Смекни!
smekni.com

Социальные ценности как регуляторы поведения людей в обществе (стр. 1 из 4)

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТЕЙ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.. 4

2.ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.. 7

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ.. 10

4. МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ЦЕННОСТЕЙ.. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 22


ВВЕДЕНИЕ

Проблема ценности волновала многих философов и ученых, представляющих различные школы и точки зрения. Ценность – довольно условное понятие, она всегда «чья-то», то есть ценность для конкретной личности, которая принадлежит к определенной группе и культуре. «Ценность» можно понимать как объект потребностей, желаний и стремлений, положительных оценок и взглядов личности. Тогда ценностью может быть физический объект, личность, институция, идея, род деятельности, социальное отношение и др. Наши ценности могут быть очень разнообразными, охватывать самые разные области жизни, деятельности и ее результаты.

Шкала ценностей человека — стержень его личности. Ценности отражают не просто дефицит, нужду человека в чем-либо, но и процесс социального сравнения. Люди не просто ощущают свои потребности, но и осознают их, а, осознавая, сравнивают себя с другими. Оценка себя в сравнении с другими — прежде всего стоящими на одной социальной ступеньке — выражает стремление к самореализации и самоутверждению.

Социальные ценности - в широком смысле - значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности.

Социальные ценности - в узком смысле - нравственные и эстетические требования, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.

Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность написания реферата.

Цель работы – рассмотреть социальные ценности как регулятор поведения людей в обществе.

В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:

- рассмотреть влияние ценностей на поведение человека;

- изучить ценности и ценностные представления;

- определить классификацию ценностей;

- рассмотреть механизм действия ценностей;

- предоставить рекомендации по совершенствованию личного состава от информационного воздействия противника

Методы исследования:

- обработка, анализ научных источников;

- анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Объект исследования – социальные ценности

Предмет исследования – социальный ценности как регулятор поведения людей в обществе

1. ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТЕЙ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Поведение — совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Деятельность, в отличие от поведения может быть внутренней и внешней. Поведение относится только ко второму. Поведение — внешняя форма проявления деятельности, т. е. оно лишь один из ее аспектов. Поэтому говорят, что поведение может быть только открытым, видимым. Поведение — непосредственно наблюдаемая деятельность.

Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить разницу. Деятельность включает осознанные цели и планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего функцию внешнего стимула, например, заработка, гонорара, повышения в должности. Поведение не содержит цель как главный, определяющий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов, мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям[1].

Как социальное существо, человек устроен так, что все, что попадает в его поле зрения и вовлекается в круг его деятельности, наделяется значением. Значение — это смысл, которым наделяются понятия и предметы, составляющие социальное окружение человека, их важность и роль. Даже когда мы говорим, что данная вещь не имеет для нас значения, мы неявно помещаем ее на некоторую шкалу значений, и придаем ей минимальную или нулевую важность. Таким образом, значение представляет собой континуум от 0 до 1, на котором мы располагаем элементы социальной среды (рис.1).


Среднее значение

Не имеет значения

Максимальное значение

Рис.1. Значение ценностей по континууму

Все понятия и предметы, составляющие соци­альное окружение человека, наделяются разным значе­нием и занимают свое место на континууме.

Ценности располагаются по континууму ближе к правому краю максимальной важности. Ценности — это то, в чем человек нуждается, и чего у него нет.

Социальные ценности — это то, что призвано удовлетворить индивидуальные, групповые или общественные потребности. Очевидно, что ценности и потребности тесно связаны, это две стороны одного целого. Если потребность — побудительная сила, коренящаяся внутри человека, то ценность обозначает те объекты, которые удовлетворяют эту потребность и находятся вовне.

Роль ценностей в человеческом обществе огромна. И неудивительно, что они выполняют самые разные функции. Они регулируют социальные отношения и взаимодействия людей, и в этом качестве их можно назвать ценностями — регуляторами. Ценности проявляют себя и в качестве фундаментальных норм, обеспечивающих целостность общества. Поэтому у них есть и вторая специальность — быть ценностными нормами. Одно из главных занятий ценностей — служить мотивом поведения. Человек стремится добыть то, в чем нуждается, что ценит, соответственно ориентирует поведение на конкретные ценности, причем ориентирует сознательно. А это и есть свойство быть мотивом поведения. Итак, в единое целое увязаны ценности, потребности и мотивы[2].

Шкала ценностей человека — стержень его личности. Мы характеризуем человека как личность в зависимости от того, на какие ценности он ориентируется, и совпадают ли выбранные им ценности с теми, которые общество признает в числе наиважнейших. Прежде всего- это этические и религиозные ценности. Они занимают верхнюю часть шкалы общественных ценностей. Ценностей нет у животных, и практически они отсутствуют у младенца. Стало быть, они биологически не наследуемы. Они приобретаются в обществе — входе социализации. Растет человек, формируется его система ценностей. Развитая система ценностей — результат правильной социализации, а не ее предпосылка.

Ценности отражают не просто дефицит, нужду человека в чем-либо, но и процесс социального сравнения. Люди не просто ощущают свои потребности, но и осознают их, а, осознавая, сравнивают себя с другими. Оценка себя в сравнении с другими — прежде всего стоящими на одной социальной ступеньке — выражает стремление к самореализации и самоутверждению.

Ценности — не только механизм, но и результат социального сравнения, способ упорядочивания элементов культуры.

Человеческая культура базируется на том, что идеи, нормы, обычаи, правила и даже материальные памятники строго упорядочены. Иначе говоря, одни из них предпочитаются другим. Без определения нет ранжирования, упорядочивания ценностей по степени важности.

Предпочтение — это субъективный процесс расставления по приоритетности социальных благ.

Если бы человек был запрограммирован природой, у него никогда не появились ценности. С другой стороны, если бы он был запрограммирован обществом, то у него сформировалась одномерная шкала ценностей. Поведение человека в такой ситуации легко прогнозируется. Он не колеблется в своем выборе и в своих действиях потому, что свободы выбора его как раз лишили.

В нормальном обществе шкала индивидуальных ценностей жестко не закреплена. Это значит, что ценности постоянно переходят с одного уровня на другой, что на одном уровне может находиться сразу несколько альтернативных ценностей. Это многомерная шкала индивидуальных ценностей, соответствующих свободе выбора, предоставляемой открытым, демократическим обществом[3].

Итак, ядро человеческой личности образуют: шкала ценностей, мотивация достижения самореализации, свободы выбора и воли (рис.2).

Рис.2. Шкала ценностей

2.ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Понятия «ценностные представления» и «ценности» в психологической литературе часто смешиваются: либо первые рассматриваются как зеркальное отражение вторых, не представляющее отдельного интереса, либо вторые сводятся к первым.

Ценности неизбежно соотносятся с тремя различными группами явлений. Есть три формы существования ценностей

1) общественных идеалах - выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни;

2) предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей;

3) мотивационных структурах личности («моделях должного»), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов.

Эти три формы существования переходят одна в другую. Упрощенно эти переходы можно представить себе следующим образом: общественные идеалы усваиваются личностью и в качестве «моделей должного» начинают побуждать ее к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение; предметно же воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов и т. д., и т. п. по бесконечной спирали. Психологическая модель строения и функционирования мотивации человека и ее развития в процессе социогенеза конкретизирует понимание личностных ценностей как источников индивидуальной мотивации, функционально эквивалентных потребностям[4].