Смекни!
smekni.com

МетодическИе Указания к практическим занятиям по курсу актуальные проблемы современной литературы для студентов специальности 030601 «Журналистика» (стр. 7 из 14)

«Лагерная тема» в литературе второй трети ХХ века: возрастание аналитической составляющей произведений, особенности стилистики и композиции повествования. Размышление о смысле, механизмах и последствиях насилия над личностью и нацией как основные проблемы «лагерной прозы».

Исторический роман конца ХХ века: причины востребованности темы; разновидности жанра в литературе советского и перестроечного периодов: собственно-исторический роман (исследование специфики значимых периодов отечественной истории и национального характера: А. Солженицын, Д. Балашов), роман-парабола (обращение к вечным коллизиям человеческого мира, неизменным в историческом прошлом и в современности: Б. Окуджава), исследовательский роман (рассмотрение исторического прошлого страны и ее настоящего как связанных причинно-следственными отношениями: В. Шукшин, Ю. Трифонов).

Нереалистическая тенденция в русской прозе 70-90-х гг.: причины и характер и степень обращения к эстетике авангарда.

Сочетание в проблематике произведений В. Ерофеева, С. Соколова, А. Битова традиционно-реалистической составляющей (облик социальной, политической, бытовой действительности) и модернистской составляющей (процесс созерцания, понимания и отражения героем субъективно-значимых сторон Бытия, медитация героя о себе самом в Бытии). Частичная общность прозы с элементами модернистской эстетики - и лирики [23].

Художественные особенности полистилистической прозы. Специфика системы персонажей, главный герой в системе персонажей; характер сюжета и композиции произведений; высокая степень смысловой и эмоциональной нагрузки филологической организации повествования.

Раздел 4 .Новейшая русская литература.

Тема 4.1. Культурный статус художественной литературы в современном мире. Основные жанрово-тематические и стилевые тенденции новейшей литературы.

Основные общественно-политические и культурные события постперестроечного времени. Драматизм и напряженность общественной и политической жизни и мироощущения в целом. Явления востребованности и невостребованности форм искусства (художественной литературы, в частности) в современном мире. Многообразие и малая востребованность форм общественной жизни. Дискуссии о духовном и общественном статусе современной культуры.

Процессы, происходящие в сфере художественной литературы: продолжение тенденций, сформировавшихся в период 70–90х гг., и новое в облике и формах словесности:

· Творческая ориентация авторов на художественные принципы различных культурных эпох, эстетических систем, сфер словесности: мифофольклоризм, натуралистичное изображение, барочная литература, сентиментализм, документализм, мемауарная литература и т.д.

· Феномен синтеза различных поэтик в рамках одного художественного произведения.

· Творческая ориентация на литературные жанры различных культурных эпох, эстетических систем, сфер словесности.

· Феномен синтеза различных жанровых структур в рамках одного художественного произведения; гипотеза о возникновении новых жанровых форм художественной литературы

· Феномен равноправного сосуществования многих творческих методов в современном литературном процессе.

· Тенденция к созданию многотемных произведений (во всех жанрах художественной литературы).

· Возрастание популярности и – в отдельных случаях – художественного уровня массовой литературы; гипотеза о размывании границ между массовой и «серьезной» литературой.

· Изменение форм бытования художественной литературы.

· Тенденция к синтезу художественной литературы и других видов искусства.

Незавершенность литературного процесса современности; относительность классификаций литературных явлений, версий литературного процесса.

Тема 4.2 Классическая традиция и авангардный эксперимент в современной лирике:

Причины значимости литературной традиции (стилевой и тематической) для лирического рода литературы, формы обращения к традиции, варианты диалога с ней в современной лирике. Варианты и перспективность обновления отечественной поэтической традиции в современной лирике.

Тема 4.3. Литературно-критическая и художественная полемика в связи с современной пьесой.

Современная пьеса в современном театре: степень востребованности у театрального коллектива, зрителя. Основные направления (жанры, темы, стили) современной драматургии, ее художественные установки, преобладающие формы воздействия на зрителя. Запретное и антиэстетическое как новые категории драматической эстетики. Формы условности и их назначение в современном театре.

Тема 4.4. Основные жанры новейшей прозы, их художественные установки и итоги:

Философская и злободневно-политическая антиутопии в современной литературе: причины востребованности жанра, предмет и приемы создания антиутопической модели мира.

Психологический рассказ, повесть в современной литературе: пути создания образа личности, традиционное и новое во взгляде на человека, пафосе его изображения. Циклизация малой прозы в современной литературе. Гипотеза о «женской прозе» как специфическом явлении художественной литературы.

Роман, рассказ-эпопея в современной литературе, аспекты их тематики:

· Человек в его отношениях с другим человеком (проза Л. Петрушевской, рассказы Т. Толстой, Е. Долгопят, В. Токаревой…);

· Человек в его отношениях с самим собой (проза Л. Улицкой, рассказы Т. Толстой…);

· Человек в его отношениях с реальностью и ирреальными сферами бытия (романы В. Пелевина, Э. Гер «Дар слова. Сказки по телефону»);

· Человек в его отношениях с потоком времени, Историей (романы В. Залотухи, Дм. Липскерова, В. Пьецуха);

· Человек в его отношениях с духовными началами человеческого бытия (Г. Владимов «Генерал и его армия»…);

· Человек в его отношениях с культурой, Словом, человек и его отражения в культуре, Слове (О. Стрижак «Мальчик», Н. Галкина «Архипелаг Святого Петра», Т. Толстая «Река Оккервиль»…).

Затрудненность жанрово-тематической классификации явлений художественной прозы в современной литературе; значимость авторского присутствия, авторской интонации в современных прозаических произведениях.


УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ,

НАУЧНО-КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ

1. Бирюков, С.Е Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма: Пособие для учащихся / С.Е. Бирюков. - М.: Наука, 1994. - 258с. – ISBN 5-02-009209-6.

2. Богданова, О.В. Современный литературный процесс: (К вопросу о постмодернизме в русской литературе 70-90-х гг. XX в.): материалы к курсу «История русской литературы ХХ в.» / О.В. Богданова. – СПб.: С.-Петерб. гос.ун-т. Филол. ун-т., 2001. - 250 с. – ISBN 5-8465-0046-3.

3. Вайль П, Генис А. Собрание сочинений: В 2 т. Том 1: («Родная речь», «Советское барокко». «60-е. Мир советского человека») / П. Вайль, А. Генис. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 960 с. – ISBN 5-94799-293-0.

4. Золотусский, И.П. Крушение абстракций [Сб. ст.] / И.П. Золотусский. – М.: Современник, 1989. – 205 с. – ISBN 5-270-01067-4-35.

5. Кременцов Л.П., Алексеева Л.Ф., Малыгина Н.М. Русская литература ХХ века: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 т. Том 2: 1940-1990-е годы / Л.П. Кременцов, Л.Ф. Алексеева, Н.М. Малыгина и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 464 с. – ISBN 5-7695-0730-6.

6. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература. В 3-х кн.: Учебное пособие / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. – ISBN 5-8360-0199-5.

7. Манн, Ю.В., Зайцев В.А., Стукалова О.В., Олесина Е.П. Мировая художественная культура. ХХ век. Литература (+CD) / Ю.В, Манн, В.А. Зайцев, О.В. Стукалова ., Е.П. Олесина. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с. – ISBN 978-5-91180-935-5.

8. Нефагина, Г.Л. Русская проза конца XX века: Учеб. пособие для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов / Г.Л. Нефагина. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 320 с. – ISBN 5-89349-452-0.

9. Роднянская И.Б. Движение литературы. В 2 т. / И.Б. Роднянская. – М.: Знак: Языки славянских культур, 2006. – ISBN 5-9551-0147-0.

10. Рубинштейн, Л.С. Случаи из языка / Л.С. Рубинштейн. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1998. – 78 с. – ISBN 5-89059-015-4.

11. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты / В.П. Руднев. - М.: Аграф, 1997. – 381 с. – ISBN 5-7784-0034-9.

12. Русские писатели ХХ века: Биографический словарь / Гл. ред. и сост. П.А.Николаев. – М.: Большая Российская энциклопедия; Рандеву-АМ, 2000. – 808 с. – ISBN-5-85270-289-7.

13. Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература: Учеб. пособие для студентов филол. фак. вузов / И.С. Скоропанова. - М.: Флинта: Наука, 2000. – 607 с. – ISBN 978-5-89349-180-7.

14. Черняк М.А. Современная русская литература: учебное пособие / М.А. Черняк. – М.: ФОРУМ: САГА, 2008. – 352 с. – ISBN 978-5-901609-31-6.

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ,

планы работы, списки рекомендованной литературы.

Раздел 1. Литература 40-50х гг:

Практическое занятие № 1: Реалии войны и дух войны в повести 40–50-х гг.: «В окопах Сталинграда» В.П. Некрасова:

1. Война глазами частного («простого») человека; Юрий Керженцев как носитель повествовательной «точки зрения», особенности его видения военных событий: малый масштаб изображения, обилие бытовых деталей, частичная отстраненность рассказчика от интересов и пафоса военного мира (сравнить стилистику описаний военного и довоенного быта в изображении, воспоминаниях главного героя – отрывки текста по выбору студентов).

2. Традиции Л.Н. Толстого в изображении войны: эпичность и конкретность повествования (сравнить батальные эпизоды романа «Война и мир» Л.Н. Толстого и повести В.П. Некрасова – отрывки текста по выбору студентов).

3. Феномен «скрытой теплоты народного патриотизма» в изображении писателя – его характер, особенности проявления в речи, поведении центральных и второстепенных персонажей.

4. Война как ситуация прозрения для человека 40–50х гг., духовные потери и приобретения участников войны (главного героя и персонажей второго плана).