45. Классические и авангардные поэтические приемы лирики И. Бродского; смысл синтеза. Государство тоталитарного и посттоталитарного типа и его люди в художественном анализе И. Бродского.
46. Жанровые и тематические группы драматургии 70-90-х гг. авангардный театр: его сценические задачи, художественные и технические приемы их воплощения.
47. Исторические пьесы 70-90-х гг: тематические группы (общий обзор). Пьесы-притчи: причины обращения авторов к культурному наследию человечества, этика и психология человека, общества в их изображении.
48. Психологическая драма 70-90-х гг.: проблематика, средства и художественная цель нагнетения напряженности сценического действия, художественные итоги психологической драмы 70-90-х гг.
49. Общий обзор жанровой системы, стилевых особенностей литературы к. 20 – нач. 21 вв. Феномен экспериментальной прозы, художественная нагрузка полистилистики (на примере сопоставительного анализа 2-3- текстов – по выбору студентов).
50. Жанр антиутопии в литературе к. 20 – нач. 21 вв. Политическая и культурно-психологическая антиутопии. Композиционные и стилевые приемы, предмет художественной рефлексии и ее итоги в романе Т.Толстой «Кысь».
51. Психологическая проза к. 20 – нач. 21 вв. Литературная традиция и новаторство Л.Улицкой в изображении человека, процесса его освоения жизни.
Оглавление
Введение.................................................................................... 3
Рабочая программа курса........................................................ 8
Основные виды работ .............................................................. 9
Комплексный анализ литературного произведения
(примерный план) .................................................................... 13
Тематика лекций, основные понятия курса ............................ 25
Учебные пособия, научно-критическая литература к курсу . 39
Тематика практических занятий,
планы работы, списки рекомендованной литературы............ 41
Список художественной литературы....................................... 67
Вопросы к экзамену ................................................................. 70
[1] См.: Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. – М., 2001. С. 1008.
[2] Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн. Кн. 1: Литература «оттепели» (1953 – 1968): Учебное пособие. М., 2001. С. 7.
[3] См.: Ю.Б. Борев Эстетика: Учебное пособие. М., 2002. С. 417.
[4] Гришман М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М., 1991. С. 70.
[5] Максимов Л.Ю. О методике филологического анализа художественного произведения (на материале рассказа И.А. Бунина «Легкое дыхание») // Русский язык в школе. 1993. №6. С.5.
[6] Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003. С.17
[7] Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999. – С.41.
[8] См.: Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С.40–54.
[9] См.: Эпштейн М.Н. Конфликт // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 165–166.
[10] См.: Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С. 217–226.
[11] Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003. С. 147.
[12] Николина Н.А. Там же. С. 153.
[13] Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С. 262.
[14] См.: Тюленин М.Ю. Лейтмотив // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 435.
[15] Хализев В.Е. Там же. С. 269.
[16] Классификация типов интертекстуальности разработана Б.В. Томашевским. См. подробнее: Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С. 259–262.
[17] Определение Н.Л. Лейдермана, М.Н. Липовецкого. См. подробнее: Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн. Кн. 1: Литература «оттепели» (1953–1968). М., 2001. С. 95).
[18] Определение И.Б. Роднянской. См. подробнее: Роднянская И.Б. Движение литературы. В 2х т. Т. 2. Ч. IV: Идеологический роман. М., 2006. С. 221.
[19] Определение П. Вайля и А.Гениса. См. подробнее: Вайль П. , Генис А. 60-е. Мир советского человека // Вайль П., Генис А. Собр.соч.: В 2 т. Т. 1. Екатеринбург, 2003. С. 535.
[20] Определение Н.Л. Лейдермана, М.Н. Липовецкого. См. подробнее: Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн. Кн. 2: Семидесятые годы (1968-1986). М., 2001. С. 201.
[21] См.: Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Russian Literature (Hague). 1974. № 7/8. С. 51.
[22] Определение Н.Л. Лейдермана, М.Н. Липовецкого. См. подробнее: Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн. Кн. 2: Семидесятые годы (1968–1986). М., 2001. С. 191.
[23] Размышление о близости этих видов художественной литературы см.: Генис А. Иван Петрович умер. Статьи и расследования. М., 1999. (гл. Урок Серапиона: опыт модернизации русской прозы, С. 176–188).
[24] Определение Н.Л. Лейдермана, М.Н. Липовецкого (Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн. Кн. 2: Семидесятые годы (1968-1986). – М.: 2001. С. 191).
[25] Более подробный список поэтических произведений современности см.: Тюленева Е.М. Актуальные проблемы современной литературы. Программа и методические указания к курсу для студентов филологического факультета. Иваново, 2009.