Смекни!
smekni.com

1. психосоматические соотношения (стр. 11 из 128)

В.В.Николаева устанавливает связь феномена алексити­мии с особенностями психической саморегуляции, основы­ваясь на концепции смысловых образований личности (Братусь Б.С., Василюк Ф.Е.). Важный источник устойчивости, свободы и саморазвития личности - это рефлексия, которая позволяет осознать смысл собственной жизни и деятельности и является частным механизмом личностно-мотивационного уровня саморегуляции. Дефицит рефлексии проявляется в том, что «алекситимик» неспособен управлять своими побуж­дениями, гибко перестраивать их в соответствии с изменяю­щимися условиями текущей жизненной ситуации, поскольку в процессе онтогенеза потребность в саморегуляции не была сформирована. Невозможность реализации актуальных по­требностей ведет к хронизации эмоций и, как следствие, к стойким соматическим изменениям.

Основные принципы психологической коррекции алекситимии описаны Н.Д.Семеновой (1993). В условиях групповых занятий психологическая коррекция должна состоять их трех последовательных этапов: 1) релаксация и дидактическая на­правленность; 2) опора на невербальные средства общения; 3) актуализация «внутреннего диалога». Релаксирующими при­емами, в соответствии с представлениями автора, могут быть аутогенная тренировка, сеансы музыкотерапии, вспомога­тельные приемы психогимнастики. При этом развивается способность чувствовать и умение вербализовывать чувства по принципу «здесь и теперь». Актуализация невербальных способов общения и опора на них также способствуют «растормаживанию» чувств. Наконец, с помощью специальных приемов актуализируются скрытые, не полностью осознан­ные внутренние диалоги; они развертываются и вербализуют­ся. «Внутренние диалоги» алекситимической личности не­дифференцированы, диффузны, смазаны, слитны, в них трудноразличимы два внутренних собеседника.

С целью психологической коррекции алекситимии можно также модифицировать психодинамическую психотерапию таким образом, чтобы она напоминала работу с детьми, когда психотерапевт ведет себя подобно матери, помогая «алекси-тимику» в достижении психологической зрелости, обучая его созданию символов, помогая осознавать, наблюдать и орга­низовывать аффекты, работая над его дефектным коммуни­кативным стилем.

Агрессивность

Если у матери есть преневротическая патология, она, про­являя гиперопеку или латентное отвержение в воспитании, не может научить ребенка самостоятельной саморегуляции, са­мозащите, стратегиям совладания с напряжением. Отсутст­вие стабильности и принятия во взаимоотношениях с мате­рью, не обеспечивая маленького человека необходимым ко­личеством душевного тепла, формирует у него чувство неуве­ренности, заставляя компенсаторно искать защиту в симбио-тических взаимоотношениях либо, защищаясь, вступать с по­тенциально враждебным миром в отношения враждебной конфронтации. Враждебность к миру дополняется враждеб­ностью к самому себе. Ауто- и гетероагрессивные черты ста­новятся устойчивой особенностью личности пациентов с са­мыми различными психосоматическими нарушениями.

Под агрессивным поведением (агрессией) понимают адре­сованное другому человеку, группе лиц или собственной лич­ности поведение, характеризующееся инициативностью и це­ленаправленностью; целью агрессии является причинение вреда, нанесение ущерба, а специфическим способом дости­жения цели — применение силы или угроза ее применения. К признакам, квалифицирующим то или иное действие как аг­рессивное, относятся следующие основные черты: наличие субъект-субъектного или субъект-объектного взаимодейст­вия; вне процесса общения агрессии не существует, и в этом смысле она рассматривается как патологическая форма меж­личностного взаимодействия; наличие признака инициативы и направленности действий против конкретного человека или объекта; наличие цели или результата действий, заключа­ющихся в причинении вреда, нанесении ущерба; использова­ние в качестве способа достижения цели непосредственного применения силы, угрозы ее применения или демонстрации превосходства в силе (Соловьева С.Л., 1998).

Как правило, в исследованиях, посвященных проблеме аг­рессивного поведения, выделяются три группы причин, вли­яющих на агрессию: биологические, социальные и психоло­гические. К биологическим факторам наиболее часто отно­сят: наследственность, отягощенную психическими заболева­ниями, злоупотребление алкоголем, употребление наркоти­ков и психотропных препаратов, наличие в анамнезе тяжелых или повторных черепно-мозговых травм, а также в ряде слу­чаев инфекций, интоксикаций и т.д.

В качестве социальных факторов, оказывающих свое воз­действие на агрессивное поведение, выступают: полученное образование, наличие и характер выполняемой работы, се­мейное положение, общение в асоциальных группах и другие. Среди психологических характеристик, связанных с агрес­сивностью как свойством личности, рассматриваются: выра­женность в структуре личности черт эгоцентризма, эмоцио­нальной неустойчивости, импульсивности, тревожности, а также склонность к дисфориям, к эмоциям ярости и гнева. Могут иметь значение особенности самооценки, локуса контроля. Одну из центральных ролей в организации агрессивно­го поведения играют характеристики мотивационной сферы, а также уровень социализации индивида со степенью интериоризации регулирующих поведение морально-этических и правовых норм.

Среди видов агрессивного поведения выделяется агрес­сия физическая и вербальная (словесная - угрозы, оскорб­ления, критика и т.д.). По наблюдениям Х.Хекхаузена, ес­ли для детского возраста характерно применение физичес­кой агрессии (у детей от 3 до 10 лет отмечается приблизи­тельно 9 актов физической агрессии в час), то у взрослых она социализируется, приобретая социально приемлемые формы, превращаясь в агрессию вербальную. К наиболее со­циализированным формам вербальной агрессии относятся ирония, юмор, сатира. Агрессивное поведение бывает так­же гневным, мотивированным эмоцией гнева, и инструмен­тальным, когда в рамках более общей деятельности агрес­сивное действие выступает в качестве инструмента, исполь­зуемого для достижения какой-либо другой цели. Примера­ми инструментальной агрессии могут быть шантаж, взятие заложников и т.д. Агрессия подразделяется в ряде исследо­ваний на скрытую (мечты, фантазии, воображение сюжетов мести, сцен насилия, сны) и открытую, которая, в свою оче­редь, делится на прямую (непосредственно выражаемую в поведении и адресованную лицу, спровоцировавшему агрес­сию), косвенную (когда вред причиняется не открыто, а ко­свенным путем - анонимные письма или сплетни вместо желаемой физической расправы над обидчиком) и переме­щенную (со сменой объекта агрессии: вместо того чтобы ударить обидчика, можно пнуть кресло, кошку, собаку, ре­бенка, хлопнуть дверью и т.п.). Косвенная и перемещенная агрессия, как правило, наблюдается в тех случаях, когда ли­цо, спровоцировавшее агрессивные действия, защищено вы­соким социальным статусом, властью или физической си­лой. Агрессия также может быть направлена на окружаю­щих (гетероагрессия) либо может быть адресована собствен­ной личности (аутоагрессия). Наиболее брутальной формой аутоагрессивного поведения является суицид.

В рамках концепции агрессивного поведения крупнейшего представителя динамической психиатрии Понтера Аммона рассматривается три вида агрессии. Г.Аммон различает агрессию конструктивную (открытое прямое проявление агрессии в социально приемлемой форме или с социально позитивным результатом), деструктивную (открытое прямое проявление агрессии в социально неприемлемой форме или с социально негативным результатом) и дефицитарную (связанную с де­фицитом соответствующих поведенческих навыков и вслед­ствие этого - с недостаточным отреагированием агрессивных побуждений). Дефицитарная форма агрессии, по данным со­временных авторов, в наибольшей степени характеризует па­циентов с самыми разнообразными формами психосоматиче­ской патологии.

Неотреагированная (дефицитарная) агрессия может фор­мировать неадекватную реакцию спазмирования сосудов мозга (гипертоническая болезнь) или коронарных сосудов (ишемическая болезнь сердца). Повышение артериального давления является адекватной реакцией на экстремальную внешнюю ситуацию, но хронически повышенное артериаль­ное давление может поддерживаться подавленной неосозна­ваемой агрессивностью. Дефицитарная агрессивность харак­теризуется неспособностью к утолению гнева, в результате чего неотреагирование и длительное накопление, хронизация эмоций злости и гнева, помимо сосудистой гипертензии и стенокардии, может приводить к истощению иммунитета, вследствие чего облегчается формирование самого широкого спектра соматических расстройств. В этом случае дефицитар­ная агрессивность (распознаваемая при экспериментально-психологическом исследовании в виде амбивалентности аг­рессивных тенденций с признанием их значимости для лич­ности при одновременном неодобрении и чрезмерном кон­троле) выступает в качестве общего неспецифического фак­тора всех психосоматических заболеваний.

Амбивалентность

Теоретически вполне допустимо предполагать, что предпо­сылки для формирования разнообразных соматических нару­шений во внутренних органах создаются тогда, когда психо­логические доминанты, определяющие наиболее значимые личностные тенденции и соответствующее им поведение, в основе которых лежат противоположные по направленности физиологические процессы (например, напряжение-расслаб­ление), характеризуются амбивалентностью.

Об амбивалентности можно говорить, если какая-либо значимая «психологическая доминанта» одновременно одоб­ряется и не одобряется личностью, в одно и то же время при­знается и отрицается, скрывается и обнаруживается в поведе­нии. Так, например, в отношении больных с психосоматиче­скими нарушениями сердечно-сосудистой системы в качест­ве такой «психологической доминанты» выступает агрессив­ность, в то время как у пациентов с психосоматическими нарушениями желудочно-кишечного тракта наиболее часто «психологической доминантой» является паранойяльность (подозрительность, недоверчивость, обидчивость, рани­мость) (Соловьева С.Л., 1991).