Смекни!
smekni.com

Китай по географии (стр. 3 из 6)

Большую роль в жизни китайцев играла магия – попытки непосредственного воздействия на духов природы без помощи высшего божества. Занимались ею в основном даосские монахи и всякого рода шаманы и колдуны, использовавшие свой обычный, известный повсюду арсенал. Особенностью Китая в этом плане было мистическое отношение к письменности: если в Индии, как мы помним, считалось, что записанное заклинание теряет силу, то здесь, напротив, иероглифам самим по себе приписывалась магическая сила, поэтому их использовали в качестве оберегов и талисманов. У евреев свитки Торы, непригодные для дальнейшего употребления, полагается не выбрасывать, а хоронить в специальных гробах. Многие китайцы относились точно так же к ЛЮБОЙ исписанной бумаге: если такой человек находил в грязи обрывок листа с иероглифами, он должен был поднять его, вычистить, высушить, лишь затем – сжечь, а пепел сохранить в специальном месте; когда пепел накапливался, его с особыми церемониями высыпали в реку или море. Моряки во время бури нередко пытались утихомирить водяных духов, бросая в воду пепел от исписанной бумаги. Разумеется, таким поверьем пользовались даосы-колдуны, бойко торговавшие письменными заклинаниями – нередко представлявшими из себя бессмысленные каракули, лишь внешне напоминающие иероглифы.

5.2 Культура Культура Китая восходит к очень глубокой древности и отличается не только богатством своих материальных и духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.

В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.

Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-политическими, экономическими и другими особенностями данного исторического периода и представляет собой определённый этап развития культуры. Таких культурных эпох в истории Китая несколько. История и культура древнего Китая охватывает период от II в. до н.э. – до III в. н.э. В эту эпоху входит культура Китая периода династии Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура империи Цинь и Хань. Культура Китая III –IX вв. охватывает два исторических периода: период Южных и Северных династий и период объединения Китая и создания танского государства. Культура Китая X –XIV вв. включает в себя период пяти династий и образования империи Сун, а также период монгольских завоеваний и правление династии Юань. Культура Китая XV – XIX вв. – это культура периода династии Мин, а также период завоевания Китая маньчжурами и правления маньчжурской династии Цин.

Обилие и разнообразие керамических изделий – от бытовой посуды до жертвенных сосудов – и их техническое совершенство свидетельствуют, что культура этого периода стояла, несомненно, выше яншанской. К этому времени относятся и первые гадальные кости, на которых имеются знаки, нанесённые с помощью сверления.

Изобретение письменности является важнейшим признаком того, что общество вышло из периода варварства и вступило в эпоху цивилизации. Древнейшие китайские надписи дают возможность проследить процесс возникновения и первоначальное развитие гиероглифической письменности.

Развитию письменности содействовал переход от письма на узких бамбуковых дощечках к письму на шелке, а затем и на бумаге, впервые в мире изобретённой китайцами на рубеже нашей эры, - с этого момента писчий материал перестал лимитировать объём письменных текстов. В конце I века до н.э. была изобретена тушь.

Для передачи всего богатства китайского языка применялись знаки (иероглифы), фиксирующие те или иные единицы языка. Подавляющее большинство знаков представляло собой идеограммы – изображения предметов или сочетания изображений, передающих более сложные понятия. Но число применявшихся иероглифов было недостаточно. В китайском письме каждое односложное слово должно было выражаться отдельным иероглифом, и даже многочисленные омофоны - сходно звучащие слова-однослоги - в зависимости от их смысла изображаются разными иероглифами. Теперь число знаков было пополнено, с тем, чтобы учесть и более редкие понятия, и доведено до 18 тыс., знаки были строго классифицированы. Начали составляться словари.

Так были заложены предпосылки для создания обширной письменной литературы, включающей не только поэзию и афоризмы, рассчитанные и на устное запоминание, но и художественную прозу, прежде всего историческую.

5.3 Внешний вид Внешний вид китайца определялся конфуцианской традицией, приравнивавшей костюм к «храму в миниатюре». Поэтому, как и везде, костюм каждой общественной прослойки был строго определен и нередко регламентировался законом, а еще чаще – обычаем. (У нас, как и в Европе, эта традиция исчезла лишь в последние 20-30 лет, но сохранилась в пословицах: «По одежке протягивай ножки», «По одежде встречают» и т.п.) Поскольку храм должен быть завершен сверху донизу, считалось совершенно неприличным появиться на людях без головного убора. Все эти уборы были рассчитаны на традиционную мужскую прическу: отпущенные на всю длину волосы завязывались узлом на макушке (стриглись китайцы только по случаю траура, а распустить волосы при всех могли лишь колдуны во время обряда). В древности головные уборы были довольно вычурны и держались на шпильке, продетой через узел волос, или на завязках под подбородком. Династия Тан упразднила все эти уборы, сохранив лишь один – простонародный головной платок, завязываемый двумя шнурками спереди, перед узлом, и двумя длинными концами («ножками») сзади. От этого платка произошли все средневековые китайские головные уборы, но чиновничьи шапки при этом пропитывались лаком и поэтому были твердыми, а их «ножки» при Сунах превратились в длинный декоративный горизонтальный прут, а при Минах, наоборот, — в подобие короткой толстой подушечки.

Нередко власти предписывали, что именно должны носить на головах их подданные. Так, династия Мин обязала простонародье носить круглые шапочки из 6 клиньев, похожие на тюбетейки, но высокие (у хуацяо они кое-где сохранились до сих пор). Маньчжуры, завоевав Китай в XVII в., заставили своих новых подданных под страхом смерти носить маньчжурскую прическу: выбривать голову спереди, а сзади заплетать волосы в длинную тощую косу. Такая коса была очень удобна – но не для ее носителя, а лишь для посторонних: схватив за нее, легче было ударить человека лбом о стену, придерживать голову при ее отсечении, преступников связывали попарно за косы и т.п. Сами китайцы ненавидели навязанную им прическу, и все антиманьчжурские восстания начитались с того, что их участники в знак разрыва с властью захватчиков отрезали себе косы.

Главной частью костюма был халат, схваченный широким поясом и застегнутый непременно направо (левозапашная одежда считалась признаком варваров) на 1-2 пуговицы возле шеи; под него надевался второй, более тонкий халат в качестве рубахи. При Минах и Цинах на грудь и спину чиновничьего халата нашивали большие квадраты с изображением определенной птицы (у штатских) или зверя (у военных) – знаки различия чиновничьих рангов. Нижней одеждой в древности служили широкие подобия юбок; в эпоху Шести Династий под влиянием кочевников на смену юбкам пришли широкие штаны, которые, однако, представители верхов прятали под длинными, достигающими земли полами верхней одежды. Карманы появились довольно поздно: в древности их заменяла сетка, привешенная сзади к поясу, или широкие рукава халатов, а при Танах – мешочки, привешенные к бляхам на поясе.

Предметом особой заботы знатных людей были длинные, тщательно отполированные ногти, показывавшие, что их обладатель ничего не делает своими руками, — длина их могла достигать полуметра и даже больше. Сохранность таких ногтей обеспечивали особые футлярчики. Другим символом свободы от физического труда были рукава халатов, полностью скрывающие руки, — например, в чиновничьей форме эпохи Мин.

Обувь еще в эпоху Тан была одинаковой у мужчин и у женщин, но в эпоху Сун распространился обычай бинтования ног у девочек от 3 до 12 лет: стянутая тугими бинтами, нога, достигшая лишь 10 см в длину, переставала расти и искривлялась в форме полумесяца. Бинтование, естественно, вызывало сильнейшие боли, а идеалом были такие ножки, на которых женщина (из богатой семьи, естественно) вообще не могла ходить – ее должны были носить на закорках служанки. Тем не менее, женщина с нормальными ногами была предметом насмешек, а некоторым низшим кастам, как недостойным такой чести, бинтование было даже запрещено. Характерно, что этот противоестественный обычай распространился в века реформы и возрождения конфуцианства (во главе с упомянутым Чжу Си). Конфуцианцы же полагали, что женская фигура должна «блистать гармонией прямых линий», поэтому иногда бинтовались и груди. В XVIII – XIX вв. эти обычаи стали вызывать все больший протест, но лишь Синьхайская революция с ними покончила.