4. Характер конфликта повести «Время ночь», художественные приемы выражения его неразрешимости.
Научно-критическая литература:
1. Барзах А. О рассказах Петрушевской: Заметки аутсайдера // Постскриптум. 1995. № 1.
2. Мильман Н. Читая Петрушевскую: Взгляд из-за океана. Спб., 1997.
Практическое занятие №25-26: Тематический и стилевой анализ произведений малой прозы по выбору студентов (работа с публикациями журналов «Новый мир», «Русская литература», «Литературная газета», «Нева»).
Практическое занятие проходит в форме коллоквиума – последовательности докладов, полностью подготовленных студентами и посвященных анализу 1 произведения по выбору докладчика.
Ресурсами для выбора произведений могут быть публикации журналов «Новый мир», «Русская литература», «Литературная газета», «Нева», или следующие литературные сайты:
Библиотека М. Мошкова – http://www.lib.ru
Библиотека Вавилона – http://www.vavilon.ru
Журнал НЛО. Электронная версия – http://www.infoart.ru/magazine/nlo/index.htm
Литературные ресурсы Интернета – http://www.litera.ru
Русский журнал – http://www.russ.ru
Проект «Журнальный зал» в «Русском Журнале» – http://www.magazines.russ.ru
Электронная библиотека портала КМ.РУ – http:// www.lib.km.ru
Электронная библиотека художественной литературы – http://www.e-kniga.ru
Русская виртуальная библиотека – http://www.rvb.ru
Каждый доклад включает в себя следующие пункты:
1. Сведения о творческом пути автора; специфике литературного объединения, к которому может быть причислен писатель, месте произведения в его творчестве.
2. Условия понимания и истолкования текста выбранного произведения (Какие моменты текста обращают на себя внимание? Каким образом они складываются в целостную содержательную картину?)
3. Образный строй, ведущее настроение произведения, его художественные итоги.
4. К классической или к авангардной эстетике тяготеет автор анализируемого произведения в понимании феномена человеческой личности? Каков масштаб ее изображения? С какими категориями (Эпоха / Природа / Бытие …) соотносится человек, ситуации его жизни, его внутренний мир в изображении писателя?
5. К классической или авангардной эстетике тяготеет произведение по используемым художественным приемам?
Для подведения итогов работы на практических занятиях № 25-26 к общему обсуждению предлагаются вопросы:
- Насколько меняется круг тем современной прозы сравнительно с эпохой 70-х гг. ХХ века / с эпохой Серебряного века / с русской поэзией XIX века?
- Вырабатывает ли современная малая проза новые художественные приемы, изобразительно-выразительные средства – по сравнению с литературой Серебряного века?
- Можно ли говорить о каких-либо преобладающих темах, жанрах, направлениях современной малой прозы?
- Каковы образы автора и предполагаемого читателя современной художественной литературы?
- Каковы новые формы бытования литературы (по сравнению с эпохой Серебряного века) в современной культуре? Определяют ли они каким-то образом тематику, стилистику, формы общения поэта и читателя в современной малой прозе?
-
Научно-критическая литература:
1. Лейдерман Н., Липовецкий М. Между хаосом и космосом: рассказ в контексте времени // Новый мир. 1991.№ 7.
2. Немзер А. Взгляд на русскую прозу в 1996 году // Дружба народов. 1997. № 2.
3. Современная проза – глазами прозаиков // Вопросы литературы. 1996ю № 1-2.
4. Современная проза: «пейзаж после битвы» // Вопросы литературы 1995. № 4.
5. Топоров В. литература на исходе столетии: опыт рассуждения в форме тезисов // Звезда. 19991. № 3.
СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
К разделу «Литература 40-50х гг»:
М. Зощенко «Перед восходом солнца»
Е. Шварц «Дракон»
В. Некрасов «В окопах Сталинграда»
К. Воробьев «Это мы, Господи!»
Э. Казакевич «Звезда»
К разделу «Литература ”Оттепели” (60-е гг.)»:
В. Тендряков - повести на выбор (2-3 произведения)
Николай Аржак (Ю.М. Даниэль) – «Говорит Москва», «Искупление».
Ю. Нагибин рассказы и повести на выбор (4-5 произведений)
Б. Пастернак «Доктор Живаго»
Лирика поэтов Серебряного века (поздний этап творчества: 40-60е гг.): А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Заболоцкого – по 5-6 стихотворений.
Лирика поэтов – «учеников Серебряного века»: А. Тарковский, С. Липкин, М. Петровых – по 5-6 стихотворений.
Ранняя лирика поэтов-петербуржцев: Е. Рейн, А.Кушнер, В. Уфлянд, И.Бродский – по 5-6 стихотворений.
Творчество поэтов «Громкой лирики»: Е.Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский – по5-6 стихотворений.
Творчество поэтов-авангардистов: О Григорьев, В.Уфлянд, Г. Сапгир, Вс. Некрасов, И.Холин, Я. Сатуновский (автор и произведения по выбору студентов: 5-6 произведений).
Жанр «лирического дневника» в литературе «оттепели»: Ю. Казаков «Голубое и зеленое» / О. Берггольц «Дневные звезды» / В. Солоухин «Владимирские проселки», «Капля росы» / К. Паустовский «Золотая роза» (1 из произведений по выбору студентов).
«Лейтенантская повесть» 60-х гг.: Ю. Бондарев «Последние залпы», «Батальоны просят огня» / Г. Бакланов «Южнее главного удара», «Пядь земли» / В. Быков «Журавлиный крик», «Третья ракета», «Фронтовые страницы» / В. Астафьев «Звездопад» / К. Воробьев «Крик», «Убиты под Москвой» (по одному произведению 2-3 авторов по выбору студентов).
В. Гроссман «Жизнь и судьба»
А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
В. Шаламов «Колымские рассказы» (7-8 произведений из цикла по выбору студентов).
А. Арбузов «Иркутская история»
В. Розов «В добрый час!», «Гнездо глухаря», «Кабанчик»
К разделу «Литература 70-90х гг»:
А. Солженицын «Матренин двор»
В. Шукшин рассказы на выбор (6-7 произведений по выбору студентов)
В. Распутин «Последний срок», «Прощание с Матерой»
В. Астафьев «Царь-рыба», «Печальный детектив»
Ю. Трифонов: «Старик»; «Обмен»/ «Предварительные итоги»
Военная повесть 70-80х гг.: В. Кондратьев «Сашка» / Б. Васильев «А зори здесь тихие» / Г. Бакланов «Навеки девятнадцатилетние» / В. Богомолов «Момент истины» / С. Алексиевич «У войны неженское лицо» / В. Астафьев «Пастух и пастушка» / В. Распутин «Живи и помни» / В. Быков «Знак беды», «Карьер», «Облава» (по одному произведению 2-3 авторов по выбору студентов).
Г.Владимов «Верный Руслан».
Ю. Домбровский «Факультет ненужных вещей»
Б. Окуджава «Бедный Авросимов» / «Путешествие дилетантов» / «Свидание с Бонапартом» (1 из романов трилогии по выбору студентов)
В. Войнович «Жизнь и необыкновенные приключения солдата Ивана Чонкина» (ч.1).
Ф. Искандер «Кролики и удавы»
Ч. Айтматов «И дольше века длится день…», «Плаха»
А. и Б. Стругацкие романы на выбор
С. Довлатов «Зона», «Чемодан» (5-6 рассказов по выбору студентов)
Вен. Ерофеев «Москва – Петушки», «Вальпургиева ночь, или шаги командора».
С. Соколов / А. Битов – 1 роман по выбору студентов.
«Тихая лирика»: Н. Рубцов – 5-6 стихотворений по выбору студентов.
«Бардовская песня»: Б.Окуджава, В.Высоцкий, А.Галич – по 5-6 стихотворений каждого автора.
Поэты- неоакмеисты” – Б. Ахмадулина, А.Кушнер, О.Чухонцев – по 5-6 стихотворений.
И.Бродский – лирика.
Поэтический авангард 70-90х гг.: Д.А. Пригов, Л.Рубинштейн, Т.Кибиров… - (автор и произведения по выбору студентов - 5-6 стихотворений).
А. Вампилов «Утиная охота».
А. Володин «Мать Иисуса», «Дульсинея Тобосская»
Э. Радзинский «Беседы с Сократом» / «Театр времен Нерона и Сенеки»
Г. Горин «Тиль» / «Дом, который построил Свифт» / «Забыть Герострата»
Л. Петрушевская, Н. Коляда, Н.Садур– по 1 пьесе по выбору студентов.
К разделу «Новейшая отечественная литература»:
Жанр антиутопии в современной литературе: В. Аксенов «Остров Крым», А.Зиновьев «Зияющие высоты», В.Войнович «Москва 2042», Т.Толстая «Кысь», В Пелевин «Омон Ра», «Поколение П», В.Сорокин «День опричника» (2-3 произведения по выбору студентов).
Г.Владимов «Генерал и его армия».
В.Маканин «Андеграунд, , или Герой нашего времени»
Ю.Мамлеев «Утоли мою голову»
Гандлевский С. <Нрзб>
Психологический роман, повесть в современной литературе: Л.Петрушевская «Время ночь», Т.Толстая «Не Кысь» (рассказы из сборника), Л.Улицкая «Медея и ее дети», В. Токарева, О.Славникова, Д.Рубина, Г. Щербакова – повести (2-3 произведения из приведенного списка или по выбору студентов).
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Общий обзор литературы 40-50-х гг.: социокультурная ситуация, официальная и неофициальная литература (общая характеристика литературы соцреализма; авторы, круг тем, стилистика неофициального искусства; «Перед восходом солнца» М. Зощенко и «Дракон» М. Шварца как произведения «скрытой литературы»).
2. Литература эпохи Второй мировой войны: общий обзор жанров, тем, пафоса произведений; сравнительная характеристика авторов военной прозы 40-х гг.: В. Некрасов, К. Воробьев, Э. Казакевич.
3. «В окопах Сталинграда» В. Некрасова как эпическое произведение о Великой отечественной войне; традиции Л. Толстого («Война и мир») на страницах повести. Феномен «скрытой теплоты народного патриотизма» и способы его изображения в книге.
4. Система персонажей повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»: многообразие судеб, этических открытий, мировоззренческих потерь и приобретений на полях сражений.
5. Культурная атмосфера «оттепели»: внешние и скрытые причины феномена «оттепели», отличительные особенности народного самосознания эпохи, формы его проявления в различных сферах жизни. Мироощущение 60-х гг. на страницах художественной литературы (на примере анализа 3-4 произведений – по выбору студентов).
6. Этическая проблематика и лирическое мироощущение как 2 художественных центра литературы «оттепели». Этическое и лирическое в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».
7. Художественная публицистика периода «оттепели»: причины ее востребованности, предмет изображения. Общественно-публицистическое и художественное в произведениях В. Овечкинаа, В. Тендрякова.