Смекни!
smekni.com

Тема. 1 Предмет философии (стр. 3 из 7)

Цель занятия: изучить тенденции развития философии эпохи средневековья, Возрождения; усвоить основные понятия, философские школы, представителей данных эпох. В процессе обсуждения отрабатывать дискуссионные навыки, умение отстаивать свои убеждения. Провести сравнительный анализ мировоззренческой позиции мыслителей средневековья.

Задание 1. Деловая игра на тему: «Философские взгляды западноевропейских и арабских мыслителей эпохи средневековья».

Участники: 2 подгруппы студентов. Время 50 мин.

Группа студентов делится на 2 подгруппы. 1-ая подгруппа защищает тему: «Философские взгляды западноевропейских мыслителей эпохи средневековья»; 2-ая «Философские взгляды арабских мыслителей эпохи средневековья».

Задание 2. Установите соответствие между понятиями и их определениями.

Реализм - религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются провидением, Богом.
Номинализм - оправдание Бога перед лицом царящего на Земле зла.
Апологетика - богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога.
Креационизм - сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского учения от язычества.
Теодицея - учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии
Теология - направление средневекового мышления, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является Бог.
Теоцентризм - учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия - только имена.
Провиденциализм - учение о сотворении мира Богом из ничего, актом своей воли.

Задание 3. Заполните таблицу.

Имя Годы жизни Основные труды Проблема бытия Проблема человека Проблема познания мира Понятие Бога
Аль-Кинди
Аль-Фараби
Ибн-Сина
Ибн-Рушд
Аль-Газали
Омар Хайям
Ю. Баласагуни
М. Кашгари
А. Яссауи

Задание 4. Прокомментируйте высказывание

Н. Макиавелли: «Цель оправдывает средства».

Задание 5. Решите тест:

1. Временные рамки Средневековья охватывают примерно столько столетий

А) девять

В) шесть

С) пять

D) десять

Е) восемь

2. Философия Средневековья не складывалась на основании этого источника

А) Платоновской философии

В) Священного писания

С) Неоплатонизма

D) философии Аристотеля

Е) Милетской философии

3. Антропологический характер философствования присущ эпохе

А) Средневековья

В) Античности

С) научной революции

D) Просвещения

Е) Возрождения

4. Основной тенденцией в развитии философии эпохи Возрождения является

А) сциентистская

В) перипатетическая

С) гуманистическая

D) теистическая

Е) космологическая

5. Родоначальником пантеизма является

А) Дж.Бруно

В) Н.Кузанский

С) Ф.Аквинский

D) Р.Бэкон

Е) Е.Коперник

Методические рекомендации:

Задание 1. На первом этапе обе подгруппы обсуждают философские направления данных эпох, философские взгляды (мировоззренческую позицию) не менее двух представителей эпохи, и готовятся к выступлениям.

На втором этапе подгруппы делают доклад по следующей схеме:

От 1-ой подгруппы выступают не менее 2-х докладчиков, каждый из которых дает характеристику мировоззренческой позиции представляемого философа. При этом необходимо обосновать социокультурный контекст формирования философской мысли выбранной эпохи. 2-ая подгруппа в процессе выступления оппонирует докладчикам. Затем выступает по такому же плану.

В заключении 1и 2 подгруппа представляют выводы сравнительного анализа (общее и отличное) западноевропейских и арабских мыслителей эпохи средневековья.

Задание 3. Проанализировать и занести в таблицу, как решалась та или иная проблема в философии представителя эпохи исламской средневековой культуры. В процессе работы важно научиться ставить вопросы к тексту, уметь выделять главное.

Задание 4. Ответьте на следующие вопросы:

Как вы понимаете эту мысль? Согласны ли Вы с этой мыслью?

Приведите примеры, когда идея Макиавелли была реализована в жизни.

Литература:

1. Философия: учеб. для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. - М.: Высшая школа, 2002. – 352 с.

2. Философия: учеб. для вузов и колледжей / Т.Х.Габитов. - Алматы: Қаржы-Қаражат, 2003 – 368с.

3. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.

4. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута – М.: Мысль, 1991. – 590 с.

Тема 4. Западноевропейская философия в культуре Нового времени и культуре XIX в.

Цель занятия: изучить особенности классической и неклассической философии усвоить основные понятия, философские школы, представителей данных эпох. В процессе обсуждения отрабатывать дискуссионные навыки, умение отстаивать свои убеждения.

Задание 1. Установите соответствие

между концептуальными утверждениями и их авторами.

Основные положения учения Философ
1. Весь мир может быть представлен как противостояние души и тела, мыслящей протяженной субстанции. Движение – перемещение в пространстве; общей причиной движения является Бог, сотворивший материю, движение и покой. Человек – связь безжизненного телесного механизма с душой, которая наделена мышлением и волей. Безусловное основание всякого познания – непосредственная достоверность сознания, обращенного на самое себя: «Я мыслю, следовательно, я существую». Существование Бога и реального мира доказуемо рациональными средствами. Спиноза
2. Мир закономерная система, которая может быть познана геометрическими методами. Природа и Бог – одно и то же: это единая, вечная и бесконечная субстанция, «причина самой себя». Неотъемлемыми свойствами субстанции являются мышление и протяженность. Отдельные идеи и вещи представляют собой «модусы» субстанции. Человек – часть природы; его душа – «модус» мышления, а тело – «модус» протяженности. Воля и разум едины: все действия человека детерминированы и включены в мировую цепь причинно-следственных связей. Руссо
3. Чувственный опыт – поток впечатлений, действительные причины которых непознаваемы. Точно также принципиально неразрешима проблема соотношения бытия и духа. Понятии субстанции, пространства, времени, причинно-следственных связей и т.д. не выражают никакого объективного содержания и служат лишь способом организации человеческого восприятия. Сложные идеи возникают в результате комбинирования («ассоциации») простых Добродетельно то, что полезно для отдельного человека и тем более для всех людей. Декарт
4. Саморазвитие абсолютного мирового духа имеет объективный вневременной характер последовательно проходя ряд категориальных ступеней от бытия, небытия, становления к абсолютной идее. Инобытие абсолютного духа представляет собой «природу»; в человеке как разумном существе происходит возвращение абсолютного духа к самому себе в формах психической деятельности индивида. Основным двигателем развития и саморазвития является противоречие; развитие происходит через стадии утверждения и его отрицания к конечному синтезу (диалектическая триада). Поскольку в мире явен абсолютный дух, все действительное разумно. Юм
5. Бог является источником мировой воли и добра. Человеческое общество развивается из «естественного состояния» равенства и свободы. Рождение государства знаменует собой возникновение социального неравенства и несправедливости. Задача людей – освободиться от деспотии государства и заключить новый общественный договор, создав, таким образом, «государство разума», основанное на идеалах «естественного состояния» и суверенитета народа. Основной ценностью в этом государстве должны быть права и достоинство свободной личности. Кант
6. Основной вопрос философии – вопрос о природе и границах познания. Условие познания – общезначимые априорные формы, оформляющие содержание ощущений. Можно представлять себе лишь то, чем является данная вещь для воспринимающего субъекта, но познать вещь «саму по себе» невозможно. В области чистых идей разум неизбежно впадает в противоречие с самим собой. Идеи Бога, свободы, бессмертия, свободы воли и т.п. не могут быть обоснованы теоретически; однако они являются требованиями «практического разума» как необходимые основания морали. Гегель

Задание 2. Заполните таблицу опорных понятий темы:

Понятие Определение
Эмпиризм
Рационализм
Индукция
Дедукция
Дуализм
Деизм

Задание 3. Работа в малых группах с использованием метода выявления ошибок.

Каждая группа получает наглядный материал – характеристику философии одной эпохи: Нового времени, французского Просвещения (деистическое, атеистическо-метириалистическое направление), Немецкой классической; философии марксизма. Группам необходимо найти, обосновать и исправить все допущенные ошибки.