часто сбивает решающего с толку. Если задача представляется неразрешимой, то нужно мобилизовать воображение и интуицию, волевые качества, чтобы найти путь к ее решению. Например, софизмы.
Второй блок: ТСЛ и творчество.
Важное практическое значение для нас имеет теория идеального моделирования, которая пытается объяснить природу интуиции и вдохновения в творчестве. При изучении творческих функций на разных фазах моделирования открывается путь наиболее оптимального развития творческих сил личности. На каждой стадии доминируют специальные творческие способности и методы, соответствующие различным видам творчества, а именно: литературные, изобразительные, актерские способности и т.п., - остальные своими творческими свойствами усиливают их действие; на других стадиях они меняются ролями.
Особое внимание во втором блоке уделяется литературной и изобразительной деятельности (рисунки, аппликации, флористика и т.п.), что способствует активизации рефлексивной деятельности.
Для саморазвития творческой деятельности учащихся подбираются задания, побуждающие к многовариантным решениям. Учащиеся, осознавшие актуальность саморазвития творческой составляющей для полноценного творческого саморазвития, ставят перед собой цели научиться выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие задачи, овладеть общими технологиями творческого поиска.
Проще начать с внешней оценки себя и своих товарищей, сформулировав внешние признаки личности творческого специалиста (например, составить список 10 основных качеств творчески саморазвивающейся личности и оценить степень их выраженности у себя).
Естественно, наиболее часто учащиеся называют творческое воображение или фантазию, поэтому легко в ходе диспута о сущности воображения от качественного описания внешних признаков творческой личности перейти к вопросам количественной оценки творческих способностей, методам диагностики воображения и степени их объективности.
Затем демонстрируется большое количество проективных тестов, оценивается степень их объективности. Учащиеся осознают, что проективные тесты нельзя определять по критерию «решено - не решено», как большинство интеллектуальных тестов.
Содержание блока не ограничивается диагностикой творческих способностей, учащиеся знакомятся с историей зарождения и сутью эвристических методов и технологий решения творческих задач: метода «мозгового штурма», синектики, «ключевых вопросов», многомерных матриц, инверсии, эмпатии, технологии решения творческих задач Г.С. Альтшуллера, творческого развивающего обучения И.П. Волкова, игрового моделирования и др. Знакомство со многими методами позволяет каждому учащемуся выбрать приемлемый способ саморазвития творчества, вплетая его в общую модель творческого саморазвития.
Важное значение имеет использование различных форм проведения упражнений. При этом акцент целей может смещаться на оригинальность версий (упражнение «Для чего это может потребоваться»), на скорость и логику мышления («Перелет фраз»), на логику вербального изложения и неожиданные повороты действия («Рассказ-цепочка») и т.д. Среди эвристических методов особое место занимают дидактические (для развития автодидактических умений) и ролевые игры в специально созданных ситуациях, которые позволяют максимально реально воссоздать ситуации творческого поиска, в которых в наибольшей степени проявляется самостоятельность, инициатива, активность и творчество. Игровое моделирование позволяет избавиться от стереотипов, шаблонов мышления и поведения.
Третий блок: ПТСЛ и память. Вообще говоря, никому не надо доказывать важность памяти и необходимость ее развития. Но, к сожалению, в реальном образовательном процессе развитию памяти уделяется очень мало внимания, потому что… не хватает времени. Между тем, человек с отличной памятью сможет сэкономить гораздо больше времени, чем потратил на ее тренировку.
Например, композитор Россини однажды слово в слово повторил поэму, которую услышал впервые; певец Гарат запомнил и пропел целую оперу после одного прослушивания, совершенно не зная нот; Сенека мог запоминать с одного раза 2000 слов, совершенно не связанных между собой (что качественно отличается от запоминания связного текста), и воспроизводил их в том же порядке без единой ошибки и т.д. Подобные примеры служат хорошим стимулом для саморазвития памяти.
Итак, в этом блоке развиваются различные виды памяти, анализируется их важность для человека. Чаще всего, учащимся нет нужды объяснять значение смысловой памяти, хотя с методиками ее развития знакомы немногие, действуя чаще спонтанно или надеясь на «природную память». Но еще хуже обстоит дело с образной памятью. Между тем, это более стойкая форма памяти, разрушить которую почти невозможно, так как она исходит из интересов и знаний самого человека и уже неотделима от его личности. Образная память возвращает детское яркое восприятие мира, учит творческому мышлению. При этом растет емкость оперативной памяти человека: если словесная - это 7±2 бит/сек на один образ, то образная - 60±5 бит/сек. Необходимым условием эффективной работы образной памяти является совершенствование всех видов памяти, независимо от доминантной (поскольку она может подвести, а остальные окажутся неподготовленными). Чем большее количество видов памяти участвовало в запоминании, тем ярче и полнее получится образ, что способствует лучшему его усвоению.