Вторую группу участников гражданского процесса составляют лица, участвующие в деле. Гражданское процессуальное законодательство не дает общего определения понятия лиц, участвующих в деле, ограничиваясь лишь перечислением состава лиц, участвующих в деле (ст. 34, 38, 42–43, 45–47 ГПК РФ). Согласно закону лицами, участвующими в деле, являются стороны; третьи лица; прокурор; лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным ст. 4, 46 и 47 ГПК РФ; заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и делам, возникающим из публичных правоотношений.
К третьей группе субъектов гражданского процессуального права относятся лица, содействующие правосудию. Они привлекаются в гражданский процесс по инициативе суда или лиц, участвующих в деле, для выполнения обязанностей по сообщению доказательственной информации, по осуществлению иных обязанностей в гражданском процессе, необходимых для успешного разрешения спора и выполнения судом своих функций. В третью группу входят: свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые и другие лица.
Какими-либо существенными правами лица, содействующие правосудию, не наделены. В первую очередь их правовой статус в гражданском процессе определяется выполнением возложенных на них процессуальных обязанностей. Например, свидетель обязан правдиво сообщить суду известную ему информацию по вопросам, имеющим значение для дела. Эксперт обязан подготовить экспертное заключение на основании круга вопросов, поставленных перед ним судом. Переводчик обязан обеспечить достоверный и точный перевод всего сказанного для субъектов гражданского процесса, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство. Отдельные лица, содействующие правосудию, имеют и определенные процессуальные права, наделение которыми связано с созданием условий для более успешного выполнения возложенных на них обязанностей. Так, эксперт, поскольку это необходимо для дачи заключения, имеет право знакомиться с материалами дела, участвовать в судебном разбирательстве дела, просить суд о предоставлении ему дополнительных материалов. Такова основная классификация субъектов гражданского процессуального права. Вместе с тем можно говорить и о выделении четвертой группы субъектов гражданского процессуального права, в которую входят иные лица, не указанные выше. Так, в некоторых случаях участниками гражданских процессуальных отношений могут стать должностные лица и граждане, которые обязаны предоставить суду имеющиеся у них доказательства (ст. 57 ГПК). При неисполнении требований суда они подвергаются штрафу, накладываемому судом. К четвертой группе субъектов гражданского процессуального права относятся и граждане, присутствующие в зале судебного заседания при разбирательстве дела. В случае нарушения ими порядка к гражданам в рамках гражданских процессуальных правоотношений могут быть применены санкции, указанные в ст. 159 ГПК. При вынесении судом частного определения у должностных лиц, получивших его, возникают определенные обязанности в соответствии со ст. 226 ГПК, а именно сообщить суду о принятых мерах. Все перечисленные лица, относящиеся к четвертой группе субъектов гражданского процессуального права, не участвуют в судопроизводстве, их действия никак не влияют на динамику судопроизводства, но в определенных случаях, указанных в ГПК, у них возникают обязанности перед судом.
Можно дать следующее определение категории лиц, участвующих в деле – это участники процесса, обладающие юридической заинтересованностью в исходе дела, выступающие в процессе от своего имени и в силу этого наделенные определенным комплексом прав и обязанностей, влияющих на развитие процесса и движение дела[4].
В результате рассмотрения процессуального положения различных участников гражданского судопроизводства и выявления критерия отнесения части из них к лицам, участвующим в деле, можно дать следующую характеристику институту лиц, участвующих в деле.
1. Лица, участвующие в деле, — участники гражданского процесса (судопроизводства).
2. Лица, участвующие в деле, юридически заинтересованы в рассмотрении и разрешении судом гражданского дела.
3. По характеру интереса лица, участвующие в деле, подразделяются на две группы. Первую представляют участники судопроизводства, имеющие к исходу дела материально-правовой личный интерес. Они защищают в процессе субъективные права, свободы и законные интересы. Вторую группу составляют лица, участвующие в деле, имеющие к исходу дела государственный (служебный, должностной), общественный интерес.
4. Лица, участвующие в деле, выступают в процессе от своего имени.
5. Лица, участвующие в деле, способны влиять на движение процесса, т.е. совершать волеизъявления (процессуальные действия), направленные на развитие и прекращение процесса[5].
Согласно ст. 34 ГПК лицами, участвующими в деле, являются стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным статьями 4, 46 и 47 ГПК, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Анализ перечня этих лиц и оснований их участия в деле позволяет сделать единственный вывод о том, что ими могут быть лишь лица, имеющие определенный юридический интерес в деле; при этом результат рассмотрения дела имеет для них определенное значение.
Вместе с тем от юридической заинтересованности в исходе дела необходимо отличать фактическую заинтересованность, которая может быть основана на отношениях подчиненности, родства или дружбы. При этом необходимо иметь в виду, что наличие фактического интереса у разных лиц, участвующих в деле, не всегда влечет одинаковые правовые последствия. Например, стороны, третьи лица, заявители и заинтересованные лица, участвующие в делах особого производства, могут быть и фактически заинтересованы в исходе дела.
Для прокурора фактическая заинтересованность в исходе дела исключает возможность его участия в гражданском процессе (ст. 18 ГПК).
Юридическая заинтересованность (юридический интерес) лица, участвующего в деле, порождает для него определенный процессуальный интерес, то есть тот положительный результат рассмотрения и разрешения дела, наступления которого ожидает и добивается участник судопроизводства. Например, для истца процессуальный интерес заключается в ожидании судебного решения об удовлетворении иска, для ответчика — в ожидании решения об отказе в иске, для прокурора — в ожидании законного и обоснованного судебного решения и т. д.
Поэтому различие процессуальных интересов лиц, участвующих в деле, всегда будет зависеть от характера связи с предметом судебной защиты и от тех предусмотренных законом задач, для достижения которых то или иное лицо, участвующее в деле, принимает участие в гражданском судопроизводстве.
Следовательно, любое лицо, участвующее в деле, будучи юридически заинтересованным в исходе дела, соответственно имеет в силу этого и определенный процессуальный интерес к судопроизводству.
Вместе с тем необходимо отметить, что юридический интерес, являющийся основанием для вынесения судом решения, которое может повлиять на субъективные права и обязанности лица, участвующего в деле, или же служит удовлетворению публичного интереса, и процессуальный интерес не тождественны по содержанию.
Так, среди субъектов гражданских процессуальных правоотношений имеются такие, которые, участвуя в гражданском судопроизводстве, ожидают и добиваются наступления определенного результата разрешения дела, то есть имеют определенный процессуальный интерес, который не основан на материальном правоотношении.
К таким участникам процесса относятся судебные представители, выступающие от имени и в интересах сторон, третьих лиц или лиц, участвующих в неисковых делах.
Правовым основанием участия в гражданском процессе судебного представителя может быть договор поручения, трудовой контракт и т.д. Юридический интерес к процессу у судебного представителя носит чисто процессуальный характер и не связан с материально-правовым отношением, составляющим предмет судебного разбирательства. Несмотря на то что представитель относительно процессуально самостоятелен в судебном процессе (например, в доказывании), в случае прекращения действия договора поручения у судебного представителя исчезает соответственно интерес и к процессу, поскольку действия представителя зависимы от воли его доверителя. Видимо, поэтому законодатель и не относит судебного представителя (в том числе и адвоката) к лицам, участвующим в деле (хотя это и не всегда бывает оправданно). Однако эта процессуальная особенность не относится к лицам, участвующим в деле, у которых материально-правовой и процессуальный интерес едины[6].
Все упомянутые выше лица участвуют в процессе, если они:
а) или обращаются за защитой своего нарушенного права или охраняемого законом интереса;
б) или обращаются в суд за защитой прав и интересов других лиц, например, госорганы, органы МСУ, родители как законные представители своих несовершеннолетних детей;
в) или обращаются в силу возложенных на них законом функций, например, прокурор, орган опеки и попечительства;
г) или вступают в процесс для дачи заключения[7] (хотя по поводу этого существуют не однозначные точки зрения).