Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации Тамбов 2010 удк 37 ббк 74. 5 (стр. 9 из 10)

На практических занятиях учащиеся знакомятся с особенностями и возможностями образной памяти; осваивают различные методики ее тренировки, способы определения доминантного вида памяти, методы тренировки разных видов памяти (зрительной, слуховой, тактильной и т.п.), способы взаимодействия всех видов памяти в совокупности.

Важность развития зрительной и слуховой памяти не вызывает у учащихся сомнений. Эти два вида памяти наиболее распространены, потому что относятся чаще всего к преднамеренным мыслительным процессам. Но не стоит забывать о таких способах мышления, которые не поддаются сознательному контролю, вызывая возникновение неожиданных ассоциаций. Обычно так работают такие виды памяти, как моторная, тактильная, вкусовая, обонятельная.

Мы предлагаем оригинальные упражнения и задания из специальных методик тренировки подобных видов памяти, позволяющие развить их до уровня преднамеренного мышления, либо, сохраняя спонтанный характер, синтезировать и синхронизировать со зрительными и слуховыми ощущениями, дополняя до полного образа. Заинтересовавшимся учащимся можно предложить полный вариант методики развития образной памяти для самостоятельного применения во внеучебное время.

Оценка таких видов памяти становится исключительно самостоятельной прерогативой учащихся, в зависимости от их мотивации к укреплению памяти, ответственности при выполнении упражнения, что углубляет их способности к самооценке и самоорганизации, укрепляет самоуважение и стимулирует мотивацию к ТСЛ.

Практические занятия в этом блоке имеют максимально самостоятельный характер: педагог предоставляет набор необходимых упражнений, учащиеся сами определяют вид памяти, которые эти упражнения развивают, организовывают соответствующую деятельность, предлагают варианты усложнения и усовершенствования заданий, подключая другие виды памяти т.д.

Четвертый блок: ПТСЛ и актерское искусство. Важное значение в этом блоке имеет развитие вербальных способностей. Педагоги часто сталкиваются с «неговорящими» воспитанниками. Как правило, это связано не с уровнем интеллектуальных способностей, а с особенностями развития и обучения, которые не способствовали развитию вербальных способностей, коммуникабельности и культуры общения. Практически все предлагаемые упражнения технологии в той или иной мере решают задачу повышения культуры речи и общения учащихся: они на каждом занятии несколько раз выступают перед товарищами, например, комментируя свои домашние работы, выполняя аудиторные задания, отвечают на вопросы, сами задают их, участвуют в регулярных дискуссиях, отстаивают свои идеи и обсуждают чужие и т.д. Упражнения данного блока призваны сконцентрировать внимание самих учащихся на особенностях или проблемах их речи, чтобы они осознали необходимость дальнейшего саморазвития в этой области.

Размышляя о проблемах образования, педагоги и психологи нередко обращаются к понятиям, выдвинутым К.С. Станиславским и обобщенным в его системе подготовки актера. Игровые методы, все шире входя в педагогическую практику, привели к более широкому видению этой мудрой системы. Но главное для практических целей – тот комплекс приемов, который К.С. Стани­слав­ский назвал психотехникой. Путь в познание, протекающий в русле игры – путь активного воображения. Трудные (например, те же математические) дисциплины можно освоить и глубже, и легче, если в ос­нову подготовки положить некоторые приемы перевоплощения. Ведь задача учащегося сродни задаче актера в период подготовки роли – за кратчайший срок достичь наиболее глубокого понимания и усвоения значимой информации с тем, чтобы на самой «премьере» произвести убедительное впечатление.

Но в отличие от актера, который знает содержание спектакля, учащиеся не знают, что именно им при­дется делать, перевоплотившись в специалиста. Следовательно, ро­лей в творческом арсенале саморазвивающейся личности должно быть существенно больше.

Ярким примером эффективности применения системы К.С. Станиславского в обучении служит «техника личной работы», созданная на основе этих идей московским экономистом-кибернетиком С. Марьиным. Она позволила ему, в частности, изучить 12 язы­ков в кратчайшие сроки – за 6-7 дней каждый.

В этом блоке подбирается комплекс упражнений, способствующих освоению элементов системы К.С. Станиславского, начиная с приемов мимической гимнастики (что обычно производит неизгладимое впечатление) и заканчивая театрализованными и профессионально-ро­ле­выми играми. Задания, как и многие другие, выполняются всеми учащимися по очереди. После каждого показа производилась рефлексия действий. Основное требование – нельзя повторяться.

Интересно в этих условиях наблюдать за последовательностью выхода «на сцену». Первым учащимся выходить труднее, пока еще не освоились с упражнением, да и надо быстро придумать и организовать собственное выступление; последние же, из робости или неуверенности откладывая свой «выход», ставят себя в не менее трудную ситуацию: повторяться нельзя, а большинство «легких», лежащих на поверхности приемов уже использованы, приходится копать глубже. Таким образом, обнаруживается прямая зависимость успешности выполнения задания от личностных качеств, способности к самоорганизации, профессиональных умений и навыков и т.п.

Примечательно, что учащиеся быстро это понимают, и вскоре выделяется определенная группа «лидеров», начинающих задание, причем, среди них все чаще появляются «несильные», незаметные ранее учащиеся, компенсируя недостаточную развитость своих творческих способностей активностью участия. Они на глазах превращаются из аутсайдеров в деятельных и энергичных лидеров. Подобная необычная для них ранее активность повышает их уверенность в себе, они чувствуют удивление и уважение товарищей, чаще рискуют, предлагая необычные варианты выполнения заданий, что, в конце концов, приводит к качественному скачку в развитии их творческих способностей, повышению самооценки. Интересно, что «сильные» учащиеся не препятствуют повышению активности «слабых», они, наоборот, как правило, стараются выходить последними на «сцену», прекрасно осознавая степень трудности и ответственности. Именно это формирует их самоуважение.

Пятый блок: ТСЛ и самообразование. Помимо приобретения учащимися умений и навыков самообразования, что параллельно осуществляется во всех других блоках и проходит красной нитью через все упражнения и задания технологии, в этом мы особое внимание хотели бы уделить литературно-художественному самообразованию учащихся.

Мы должны ориентироваться не только на умственное развитие детей, но и на нравственное и эстетическое наполнение их жизни. Для всего этого у большинства детей в распоряжении имеется строго дозированный минимум художественно-эстетических впечатлений и нравственных критериев, предусмотренных школьной программой обучения.

Данный блок технологии рекомендуется нами как дополнительная факультативная программа в рамках самостоятельной деятельности учащихся. Суть работы следующая: учащимся предлагаются списки рекомендуемой литературы. Естественно, нет смысла приводить здесь примеры списков, так как это крайне индивидуально для каждой группы учащихся, и делать это должен педагог, исходя из имеющихся потребностей. В зависимости от уровня развития и подготовки учащихся списки могут быть последовательные, параллельные (или разветвленные) и альтернативные.

Последовательные - постепенная ликвидация элементарных пробелов в литературном образовании, движение от простого к сложному, предыдущие книги создают определенную базу для последующих, в которых используются некоторые факты, образы, идеи из ранее прочитанного.

Параллельные - используются чаще как тематические, рассматривающие определенную проблему с позиций различных художественных произведений и авторов, используя сравнение или интегральный анализ; иногда принимают вид разветвленных списков, когда обсуждаемая тема порождает множество подтем или самостоятельных решений.

Альтернативные – учащимся предлагается два и более списков на выбор, как с последовательной, так и с параллельной структурой; списки могут отличаться друг от друга количеством книг, уровнем сложности, тематикой и т.д.

Затем используются специальные методы контроля качества усвоения прочитанного из рекомендуемых списков литературы: от репродуктивных, позволяющих удостовериться в самом факте прочтения и приблизительно определить процент усвоения материала, до творческих (проблемных, эвристических, ролевых игр и т.п., используя весь арсенал средств, приобретенный учащимися на предыдущих занятиях), но никогда чисто репродуктивных.

Для того чтобы дополнительные трудности самостоятельной образовательной деятельности не снизили мотивационную установку учащихся на процесс ТСЛ, нами был предусмотрен особый раздел, связанный с оптимальным усвоением информации. В нем предлагается методика рационального чтения, включающая в себя диагностику и развитие скорости чтения, качества усвоения, концентрации внимания, аутогенную тренировку. В результате, дети смогут успевать усваивать необходимый материал, читать специальную литературу, самостоятельно повышая свой образовательный уровень.