Прекращалось рабство отпущением на свободу ("манумиссия"). Бывший раб (вольноотпущенник) возвращался обратно в рабство, если проявил грубую неблагодарность в отношении лица, отпустившего его на свободу.
Что касается юридического положения рабов, они всегда считались вещами – "serviressunt" ("рабы суть вещи"). Иными словами, раб рассматривался не как субъект, а как объект права, не признавался лицом, поэтому не мог служить в армии, платить налоги, создавать семью.
Что касается имущественного положения раба, то всякая вещь, находившаяся в его обладании, считалась принадлежащей господину.
Со временем правовой статус раба стал меняться в лучшую сторону: раба нельзя было убить безосновательно (это приравнивалось к убийству чужого раба, а за убийство чужого раба господин отвечал, как за повреждение чужой вещи), его нельзя было отдать в гладиаторы без разрешения магистрата, к старости раб мог получить свободу и т.д.
В конце принципата и, особенно в период домината некоторые рабы стали получать в управление и пользование часть имения рабовладельца (небольшой земельный участок, скот или мастерскую, даже других рабов) под условием уплаты рабом какого-то оброка. Такое имущество называлось пекулием. Но господин мог в любой момент отобрать пекулий. Для того, чтобы уплатить оброк, раб должен был что-то продавать со своего участка. Поэтому римское право начинает признавать за действиями раба известную юридическую силу. Нередко рабы совершали сделки в качестве судоводителей и капитанов. Конечно, выгоды от таких сделок получал господин раба. Убыток ложился на господина. Стали допускать даже иски рабов к господам (actiodepeculio) в пределах стоимости пекулия.
Как видим, рабы получили некоторые имущественные права, в том числе и возможность обязываться по договорам. Это положение является тем более важным, если учесть, что в дальнейшем рабовладелец стал отвечать по обязательствам своего раба. Предприимчивый раб получил возможность накопить себе состояние и выкупить таким образом у хозяина свободу. Однако положение рабов во все времена римской истории было очень тяжелым.
Вольноотпущенники (libertini). Отпущенные на волю рабы именовались libertini – вольноотпущенниками. В древнейший период не существовало каких-либо ограничений в деле освобождения рабов. Но в период поздней республики и ранней империи, когда численность рабов заметно уменьшилась, усилился контроль государства в этой области. Отпущение на волю без соблюдения строго установленных форм[1] или с их нарушением считалось недействительным. А отпущенный на волю раб (вольноотпущенник) нес ряд обязанностей в отношении своего господина. Прежний господин становился патроном, а бывший раб – клиентом. Обязанности клиента выражались в словах “почтение” и “личные услуги”. На практике это означало запрет на обращение в суд против господина, и, следовательно, бывший раб оставался фактически беззащитным против произвола патрона; он обязан был оказывать господину разного рода услуги, в том числе и имущественного характера; патрон имел право на часть наследства вольноотпущенника, а также на получение от него алиментов.
Либертины были ограничены и в сфере публичного права: они не служили в войске, в I веке н.э. они утратили jussuffragii, не имели права быть включаемыми в состав сената.
Колоны (coloni). Колонами римские юристы называли арендаторов и тех, кто получал землю и инвентарь по договору или сидел на земле из поколения в поколение, и тех крупных арендаторов, которые обрабатывали землю с помощью своих рабов или сдавали землю небольшими участками субарендаторам.
"Колонат" – сложная проблема периода империи. Вопрос о юридической природе данного института следует решать исходя из социально-экономической обстановки того периода. Постепенно отдельные провинции начинают приобретать экономическую самостоятельность, жить своей собственной жизнью. Экономическое же господство Рима прекращается уже со второй половины I века н.э. К этому времени хозяйство, основанное на рабском труде, начинает себя изживать. Рабство не дает предпосылок для интенсивного труда, ибо раб не заинтересован в результатах своей работы. Поэтому обширные хозяйства (латифундии) дробятся на мелкие участки (парцеллы), на которые и сажают рабов.
Итак, раб становится самостоятельным производителем, а рабство в целом переходит в какую-то новую свою стадию. С другой стороны, и мелкие крестьяне понижаются в своем социально-экономическом уровне. Они также прикрепляются к земле: на этих двух корнях и создается колонат, т.е. такой юридический институт, при котором непосредственный производитель прикрепляется к земле. Колоны считались свободными людьми, а за пользование землей обязаны вносить ее собственнику определенный оброк или подать, выполнять повинности. Колон мог иметь семью, самостоятельно вести хозяйство. Со времени Диоклетиана происходит постепенное прикрепление колонов к земле, и на протяжении длительного исторического периода правовое положение колонов приближается к феодально-зависимым крестьянам. Образование сословия колонов – наиболее заметное проявление формирования новых сословных делений в позднеримском обществе.
Законодательство именует колонов "рабами земли". Это значит, что если колон сходит с земли, то землевладелец имеет право вернуть его на землю и даже наказать.
Колонат – состояние наследственное. Дети колона обязаны сидеть на том же участке, на котором сидит отец, и сойти с этого участка они не имеют права.
Тенденция сословной дифференциации распространяется и на другие слои свободного населения. Сословные деления углубляются, “высшие” более резко противопоставляются “низшим”.
В 212 году императором Марком Аврелием Антонином Каракаллой был издан эдикт о предоставлении почти всем свободным жителям права римского гражданства. Благодаря этому эдикту постепенно был осуществлен процесс преобразования огромного конгломерата племен и народностей в более или менее однородное общество. Правовые различия между разными категориями населения сгладились. К началу III века н.э. различия между juscivile (цивильное право) и jusgentium (право народов) окончательно исчезают. Эти две ветви частного права сливаются. Во всяком случае, в период поздней империи вопрос о правоспособности значительно упростился. Различие между гражданами, латинами, перегринами утратило практическое значение. Все население империи отныне делится лишь на граждан и рабов.
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА. Наряду с физическими лицами субъектами римского гражданского права становятся и юридические лица[2] (см. рис. 4). Уже в древнейший период в Риме образуются религиозные, профессиональные корпорации. Но они не обладают обособленным от физических лиц имуществом и потому их нельзя в полной мере считать юридическими лицами. Позже черты юридического лица приобретает казна императора – фиск (fiscus), постепенно сливающаяся с государственным имуществом. Правда, фиск был юридическим лицом особого рода: на его имущество не распространялись давностные сроки, требования фиска получали предпочтение перед требованиями других кредиторов.
Таким образом, в римском праве под юридическими лицами понимались объединения отдельных хозяев или собственников (физических лиц), которые имели отдельную организацию и располагали определенными имущественными средствами. Их можно именовать корпорациями или союзами: например, союзы с религиозными целями, профессиональные союзы ремесленников (башмачники, пекари, солевары). В период республики число их увеличивается, появляются корпорации низших чиновников, похоронные товарищества и др.
Со временем изменяется и правовое положение различного рода хозяйственных корпораций. Признается нераздельность их имущества. Они становятся самостоятельными субъектами частного права. Также и муниципии (городские общины) получают правоспособность, приближающуюся к статусу современных юридических лиц. Этот же статус вскоре приобрели и частные корпорации. Вслед за ними – учреждения, вначале церковные, затем разнообразные благотворительные – приюты, больницы, воспитательные дома.
Порядок образования корпораций не был одинаков на всем протяжении истории Древнего Рима. По законам XII таблиц в период ранней республики они возникали свободно и не нуждались в предварительном разрешении со стороны органов государственной власти. Важно лишь, чтобы цели корпорации не противоречили нормам публичного права, а для ее создания достаточно было трех человек. В период поздней республики и принципата (по мере постепенной концентрации власти в руках принцепса) корпорации возникали с разрешения сената.
Итак, мы обязаны римлянам не только идеей юридического лица, но и практическим ее воплощением. Римляне также теоретически обосновали и сущность юридического лица:
1) корпорация как единое и нераздельное целое рассматривается как частное лицо;
2) юридическое существование корпорации не прекращается и не нарушается выходом отдельных членов из ее состава;
3) имущество корпорации обособлено от имущества ее членов;
После признания христианства государственной религией статус юридического лица получили церковные учреждения (ecclesia), а затем больницы и приюты.
Вместе с тем правовое регулирование и доктринальная разработка института юридического лица в Древнем Риме находились в зачаточном состоянии. Неполнота и непоследовательность конструирования института юридического лица в Древнем Риме объясняются вполне определенными социально-экономическими причинами: в ту историческую эпоху они играли неизмеримо меньшую роль, нежели индивидуальные субъекты, поэтому не им, а индивидуальным субъектам как центральной фигуре древнего общества и было уделено главное внимание в нормах и доктрине частного права.