Смекни!
smekni.com

Китай по географии (стр. 2 из 6)

В стране выделяют две главные части по характеру растительного покрова: восточную и западную. В восточной части более распространены лесные виды растительности, к Северу от хребта Циньлин простираются летне-зеленые широколиственные леса различного типа. В центральной части восточного Китая находятся большие равнины, леса здесь почти сведены, а земли распаханы.

На Северо-востоке распространены леса таежного типа. Здесь можно встретить сосны, березы, даурсеую лиственницу, ель, дуб, клен, кедр, кедр, граб, орех и даже амурский бархат.

На Юге и Юго-востоке Китая простираются вечнозеленые субтропические леса, в которых можно найти кипарис, амфорный лавр, лаковое и сальное деревья, а также реликтовое дерево куинингхэми. Тропические леса в своем первозданном виде сохранились только на острове Хайнань.

Одной из особенностей растительного мира Китая становится контраст между лесными и пустынными, большей частью солончаковыми и совершенно лишенными растительности районами западной части. Не велико здесь и число видов животных, хотя животный мир Китая отличается богатством и разнообразием. Он насчитывает около 1 тыс. 800 видов только сухопутных животных. Наиболее распространены и многочисленны олени, лоси, леопарды, бурые медведи, кабаны, обезьяны, дикобразы, гиббоны, броненосцы и даже индийские слоны. Наиболее богата видами животных Юго-Восточная территория страны.

4 Историко-географический очерк

Главные особенности историко-географического положения Китая – его громадные размеры и длительная изоляция. Высочайшие горы мира отрезали Китай от других очагов древних цивилизаций, а окружающие его народы долго отставали от китайцев в своем развитии либо создали свою культуру под сильнейшим влиянием Срединного Государства. Древний Китай развивался так изолированно, как будто он расположен на другой планете. Лишь во II в. до н.э. здесь произошел первый контакт с другой высокой культурой (путешествие Чжан Цяня в Среднюю Азию), но прошло еще 300 лет, пока китайцы всерьез заинтересовались хоть одним пришедшим из-за рубежа явлением (буддизмом). Лишь с VII в. н.э. контакты с «Западом» (Индия и исламский мир) стали постоянными. Лидируя до XVIII века в области экономики и технологии, Китай не испытывал потребности во внешних заимствованиях, да и косная политическая система всячески им препятствовала. С древнейших времен и до вторжения колонизаторов в середине XIX века в этой части света последовательно, непрерывно и почти исключительно на собственной основе развивалась одна и та же цивилизация, которую многие китаеведы называют «старым Китаем», не деля на древность и средневековье.

Среди соседей Китая выделяются три страны: Корея, Вьетнам, Япония. Каждая из них создала свою высокую культуру, поэтому нельзя считать их просто «культурными провинциями Китая», как это иногда делалось. И, тем не менее, влияние Срединного Государства на их культуру было громадным: во всех этих странах использовалась китайская иероглифика, приспособленная к нуждам своих языков, языком канцелярии и дипломатии был древнекитайский, устройство государства и система права основывались на китайских образцах, официальной идеологией было либо конфуцианство, либо буддизм в его китаизированном виде, а классической литературой считалась древнекитайская. Из сказанного ясно, почему мы будем говорить иногда о «китайской культурной сфере», включая в нее Китай, Корею, Вьетнам и Японию. Особой частью этой сферы являются, кроме того, хуацяо – китайцы-эмигранты (ок.12 млн.чел.), живущие в основном в Юго-Восточной Азии и играющие во многих ее странах (особенно в Малайзии и Сингапуре) видную роль в экономике, политике, культурной жизни; в их укладе сохранилось многое, исчезнувшее или искорененное в КНР.

Горные массивы, окружающие Китай, надежно защищали его от военной угрозы со всех сторон, кроме северной. Здесь, в Великой евразийской степи, жили сменявшие друг друга, кочевые народы – гунны, тюрки, монголы и др., которые сбывали в Китай продукты скотоводства в обмен на зерно, ремесленные изделия и предметы роскоши для своей знати. Будучи частью китайского «мира экономики», они всегда стремились к господству хотя бы над частью этой страны или даже над нею всей. Угроза с Севера существовала почти постоянно, но в периоды укрепления центральной власти Китай легко с нею справлялся.

5 Население Китая.

Китай занимает первое место в мире по численности населения. Первая перепись населения была проведена 30 июля 1935 года и определило количество жителей в 601 млн.938 тыс. из которых 574 млн.505,9 тыс. составляло население непосредственно подвергшаяся переписи, сюда входили эмигранты, студенты за границей, а также жители острова Тайвань. Отсутствие в стране не только регулярных переписей, но даже текущего учета не дает возможности составить истинное представление о величине естественного прироста населения, который вряд ли был значителен, так как наряду с большой рождаемостью велика была и смертность. Но вместе с тем уже к 1957 году в Китае проживало около 656 млн. человек, что составило 1/4 всего населения земного шара. А в 1986 году количество жителей достигло 1060 млн. человек, и согласно переписи 1990 года - уже 1 млрд.134млн. человек. Неслучайно потому в течение двух тысячелетий Китай - самая многочисленная страна мира, что накладывает свой отпечаток на все стороны жизни общества. Согласно конституции Китая в стране должно осуществляться плановое деторождение. Запрещено вступать в брак студентами, одна семья должна иметь не более одного ребенка, а нарождение второго или третьего ребенка уже нужно разрешение специального комитета по плановому деторождению. Несмотря на проведение, столь жесткой демографической политики население Китая составляет 1284,5 млн. человек.

В КНР, как и во всякой социалистической стране, земля, ее недра и промышленные предприятия принадлежат народу, и лишь малая часть по отношению к государственной собственности находится в руках частных владельцев, поэтому в Китае не существует крупных собственников, а основными классами являются крестьяне, рабочие, торговцы и интеллигенция.

Этнический состав Китая насчитывает около 50 национальностей. Подавляющее большинство населения Китая составляют китайцы (ханьцы). Кроме того, в стране проживают представители следующих национальных и этнических групп: чжуаны, уйгуры, хуэйцзу, тибетцы, мяо, маньчжурцы, монголы, буи, корейцы, тутсзя, дун, яо, бай, хани, тай, ли, лису, шэ, лаху, ва, шуй, дунсяны, наси, ту, киргизы, цзинно, мулао, сабо, салары, буланы, гэлао, маоань, пуми, ну, аиань, бэнлуры, югуры, баоань, орогоны, гаошань, хечже, мэньба, лоба, татары, узбеки, казахи и русские. Все многонациональное население Китая принадлежит к трем языковым семьям и населяет более 1/2 всей территории страны.

К настоящему моменту в Китае 33% - детей, 62% - взрослых, 5% - пожилых. Как и для многих национальных стран для Китая очень характерны значительные контрасты расселения. Население неравномерно распределено по территории страны: к Востоку от условной линии, проходящей от города Хэйхэна до города Тэнчун на Юнани, на площади не многим более 1/3 территории страны сосредоточенно около 90% всего населения, а средняя плотность здесь превышает 170 чел./км2. В остальной, большей по площади, западной части страны приходится лишь несколько человек на квадратный километр. Особенно плотно заселены равнины по среднему и нижнему течению реки Янцзи, низменная чнполоса Юго-Востоого побережья, где местами плотность населения достигает 600-800 чел./км2. Кроме того, в Китае более 30 городов, в которых численность населения превышает 1 млн. человек, среди них: Пекин, Шанхай, Шэньян, Тяньцзинь, Чунцин, Гуанчжоу, Ухань, Харбин, Цаншин, Татюань, Люйда, Слань, Чэнду, Циндао.

Сложность демографической ситуации отразилась на том, что в сельских районах где проживает 75% населения сложилась ситуация при которой страна,

имеющая 7% мировой пашни кормит 24% населения мира. Всего в сельском хозяйстве Китая занято более 400 млн. человек, а по числу занятых в промышленности Китай занимает первое место в мире.

Если в недавнем прошлом Китай по темпам и уровням урбанизации принадлежал к числу сильно урбанизированных стран, но после 1949 года постепенно начинает увеличиваться количество городского населения, за счет строительства новых промышленных центров.

В этот период в стране появляется более 500 больших городов и городов "миллионеров" (более 30), кроме того, Китай занимает первое место в мире по

количеству горожан.

5.1 Религия Народная религия Китая включала в себя элементы анимизма и политеизма. Люди считали, что мир населен множеством духов. Так, духи зла – «гуй» – считались приносящими болезни и бедствия. От этих злых духов можно было защититься либо отогнать их различными способами, включая заклинания и особые церемонии. Вселенная считалась соединением двух элементов – «инь» и «ян». «Инь» означало темноту, зло, женское начало. Воплощением этих качеств был злой дух «гуй». «Ян» означало тепло, свет, добро, мужское начало; вещи, воплощавшие в себе эти качества, могли использоваться для защиты от «гуй». В целом в представлении китайцев мир духов и богов был копией мира людей и государства с той же самой иерархией авторитета и власти. У каждого города имелся свой бог, в какой-то мере соответствовавший местному магистрату. Над вселенной возвышалось «тянь» – «небо», соответствовавшее императору на земле.

В дополнение к этой распространенной религии с ее духами и многочисленными богами существовали пять основных религиозных доктрин: конфуцианство, даосизм, буддизм, ислам и христианство. Конфуцианство, являвшееся скорее этико-политическим учением, чем религией, на протяжении долгого времени – начиная с конца 3 в. до н.э. и до образования республики в 1912 – пользовалось поддержкой государства. Конфуцианская философия содержала в себе основные положения семейного и морального кодекса. Даосизм как религия имел китайские корни, однако испытал влияние буддизма. Даосизм имеет свои храмы, свой пантеон богов и свое учение о будущей жизни с вознаграждениями и карами за прошлое. Буддизм пришел из Индии и получил широкое распространение в Китае, где были построены сотни буддийский храмов и монастырей. Мусульмане живут в Китае повсюду, особенно в северо-западных и юго-западных районах. Христианство, с которым китайцев познакомили миссионеры из Европы и Америки, получило широкое распространение в 19 – начале 20 в., однако число верующих-христиан составляет всего 1% населения страны.