3. Иванова Н. Постсоветская литература в поисах новой идентичности // Знамя. 1996. № 4.
4. Лейдерман Н. Траектории экспериментирующей эпохи // Вопросы литературы. 2002. №4.
Практическое занятие №14: Психологическая драма 70-90-х гг.: проблематика, средства и художественная цель нагнетения напряженности сценического действия, художественные итоги психологической драмы 70-90-х гг. (на примере пьесы «Утиная охота А. Вампилова).
1. Творческий путь А. Вампилова, место пьесы «Утиная охота» в его творчестве; сценическая история пьесы; «Утиная охота» в восприятии зрителей, читателей, литературных и театральных критиков.
2. «Утиная охота» А. Вампилова как пьеса – эксперимент: сможет ли герой прийти к свободе от социального окружения? сможет ли герой прийти к свободе от отдельных сторон собственной натуры? – как центральные вопросы произведения.
Персонажи второго плана как «отрицательные двойники»» Зилова.
3. Главный герой пьесы как романтик и как человек, тождественный своему окружению.
Композиция пьесы как иллюстрация постепенного перехода героя от уровня романтичности к уровню окружения .
4. Множественность финалов пьесы и неоднозначность завершающего действия пьесы.
Феномен авторского вопрошания[24] как отличительны признак эстетики психологической драмы 70-90х гг.
Множественность пунктов авторского вопрошания в пьесе А. Вампилова.
Научно-критическая литература:
1. Розов В. памяти Александра Вампилова // Театр. 1972. № 10.
2. Распутин В. истины александра Вампилова // Сибирь. 1977. № 4.
3. Стрельцова Е. Плен утиной охоты: [Вампилов. Творчество и судьба]. Иркутск, 1998.
Практическое занятие №15: Жанр антиутопии в литературе постоттепельного периода (на примере сказки «Кролики и удавы» Ф. Искандера).
1. Творческий путь Ф. Искандера. Место философской сказки «Кролики и удавы» в его творчестве. Значимость жанровой формы произведения.
2. «Кролики и удавы» как сатира на мировоззрение, быт, государственно-официальный язык постоттепельной эпохи (пародирование фактов советской культуры 70-80х гг. в тексте).
3. «Кролики и удавы» как политическая антиутопия (рассуждение о механизме осуществления тоталитарного государства и психологии его людей в тексте).
4. «Кролики и удавы» как философско-психологическая антиутопия (мысль Ф. Искандера о парадоксальной приверженности людей к существованию в условиях тоталитаризма).
Научно-критическая литература:
1. Рассадин Ст. похвала здравому смыслу, или Пятнадцать лет спустя // Юность. 1978. № 2.
2. Рассадин Ст. Последний чечнец // Новый мир. 1989. № 9.
3. Иванова Н. Смех против страха, или Фазиль Искандер. М., 1990.
Практическое занятие №16: Феномен «городской прозы»: особенности ее проблематики, стилистики. Этическая и психологическая проблематика в произведениях «городской прозы»: предмет размышлений автора и героя, особенности художественного изображения этих размышлений (на основе анализа повести «Предварительные итоги» Ю. Трифонова).
1. Творческий путь Ю. Трифонова. Цикл «городских повестей» в его творчестве: специфика проблематики, причины обращения к теме внутреннего «я» современника.
2. Сходство в тематике и композиции повести Ю. Трифонова «Предварительные итоги» и пьесы А. Вампилова «Утиная охота». Причины сходства.
3. Герой «Предварительных итогов» как рефлексирующий персонаж. Процесс рассуждений героя как начало, организующее текст; личностный характер и эмоциональность повествования. Причины выбора Ю. Трифоновым рефлексирующего героя как источника повествовательной точки зрения. Субъективное и объективное начала в тексте.
4. Финал повести: сюжетно обоснованное и импрессионистическое в нем. Смысловая нагрузка комбинирования повествовательных манер на последних страницах повести. Особенности этической позиции главного героя.
Научно-критическая литература:
1. Белая Г. Неповторимое однажды // Лит. обозрение. 1983. № 5.
2. Иванова Н. Проза Ю. Трифонова. М., 1984.
3. Шитов А. Юрий Трифонов: Хроника жизни и творчества. 1925-82. Екатеринбург, 1997.
Практическое занятие №17: Романы Б.Окуджавы в ряду произведений исторической прозы; художественные задачи обращения писателя к прошлому страны. Человек и Власть, Человек и Государство в художественном анализе Б.Окуджавы: причины конфронтаций, последствия для Человека (на примере романа «Путешествие дилетантов»).
1. Место исторических романов в творчестве Б. Окуджавы. Исторический роман-парабола: проблематика, приемы соотнесения картин исторического прошлого с современностью.
2. Советская постоттепельная эпоха и время 40-х гг. XIX века: моменты сходства общественной атмосферы, политики, взаимоотношений личности и государства
Амиран Амилахвари как повествователь, специфика и причины его повествовательной интонации, смысловая нагрузка недосказанностей и намеков в его речи.
3. История Мятлева как иллюстрация принципиального несовпадения интересов личности и государства, как доказательство невозможности для личности не вступать в конфликт с общепринятым.
Причины указанных феноменов в художественном анализе Б. Окуджавы.
Истории любви Мятлева к Анете Фридерикс, Александрине Жильцовой: варианты и последствия вторжения государства в личную жизнь и личность человека.
4. Сюжет Мятлева и Лавинии Ладимировской: уверенность и героизм как способ бытия человека в условиях приоритета общепринятого. Трагичность и возвышенность такого пути.
Научно-критическая литература:
1. Свирский Г. На лобном месте: Литература нравственного сопротивления. 1946-1986. М., 1998.
2. Рассадин С.Б. Булат Окуджава. М., 1999.
3. Рассадин С. Я выбираю свободу. М., 1990.
Практическое занятие №18: Роман Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей» в ряду произведений исторической прозы; художественные задачи обращения писателя к прошлому страны. Человек и Власть, Человек и Государство в художественном анализе писателя: причины конфронтаций, последствия для Человека.
1. Причины и характер обращения Ю. Домбровского к исторической («лагерной») тематике. Повесть «Хранитель древностей» и роман «Факультет ненужных вещей» как дилогия, автобиографический характер дилогии. Причины смены жанра, повествовательной точки зрения внутри дилогии.
2. Советский Союз как страна политической и юридической внезаконности в художественном анализе Ю. Домбровского.
Фигуры следователей, страшное и парадоксальное в их облике. Механика судебного процесса в романе.
Предмет размышлений Зыбина в этой связи (есть ли какие-то узаконенные рамки осуществления репрессий? Можно ли говорить об их целесообразности? Что может противопоставить отдельный человек внезаконному разрушению его жизни?) . Итоги размышлений главного героя.
Элементы антиутопии в романе.
3. Масштабность, необратимость и катастрофичность презрения к правам личности в художественном анализе Ю. Домбровского. Художественая нагрузка обращения писателя к истории казни Иисуса Христа. Специфика трактовки евангельского сюжета, параллельность евангельской и современной истории в художественном мире романа Ю. Домбровского.
Научно-критическая литература:
1. Зверев А. «глубокий колодец свободы»: Над страницами Ю. Домбровского // Лит. обозрение. 1989. № 4.
2. Сотникова Т. Непойманный хранитель // Вопросы литературы. 1996. № 5.
3. Турков А. Что же случилось с Зыбиным? // Знамя. 1989. № 5
Практическое занятие №19: Многоаспектность содержания прозаических произведений писателей-авангардистов; определяющий характер стилистики текстов в формировании многоаспектного содержания. Человек и его жизненный путь; миропонимание и этика; образы Мира и Хаоса в поэме Вен. Ерофеева «Москва-Петушки».
1. Авангардная проза: характер проблематики, лирическое и философское начала в ней. Человек и Бытие, жизненная (этическая) позиция человека как центральные темы авангардной прозы.
2. Творческий путь В. Ерофеева; место поэмы «Москва-Петушки» в творчестве писателя, автобиографическое начало в произведении.
3. Неприятие В. Ерофеевым официальной советской культуры, общепринятых мировоззрения, этики, культурного уровня, способы выражения авторской позиции в тексте:
- Противопоставленность героя «Москвы-Петушков» и массового человека (личности без границ – ограниченному человеку): «Москва-Петушки» как цитатник «большого советского стиля» и мировой художественной культуры.
- Противопоставленность героя «Москвы-Петушков» и массового человека (скромной и напористой личности, абстрактных и конкретно-гуманистических ценностей). Жертвенность и этичность жизненной позиции главного героя поэмы.
4. «Москва-Петушки» как повествование об обреченности и хрупкости человека. Пафос сочувствия человеку в поэме; композиционные и стилевые приемы его выражения.
Научно-критическая литература:
1. Муравьев В. «Высоких зрелищ зритель» // Вен. Ерофеев Записки психопата. М., 2000.
Раздел 4.: «Новейшая отечественная литература»:
Практическое занятие №19-20: Тематический и стилевой анализ лирических произведений современной литературы.
Практическое занятие проходит в форме коллоквиума – последовательности докладов, полностью подготовленных студентами и посвященных анализу 1 стихотворения по выбору докладчика.
Ресурсами для выбора произведений могут быть публикации журналов «Новый мир», «Русская литература», «Литературная газета», «Нева», или следующие литературные сайты:
Библиотека М. Мошкова – http://www.lib.ru
Библиотека Вавилона – http://www.vavilon.ru
Журнал НЛО. Электронная версия – http://www.infoart.ru/magazine/nlo/index.htm
Литературные ресурсы Интернета – http://www.litera.ru
Русский журнал – http://www.russ.ru
Проект «Журнальный зал» в «Русском Журнале» – http://www.magazines.russ.ru