8. Этичность как отличительная черта проблематики литературы «оттепели». Момент «переоценки ценностей», выбора героем жизненной позиции как характерный сюжет оттепельной литературы. Фантастический сюжет и этический идеал «оттепельного времени» в прозе Ю. Даниэля.
9. Этичность как отличительная черта проблематики литературы «оттепели». Момент «переоценки ценностей», выбора героем жизненной позиции как характерный сюжет оттепельной литературы. Конфликт и художественные итоги оттепельной драматургии (на примере сопоставительного анализа 2-3 произведений по выбору студентов).
10. Лиричность как отличительная черта мироощущения и литературы «оттепели», причины ее появления и востребованности. Общий обзор художественных направлений лирики 60-х гг. Варианты мироощущения 60-х гг. в произведениях оттепельной лирики (на примере анализа творчества одного из поэтов – по выбору студентов).
11. Период 50-60-х гг. в творческой эволюции поэтов Серебряного века: тональность, центральные мотивы их лирики, стилевые особенности их произведений (анализ поздних этапов творчества А. Ахматовой Б. Пастернака, Н. Заболоцкого – по выбору студентов).
12. «Ученики Серебряного века» (А. Тарковский, С. Липкин, М. Петровых …): 50-60-е гг. как время творческого подъема поэтов; тональность, центральные мотивы их лирики, стилевые особенности их произведений (анализ творчества одного из поэтов – по выбору студентов).
13. «Традиционная лирика» в интерпретации молодых поэтов (Е. Рейн, А. Кушнер, И. Бродский …): направление их творческих поисков, традиции и новаторство их лирики; период 60-х гг. в творческом пути поэтов (анализ творчества одного из лириков – по выбору студентов).
14. Авангардная лирика 60-90-х гг.: условия и причины возрождения авангарда в отечественной литературе; смысл неклассического типа творчества. Предмет и стилистика художественных поисков лириков-авангардистов 60-90-х гг. (анализ творчества одного из поэтов – по выбору студентов).
15. «Громкая лирика» как феномен общественной и культурной жизни оттепельной эпохи. Злободневное и вечное в творчестве авторов «громкой лирики», особенности их поэтического стиля (сопоставительный анализ творчества авторов «громкой лирики» периода 60-х гг.).
16. Лиричность как отличительная черта мироощущения и литературы «оттепели», причины ее появления и востребованности. Лирическое начало в произведениях драматургии 60-х гг. (на примере сопоставительного анализа 2-3 произведений по выбору студентов).
17. Лиричность как отличительная черта мироощущения и литературы «оттепели», причины ее появления и востребованности. Жанр лирического дневника в литературе 60-х гг. (на примере анализа произведений О. Берггольц, В. Солоухина, К. Паустовского … - по выбору студентов).
18. Лиричность как отличительная черта мироощущения и литературы «оттепели», причины ее появления и востребованности. Лирическое начало в сюжетной прозе 60-х гг. (на примере сопоставительного анализа 2-3 произведений по выбору студентов).
19. Жанры, герои, художественные итоги военной литературы 60-х гг. (по произведениям малой прозы: рассказ, повесть – 2-3 текста по выбору студентов).
20. «Лагерная проза» 60-х гг.: специфика сюжета, конфликта. А. Солженицын как основоположник темы в отечественной литературе. Итог сосуществования Человека и Лагерного мира в повести «Один день …» Солженицына.
21. «Лагерная проза» 60-х гг.: специфика сюжета, конфликта. Мир лагерей Колымы в художественных циклах В. Шаламова. Условия, закономерности, итоги сосуществования Человека и Лагерного мира в художественном анализе В. Шаламова.
22. Вторая мировая война в художественном анализе В. Гроссмана: ее историческое, мировоззренческое значение, роль в самоопределении русской нации. Проблематика романа «Жизнь и судьба». Стилевые и композиционные особенности текста. Многообразие форм человечности в условиях Второй мировой войны, их роль в данном историческом событии, жизни человечества в целом.
23. Вторая мировая война в художественном анализе В. Гроссмана: ее историческое мировоззренческое значение, роль в самоопределении русской нации. Проблематика романа «Жизнь и судьба». Стилевые и композиционные особенности текста. Тоталитарные государства, причины их возникновения, закономерности функционирования, их будущее в художественном анализе В. Гроссмана.
24. Вторая мировая война в художественном анализе В. Гроссмана: ее историческое, мировоззренческое значение, роль в самоопределении русской нации. Проблематика романа «Жизнь и судьба». Стилевые и композиционные особенности текста. Феномен свободы и его роль в самоопределении нации, личности. Условия и результаты переживания свободы героями эпопеи Гроссмана.
25. Эпоха 70-90-х гг.: внутренняя периодизация , сходное в общественной атмосфере десятилетий этой эпохи. Основные культурные события 70-90-х гг. Общий обзор литературы 70-90-х: система жанров, варианты пафоса, стилевое многообразие литературы. Особенности мировоззрения постоттепельного периода (на основе сопоставительного анализа 2-3 произведений по выбору студентов).
26. Сатирическая литература 70-9-х гг.: причины востребованности пафоса. Предмет сатирического изображения в литературе 70-90-х, художественные итоги сатирических произведений.
27. Литература «деревенской прозы»: тематическая специфика, причины возникновения, тематические группы внутри направления. А. Солженицын как основоположник темы в отечественной литературе. Герои, итоги их жизни, художественные итоги повести «Матренин двор».
28. Мир русской деревни: его жители, нравственные приоритеты, его будущее в литературе «деревенской прозы» (на примере сопоставительного анализа 2-3 произведений по выбору студентов). Мотив противопоставления «деревенского» и «большого» мира в произведениях «деревенской прозы»: основания, художественные итоги.
29. Русский человек, его характер: прекрасное и страшное в нем – в художественном анализе В. Шукшина. Сходство и отличие творческого наследия В. Шукшина от литературы «деревенской прозы».
30. Изменение проблематики «деревенской прозы» в творческом мире В. Астафьева (по новеллам цикла «Царь-Рыба»). Человек и Природа как два центральных начала мироустройства в понимании В. Астафьева. Взаимоотношения Человека и Природы в конкретно-бытовом и бытийном аспектах в художественном анализе писателя: варианты, последствия, будущее Человека и Природы.
31. Феномен «городской прозы»: особенности ее проблематики, стилистики. Этическая и психологическая проблематика в произведениях «городской прозы»: предмет размышлений автора и героя, особенности художественного изображения этих размышлений (на основе сопоставительного анализа «городских» повестей Ю. Трифонова). Художественные итоги его произведений.
32. Философская и социально-злободневная проблематика в произведениях «городской прозы» (на примере анализа повести «печальный детектив» В. Астафьва).
33. Историческая проза 70-90-х гг.: тематические группы. Вторая мировая война на страницах военной прозы 70-90-х гг.: художественные задачи изображения исторических событий, исторические и философские обобщения на страницах военной прозы 70-90-х гг. (на основе сопоставительного анализа 2-3 произведений по выбору студентов).
34. Историческая проза 70-90-х гг.: тематические группы. Романы Б.Окуджавы в ряду произведений исторической прозы; художественные задачи обращения писателя к прошлому страны. Человек и Власть, Человек и Государство в художественном анализе Б. Окуджавы: причины конфронтаций, последствия для Человека.
35. Историческая проза 70-90-х гг.: тематические группы. Дилогия Ю. Домбровского в ряду произведений исторической прозы. Художественные задачи обращения писателя к историческому прошлому страны: время 30-40-х гг. как определяющий момент для современного состояния страны. Направления влияния. Его последствия в историческом и бытийном аспектах.
36. Приемы «интеллектуальной прозы» в романе Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей», их художественная нагрузка.
37. Авангардная проза 60-90-х гг.: условия и причины возрождения авангарда в отечественной литературе; смысл неклассического типа творчества. Предмет и стилистика художественных поисков прозаиков-авангардистов 60-90-х гг. (анализ произведений А. Битова, С. Соколова – по выбору студентов).
38. Многоаспектность содержания произведений писателей-авангардистов. Определяющий характер стилистики текстов в формировании многоаспектного содержания. Поэма Вен. Ерофеева «Москва-Петушки» как многотемное повествование.
39. Человек и его жизненный путь; миропонимание и этика; образы Мира и Хаоса в поэме Вен. Ерофеева «Москва-Петушки».
40. Общий обзор жанрово-тематических направлений лирики 70-90-х гг. Варианты мироощущения постоттепельной эпохи в лирических произведениях (на основе сопоставительного анализа произведений 2-3 авторов - по выбору студентов).
41. «Тихая лирика»: тематическое своеобразие произведений; общее в художественном содержании, стилистике произведений «тихой лирики» и «деревенской прозы» (на основе сопоставительного анализа текстов).
42. Феномен «бардовской песни» в культуре 70-80-х гг.: причины востребованности жанра, тематическое и стилевое своеобразие произведений. Традиции «бардовской песни» и выход за ее пределы в творчестве поэтов 70-80-х гг. (на основе анализа лирики Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Галича – по выбору студентов).
43. «Традиционная лирика» в интерпретации поэтов 60-90-х гг. (Е. Рейн, А. Кушнер, Д. Самойлов, Б. Ахмадуллина, О. Чухонцев …): направление их творческих поисков, традиции и новаторство их лирики; постоттепельный период в творческом пути поэтов (анализ творчества одного из лириков – по выбору студентов).
44. Классические и авангардные поэтические приемы лирики И. Бродского; смысл синтеза. Человек, процесс и результат его контакта с Миром и с самим собой в художественном анализе поэта (по произведениям И. Бродского 70-90-х гг.).