Смекни!
smekni.com

1. психосоматические соотношения (стр. 84 из 128)

Стремление к счастью во всечеловеческом масшта­бе в то же время не мешало существовать малым радо­стям повседневной жизни.

И.А. Джидарьян приводит данные о том, что "доб­рожелательно-сочувственная тональность русского со­знания к несчастью определила и свойственную рус­ским людям откровенность в отношении к своим бедам и страданиям, которые обычно не скрываются от других. Русским людям свойственна привычка "пове­дать" о своих несчастьях, рассказать о своем горе, не сомневаясь при этом, что их поймут и поддержат. Мо­тив сочувствия глубоко укоренен в русском ментали­тете и в качестве некоторой общей тенденции остается в нем, бесспорно, и сейчас".

Источниками положительных эмоций в жизни, ко­торые определяют желание жить, были (и остаются) ус­тремленность надежд и мечтаний в будущее, поиск бо­лее высоких идеальных оснований бытия, смысла жизни, без которого для русского сознания нет счастья.

Знание источников переживания счастье – не­счастье и их особенностей для русского народа по­зволяет врачу и психологу построить свою работу с содержанием переживаний, отражающих внутреннюю картину здоровья человека.

Рядом отечественных авторов (А.М. Громбах, 1988; А.Ш. Тхостов, 1993; В.В. Лебединский, 1994; Б.Д. Карвасарский, 1982; и др.) представлены показатели пси­хического здоровья.

Выделяются четыре группы людей с разными пока­зателями психического здоровья.

Первая группа – совершенно здоровые. Жалоб нет.

Вторая группа – легкие функциональные наруше­ния, о которых говорят эпизодические жалобы астено-невротического порядка, которые обусловлены конкрет­ной психотравмирующей ситуацией. Это связано с напряжением адаптационных механизмов под влия­нием отрицательных микросоциальных факторов.

Третья группа – это лица с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенса­ции. Стойкое проявление жалоб астено-невротического характера вне рамок психотравмирующей и трудной ситуации. Перенапряжение механизмов адаптации. В анамнезе таких людей часты токсикозы, неблагополу­чие беременности (сохранение), родовые травмы, мик­роорганические поражения, диатезы, травмы головы или хронические инфекции (отит, дизентерия, хронический тонзиллит, болезнь Боткина).

Четвертая группа – клинические формы заболева­ния в стадии субкомпенсации. Клинические формы нарушения адаптации, связанные с недостаточностью и поломкой механизмов адаптации. Часто у таких лиц несбалансированный вариант электроэнцефалограммы.

Заслуживает внимания то, что критерии группы пси­хического здоровья связаны с наличием жалоб самого человека на трудности жизни среди людей, на трудно­сти жизни с самим собой. Эти жалобы естественным образом связаны с тем мифом о здоровье, который осваивает человек в конкретных социальных условиях. Это может быть и материализация мифа о здоровье в виде определенного объекта – талисмана, в виде идеи кармы, в виде идеи спасения, идеи магии и т.п. Миф определяет и действия человека по отношению к здо­ровью – его конкретную заботу о своем физическом, психическом и духовном состоянии.

Роль психического здоровья человека во ВКЗ с точ­ки зрения наблюдателя может быть описана как уро­вень реализации его возможностей быть человеком с учетом закономерностей, известных науке.

Критерии психического здоровья основываются на понятиях "адаптация" и "социализа­ция" как основных закономерностях развития челове­ка и на понятии "индивидуализация" как проявлении закономерностей индивидуальной жизни человека.

В современных работах понятие адаптации вклю­чает способность человека осознанно относиться к фун­кциям своего организма – к функции пищеварения, выделения и др. Кроме того, это способность человека регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями). Пределы со­держания индивидуальной адаптации существуют, но есть и общие для всех людей закономерности. Так, адап­тированный человек может жить в современных ему гео-социальных условиях.

Социализация связана с тремя критериями, по ко­торым определяется здоровье человека. Первый кри­терий – человек реагирует на другого человека, как на равного себе – другой такой же живой, как и Я. Вто­рой критерий – это реакция человека на факт сущест­вования норм в отношениях между людьми, то есть выделение этих норм и стремление следовать им. Тре­тий критерий – как человек переживает свою относи­тельную зависимость от других людей. Существует для каждого человека необходимая мера одиночества, и если человек эту меру преступает, то он чувствует себя плохо. Мера одиночества – это возможность соотнесения места, в котором ты находишься, и собственной души. Одино­чество человек начинает ощущать тогда, когда переста­ет осознавать, где находится его душа.

Индивидуализация или индивидуация, как говорил К.Г. Юнг, это одно из понятий, которое позволяет опи­сывать отношение человека к самому себе. Человек сам создает в психической жизни свои качества; человек осознает собственную неповторимость как ценность и не позволяет разрушать ее другим людям.

Способность признавать и сохранять индивидуаль­ность в себе и в других – это один из важнейших па­раметров психического здоровья.

Человек, осуществляющий индивидуализацию, мо­жет сопоставлять ее как существующую с проявления­ми индивидуальности у других людей, то есть может принимать во внимание других людей. Если человек делает это, он сохраняет индивидуальность других лю­дей и свою.

Психически здоровый человек характеризуется его возможностями адаптации, социализации и индивидуа­лизации. Эти возможности есть у каждого человека, степень их реализации определяется социальной ситуа­цией развития человека – теми ежедневными услови­ями жизни, в которых находится место для конкретно­го человека, где он мог бы проявить возможности психической жизни, то есть доступные ему чувства, мысли, желания, возможности, качества Я. В социальную ситуацию обязательно входит идеал нормального чело­века данного общества в данный конкретный момент; конкретные нормы и правила отношений между людь­ми, в которых осуществляется этот идеал; в нем есть идея о ценности жизни вообще.

Итак, для наблюдателя критерии психического раз­вития могут быть определены через меру социализации, адаптации и индивидуализации человека, меру, которая переживается самим человеком, и меру, кото­рая может быть принята как способ объективной оцен­ки психического здоровья человека.

Недостаточность показателей психического здоровья для описания ВКЗ связана с тем, что любой человек потен­циально обладает возможностью посмотреть на свою жизнь со стороны, то есть рефлексировать над своей жиз­нью в целом. Это предпосылка духовной жизни человека, которая в отличие от психической жизни состоит в том, что результатом ее является переживание жизни других людей как ценности. Главный признак духовно здорового человека состоит в том, что, воспринимая жизнь как цен­ность, он стремится к созданию в ней новых ценностных качеств. Существенной особенностью этого переживания является то, что состояние охватывает человека помимо его воли и индивидуальных усилий, и человек ищет его источник вне своих сил, в сферах, лежащих выше их.

Показатели духовного здоровья человека психолог выделяет тогда, когда сталкивается в своей работе с обо­снованием человеком способов воздействия на себя и на других людей. Это проявляется прежде всего в спо­собах поощрения и наказания и в способах прощения.

Духовное здоровье человека проявляется в его связи со всем миром, которая может выражаться в религиоз­ных чувствах человека, в чувствах красоты и мировой гармонии, в чувствах восхищения и благоговения перед жизнью, и существует независимо от обстоятельств в чувстве постоянной радости от жизни. Радости как пе­реживании усилий Я, как возможности осуществления жизни, несмотря ни на что, как усилия, идущего от себя, имеющего связь с силами, превосходящими силу Я и питающими его.

Критериями духовно здорового человека могут быть: кие это могут быть идеи? Я дано мне Богом. Я – это природное качество. Я – это то, что есть у всех. Мое Я определено моими родителями. Мое Я я создал сам и т.п. Отсюда и возможные усилия по преобразо­ванию.

2. Показатель целостности внутреннего мира, кото­рая задается системой правил и суждений, принятых для себя человеком осознанно. Когда есть правила осоз­нания, то внутренний мир доступен для воздействия. Наиболее типичным примером таких правил являют­ся всем известные библейские заповеди: не убий; не укради; не лжесвидетельствуй; чти отца и мать; не прелюбодействуй; возлюби ближнего своего и другие, которые изложены в Нагорной проповеди Христа.

Критерии духовного здоровья проявляются в обще­нии с другими людьми особым образом – в готовнос­ти отдавать, а не только брать, в готовности осуществ­лять тот вид эгоистического альтруизма, о котором говорил Г. Селье. Отдавать другим людям свои силы в целях устройства общей жизни.

Переживания, в которых осуществляется связь с другими людьми, переживания, в которых раскрывает­ся соответствие конкретному идеалу человека, и составляют содержание внутренней картины здоровья (ВКЗ) как трансцендентального целостного представ­ления о жизни.

Характеристика здорового человека. Если наблюдать клинически за здоровыми людьми, то их можно описывать в соответствии с данными А. Маслоу как людей, обладающих особыми характеристиками, кото­рые отличают их от других людей по следующим пока­зателям: они удовлетворили свои потребности в безопас­ности, сопричастности, любви, уважении и самоуважении и поэтому могут стремиться к самоактуализации, то есть к свершению своей миссии, призвания, судьбы, стремле­ния к единству своей личности.