Смекни!
smekni.com

МетодическИе Указания к практическим занятиям по курсу актуальные проблемы современной литературы для студентов специальности 030601 «Журналистика» (стр. 6 из 14)

Специфика мироощущения и общественной жизни советского и перестроечного периодов:

· Феномен «застоя» в политической, общественной, официальной культурной жизни советского периода; понятия «безвременье», «двоемыслие» применительно к эпохе 1968–1985 гг.

Явление диссидентства в отечественной общественной жизни: суды над писателями (И. Бродский, А. Синявский, Ю. Даниэль) как начало диссидентства; формы проявления диссидентства (периодическая печать, издания «Хроника текущих событий», «МетрОполь» и др., публичные выступления, «письма протеста», философская полемика о возможных исторических путях нации в среде диссидентства). Общественная и культурная значимость диссидентства.

Феномен «тамиздата» и «самиздата» в отечественной культуре 1968 – 1985 гг.

Образование 3-ей волны эмиграции и ее литературного пространства.

· Предпосылки, характер и последствия идей перестроечного периода. Настроения надежд и смятения как ведущие душевные состояния перестроечной поры. Возрастание интереса к общественной жизни и востребованность публицистики как показатели перестроечного мироощущения.

Общее в мироощущении, общественной жизни и литературном процессе советского и перестроечного периодов:

· Продолжение процесса «возвращения литературы» (отечественных авторов 1920-30-х гг., оттепельного и постоттепельного времени), активное знакомство с зарубежной литературой. В конце перестроечного периода: объединение 3-х «ветвей» русской литературы (официальной советской, эмигрантской и литературы «в стол») в единый отечественный литературный процесс, включение русской литературы в мировой литературный процесс.

· Возрастание числа тематических и жанровых групп произведений краткая характеристика литературы 70–90х гг. по жанрово-тематическому признаку.

· Возрастание интереса к нереалистической эстетике художественной литературы; в конце перестроечного периода – выход из андеграунда нереалистических типов эстетического сознания и равноправное сосуществование их наряду с реалистической тенденцией в литературном процессе 70–90-х гг.; невозможность выявления ведущего литературного метода в литературном процессе 70–90х гг.; распространение произведений, сочетающих элементы реалистической и модернистской поэтик (феномен полистилистики); краткий обзор литературы 70–90х гг. с точки зрения представленных в ней творческих методов.

· Драматизм как ведущая категория мироощущения 70–90х гг. ее причины и проявления в тематике, пафосе, стилистике художественных произведений.

· Ослабление роли художественной литературы как ведущей формы общественной и культурной жизни современного мира.

Постсоветский период последней трети ХХ в. (с 1992 г.) как время новейшей литературы; определяющий характер литературных процессов 1970–90х гг. для облика новейшей литературы.

Тема 3.2. Лирика 7090-х гг. Основные стилевые и тематические общности поэтов.

Развитие и переосмысление тематики и художественно-стилевых поисков «оттепельной» лирики в поэзии советского и постсоветского периода. Тематически-стилевые общности поэзии 70–90х гг. и проницаемость их границ; многообразие творческих индивидуальностей в лирике постоттепельного периода:

· Поэты фронтового поколения и поэты-«ученики Серебряного века» (Б. Слуцкий, А. Тарковский, Д. Самойлов, С. Липкин, М. Петровых, Л. Мартынов…): дальнейшая индивидуализация творческих манер письма, субъективность и масштабность лирических обобщений.

· Поэты «громкой лирики» в постоттепельные годы (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский…): ослабление публицистического звучания поэтической речи, поиск нового предмета изображения, нового статуса поэзии.

· «Тихая лирика» (Н. Рубцов, А. Жигулин…): лирическая медитация о традициях и современном облике русской деревни как способ постижения лирическим героем законов мирозданья.

· Бардовская поэзия: значимость индивидуальной манеры исполнения для определения феномена бардовской (авторской) песни; исповедальный характер лирики; прозрачность поэтического языка; лирическое, социально-критическое и романтическое начала как основные эмоционально-смысловые моменты бардовской лирики.

· Рок-поэзия: синтез музыкальных и литературных традиций в феномене рок-культуры, категория протеста как основополагающая для рок-поэзии; ситуация смешения жанров рок-песни и бардовской песни в современном культурном пространстве.

· Духовная лирика (З. Миркина, С. Аверинцев, Ю. Кублановский): поэзия как бесконечное постижение феномена божественного бытия.

· Неоакмеизм[20] в лирике 70–90-х гг. (Б. Ахмадулина, А. Кушнер, О. Чухонцев, Е. Рейн, Л. Лосев, И. Лиснянская, И. Бродский…). Феномен всеобщей личностной связи[21] (человека и истории, человека и культуры, человека и сфер бытия) как основной предмет осмысления поэзии неоакмеизма. Сходное в эстетических принципах лириков-неоакмеистов. Своеобразие индивидуальных авторских интонаций. Востребованность поэтики неоакмеизма в эпоху 70–90х гг., тяготение к ней лириков разных поколений, тематических и стилевых общностей.

· Авангард в лирике советского и перестроечного периода; востребованность и многообразие вариантов поэтического авангарда в лирике 70–90х гг.; литературные общности и творческие индивидуальности внутри литературных общностей в поэтическом авангарде: концептуализм (Д. Пригов, Л. Рубинштейн, Т. Кибиров), необарокко (И. Жданов, Е. Шварц, А. Парщиков, О. Седакова), неофутуризм (В. Соснора, Г. Айги, В. Казаков), ироническая поэзия (И. Иртеньев, Вл. Вишневский) и др.

Тема 3.3. Драматургия 70–90х гг.

Театр в общественной и культурной жизни постоттепельной поры; двойственность общественного статуса театра 70–90х гг., неоднородность культурных процессов, происходящих в нем.

Общий обзор драматургии 60-х гг.: ведущие темы, жанры:

· 70–90е гг. как «время инсценировок»: популярность театральных постановок прозаических произведений «постоттепельного» периода (прозы Ю. Трифонова, Ч. Айтматова, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Быкова. В. Распутина, Е. Гинзбург, А. Солженицына, В. Шаламова и др.).

· Обновление жанра производственной драмы в театре 70-90х гг.: социальная и нравственно-психологическая проблематика пьес А. Гельмана и др.

· Политико-психологическая драма 70–90х гг.: попытка объяснения характера, мотивов действий человека, обладающего властью (драмы М. Шатрова, В. Коркия, И. Друцэ); сценическая версия конфликта личности и тоталитарного общества (пьеса А. Казанцева «Великий Будда, помоги им!»).

· Социально-психологическая / философско-психологическая драма 70–90х гг. как размышление о природе и аспектах человеческой личности, вариантах жизненных позиций; многозначность художественной оценки героя психологической драмы, феномен авторского вопрошания[22] как отличительны признак эстетики психологической драмы 70–90х гг.

Востребованность психологической драмы в «постоттепельную» эпоху; варианты и специфика художественных методов социально-психологической / философско-психологической драмы 70–90х гг.:

- Классическая психологическая (бытовая) драма с элементами интеллектуализированного изложения материала (А. Вампилов, А. Володин, Л. Зорин, А. Казанцев, Л. Разумовская, В. Арро и др.);

- Сценическая притча (А. Володин, Э. Радзинский, Г. Горин, Ю. Эдлис и др.);

- Натуралистическая драма (А. Галин, Н. Коляда, Л. Петрушевская);

- Пьесы с элементами авангардной (абсурдистской) эстетики (Вен. Ерофеев, Н. Садур, А. Шипенко);

- Пьесы с элементами авангардной (импрессионистской) эстетики (М. Угаров, Е. Гремина, О. Мухина, О. Михайлова).

Тема 3.4 Проза 70–90х гг.

Драматизм как ведущая категория мироощущения 70–90х гг. ее причины и проявления в тематике, пафосе, стилистике художественных произведений.

Сатира в литературе советского и перестроечного периода, причины ее востребованности; злободневное (характер идеологии и формы ее проявления в советском обществе) и вневременное в сатирических произведениях 70–90х гг.; приемы сатирического изображения, характер авторской позиции.

«Деревенская проза»: идеи полноты и самодостаточности национальной культуры как смысловая основа идейно-тематической группы, безусловная вера в гармонизирующий характер опорных моментов национальной культуры как художественный пафос идейно-тематической группы, пути его художественного воплощения; литературная судьба идейно-тематического направления.

Особенности проблематики и художественных итогов произведений, тематически близких к «деревенской прозе»: «Царь-рыба» В. Астафьева (лирико-философское осмысление законов существования человека в Природе, мысль о редкости мудрой жизненной позиции в человеческом мире); рассказы В. Шукшина (размышление о специфике национального характера; потребность в созерцании Красоты как отличительная особенность русского менталитета и редкость случаев ее гармоничной реализации), повести В. Распутина (размышление об этических законах, редкости и сложности их соблюдения в современном мире).

Этико-психологичесая проза последней трети ХХ в. («городская проза» как одно из обозначений тематической группы произведений, условность обозначения): внутренние ресурсы личности как предмет художественной рефлексии. Предположение о гармонизирующем потенциале воли, совести, ответственности и порядочности человека. Феномен интеллектуализации повествования его приемы и художественная нагрузка (на примере произведений «городской прозы»).

Военная литература: возрастание лирического и философского начал в «военных» повестях 70–90х гг.; бытийный масштаб трагедии человека, человеческого мира в эпоху войн как центральная тема малой «военной» прозы. Эпопеи о Второй мировой войне: новое в пафосе и принципах осмысления закономерностей мировой и отечественной истории на страницах эпопей