- добру, а не злу; свету, а не тьме; правде, а не кривде;
- любви, а не ненависти; жизни, а не смерти и т.д.
Во всякой зрелой, устойчивой культуре формируются различные механизмы внедрения ориентации на достижение ценностей и отторжение неценностей как принципов, вносящих деструктивное начало в жизнь человека и общества. Конечно, разработанную систему такого внедрения воплощает в себе всякая религия («добродетель — грех»). По мере секуляризации внедрение ценностей все больше берет на себя светская культура, допускающая значительно большую степень дифференциации ценностных ориентации и более гибкую систему путей и средств их реализации.
Таким образом, система социальных ценностей: люди, человеческая жизнь в единстве жизненных сил и способностей, социально значимой деятельности; предметный и идеальный мир, созданный всеми поколениями людей, - материальная и духовная культура; общественная связь людей, все формы общественных отношений, система самоорганизации людей в социальную целостную систему и общественные институты, составляющие эту систему и обеспечивающие социальную регуляцию (в эпохи цивилизации - государство и другие социальные институты); социальные общности (ассоциации), национально-этнические общности.
Ценности могут отличаться уровнем своей общепринятости и абстрактности. Можно выделить конкретные ценности, встречаемые в нашей ежедневной жизни и абстрактные, раскрывающие более глубокий смысл человеческого существования. Конкретные ценности можно рассматривать по двум аспектам: как «ежедневные» ценности, или разные сферы человеческой жизни и деятельности, например, его труд, семейная жизнь, дальнейшее обучение, способы проведения досуга, домашнее хозяйство и т.д., и отдельные элементы каждой жизненной сферы, такие как характер деятельности, ее распределение во времени, физическая среда, отношения с другими людьми, перспективы и др.
Абстрактные ценности в свою очередь могут быть личными, связанными с желаниями и целями личности, например, реализация возможностей, престиж, уважение, власть, влияние, этичность и общие социальные ценности, связанные с социальными группами и их идеями, которые перенимает личность (например, социальное благосостояние, прогресс, мир и война, социальное равенство индивида и его общая рабочая ситуация, складывающаяся из внешних условий труда, социальной среды, зарплаты, социальных гарантий, возможностей карьеры и др.). Воспринимаемый таким образом труд можно сравнить с другими сферами человеческой жизни, например, семейной жизнью, дальнейшей учебой, общественной или политической деятельность, отдыхом.
Итак, ценности, являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта. Ценности «подключают» индивидуальную жизнедеятельность к жизнедеятельности социума.
Избирательность освоения ценностей культуры обеспечивает индивидуальность и уникальность системы ценностей личности, что в свою очередь определяет неповторимость и своеобразие самой личности
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арефьева Г.С. «Общество как объект социально- философского анализа». - М. 1995 г.
2. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.
3. Кефели И.Ф., Миронов А.В. Социокультурные факторы устойчивого развития российской цивилизации // Социально – гуманитарные знания, 2001 г., № 5, с. 59 – 68
4. Кравченко А.И., Социология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 384с.
5. Лавренова, Т.И. Социология культуры в парадигме современного гуманитарного знания // Социальные науки: история, теория, методология. - М., 2000. - Вып. 1. - С. 38-46
6. Лапин Н. И., Беляева Л. А., Здравомыслов А. Г. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996.
7. Леонтьев Д.А, «От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции поведения» - М., 1998. – 249 с.
8. Леонтьев Д.А. «Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени» - М.,1993.- 452с.
9. Манхейм К. Избранное: Социология культуры / Академия исcледований культуры. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 505
10. Мухамеджанова Н.М.Духовный кризис личности как отражение кризиса культуры. - Оренбург , 2001. - 146 с.
11. «Небо»// Мифы народов мира.- М., 1982.-Т.2.- С.208.
12. Риккерт Г. О системе ценностей Науки о природе и науки о культуре. - М., 1998, с.374-387.
13. Филатова, О.Г. Социология культуры: Конспект лекций. - СПб.: Михайлов, 2000. - 46 с.
[1] Манхейм К. Избранное: Социология культуры / Академия исcледований культуры. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 505 с.
[2] Лавренова, Т.И. Социология культуры в парадигме современного гуманитарного знания // Социальные науки: история, теория, методология. - М., 2000. - Вып. 1. - С. 38-46
[3] Арефьева Г.С. «Общество как объект социально- философского анализа». - М. 1995 г.
[4] Леонтьев Д.А. «Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени» - М.,1993.- 452с.
[5] Леонтьев Д.А. «Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени» - М.,1993.- 452с.
[6] Риккерт Г. О системе ценностей Науки о природе и науки о культуре. - М., 1998, с.374-387.
[7] Кравченко А.И., Социология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 384с.
[8] Филатова, О.Г. Социология культуры : Конспект лекций. - СПб.: Михайлов, 2000. - 46 с.
[9] «Небо»// Мифы народов мира.- М., 1982.-Т.2.- С.208.