“Каббалистическое дерево евреев также состоит из девяти ветвей, или миров, происходящих от Первой Причины, или Короны, которая окружает свои эманации, как скорлупа окружает яйцо. Единственный источник жизни и бесконечного разнообразия ее проявлений имеет превосходную аналогию в структуре дерева. Ствол представляет единый источник всего разнообразия, корни, глубоко ушедшие в землю, являются символом питания, и множественность ветвей, идущих от центрального ствола, представляет бесконечность универсальных эффектов, зависящих от единой причины.
Дерево также рассматривалось как символ Микрокосма, то есть, человека. Согласно эзотерической доктрине, человек сначала существует потенциально в теле дерева-мира, а позднее на этих ветвях разрастается его объективная манифестация. По мифу ранней греческой мистерии, Зевс сделал третью расу людей из древесного пепла.
Концепция происхождения жизни из семени позволяет считать зерна различных растений эмблемой человеческого сперматозоида, а дерево при этом рассматривается как символ организованной жизни, развертывающейся из примитивного зародыша. Вырастание Вселенной из его примитивного семени может быть уподоблено росту могучего дуба из маленького желудя. Хотя дерево явно больше своего собственного источника, тем не менее, источник содержит в себе потенциально каждую ветвь, веточку ее, лист, которые вырастут впоследствии”. (213-214)
Из выдержек из работы Холла можно видеть, что метафора дерева чрезвычайно полезна. Ведические модели сотворения Вселенной указывают о существовании спиралевидного, дыхательного движения или “свары”, которое влияет на не идентифицированную космическую материю, Пракрити, чтобы со временем сформировать известную нам реальность. Энергетически, Солнечная Система формируется Солнцем, поэтому можно считать, что все жизненные формы тоже происходят от Солнца. Следовательно, придерживаясь такого способа мышления, мы вполне можем быть “плодами” дерева. Околосмертное видение ЕС Филис Этвотер, приведенное в конце этой главы, тоже демонстрирует эту концепцию.
Интересно: Холл указывает на то, что энергетическое тело человеческих существ тоже можно рассматривать как форму “Мировое Дерева”, поскольку все древние мистики подтверждают, что человеческая аура выглядит как ряд загнездованных образований в виде сферического тора. Современные видящие, такие как Барбара Энн Бреннан, подтвердили, что каждая “чакра” выглядит как двустронняя трубка; это визуализация того, где проходит ось каждого сферического тора или энергетического тела. В следующей книге мы расскажем об этом больше. А сейчас, продолжаем:
“Поклонение человека дереву как символу абстрактных качеств мудрости и целостности привело к тому, что люди, обладавшие божественными качествами в сверхъестественной степени, символизировались деревьями. В высшей степени просветленные философы и жрецы часто назывались деревьями или людьми деревьев. Например, друиды, чье имя, согласно одной из интерпретаций, означает люди с дубов, а посвященные некоторых сирийских мистерий назывались Ливанскими Кедрами. На самом деле более правдоподобно, что знаменитые кедры Ливанские, срубленные для строительства Храма царя Соломона, были просвещенными и посвященными мудрецами. Мистик знает, что истинной поддержкой Дома Славы Божьей являются не бревна, подверженные распаду, а бессмертный и нетленный разум жрецов дерева…
Многие величайшие мудрецы и спасители несли с собой жезлы, посохи и палки из священных деревьев. Примерами являются посохи Моисея и Аарона, Гунгнир, копье Одина, срезанное с Дерева Жизни, священный жезл Гермеса, вокруг которого переплетаются змеи.
Разнообразное употребление древними дерева и его плодов играет значительную роль в символизме. Поклонение дереву основывалось частично на его полезности. По этому вопросу Дж. Лунди пишет: “Дерево занимает важное место в хозяйстве природы через привлечение и отталкивание влаги, сохранение источников вод и почв, так что при этом предотвращается превращение земли в пустыню. Они дают людям тень, плоды, лекарства, дрова, строительный материал для домов и кораблей, мебели. Неудивительно, что наиболее заметные деревья, такие как дуб, сосна, пальма, сикомор, были священными и боготворились…” (214)
При наличии эзотерического знания, многие метафорические утверждения, включающие деревья, колонны, столбы и опоры, можно интерпретировать по-новому, в зависимости от новых и более глубоких пониманий. Как мы видели, в некоторых случаях просветленных мудрецов называли “деревьями”. Поэтому то, что “Дерево Жизни” стало самым настоящим духовным видением, не должно быть большим сюрпризом.
Большую часть материала, который мы будем раскрывать в этой главе, можно было бы осветить подробнее. Нижеприведенные серии выдержек заимствованы из подборки Робертино Солариона. Они выложены в Интернете на сайте http://www.apollonius.net/cosmictree.htm. Часто выдержки будут говорить сами за себя. В каждом случае мы будем приводить адрес в Интернете, а затем сами цитаты:
15.4 КОСМОЛОГИЯ ФИННОВ
http://virtual.finland.fi/finfo/english/muinueng.html
“В системе верования финнов и другом евразийском фольклоре, Космос делился на три зоны: верхний мир, средний мир и нижний мир. Такая тройственная структура – одна из самых древнейших верований евразийских народов. Три космических плана соединяются вместе космическим деревом, космическим столбом или космической горой, расположенных в центре мира. Верх столба соединяется с Полярной звездой, вокруг которой вращаются небеса. Финны уподобляли Полярную Звезду петле или “небесной петле”, “северной прищепке”, “звездному хранителю”, “полярной звезде” и “небесному полюсу”.
15.5 КОСМОЛОГИЯ ЛИТОВСКИХ ШАМАНОВ
http://www.lithuanian.net/mitai/cosmos/baltai2.htm
“Наряду с мифами, описывающими происхождение мира, появляется его символическое представление. У многих народов, особенно индо-европейцев, существует понятие Мирового Дерева. Некоторые народы называют его Космическим Деревом или Деревом Жизни. Вертикальная структура Мирового Дерева и модель мира, представленная в народной живописи литовцев, детально анализируется Дандальено и Волиусом. Обычно Мировое Дерево изображается как могучее дерево с широкораскинувшимися ветвями. Его вершина достигает небес, а корни проникают в недра Земли. Вершина дерева – место обитания небесных тел и орлов, на ветвях живут птицы, под деревом живут люди и животные, а еще ниже обитают змеи и другие рептилии. Из-под корней бьют источники жизни и мудрости. То есть, Дерево Жизни представляет мир как неделимую сущность, объединяющую три сферы: небеса, землю и подземелье. Мистическое изображение прибалтийского Дерева жизни – вероятно, отражение святых дубов и деревьев из народных сказок.
Мировое Дерево – широко распространенный образ в литовской народной живописи. Некоторые намеки на него можно обнаружить и в латвийском фольклоре. Часто его вырезают или рисуют на предметах крестьянского обихода: сундуках с приданым, буфетах, вешалках для полотенец, прялках, колотушках для белья, вязании и так далее. Иногда такие изображения содержат два сегментообразных символа Солнца, окруженных рядом заштрихованных квадратов, треугольников и ромбов. Последние – символы возделанной земли или засеянных полей. (Примечание: Здесь можно видеть явную связь с эфирными геометриями, которые мы исследовали в этой книге.) Верхнее Солнце светит и дает тепло днем, в то время как нижнее в маленькой лодке пересекает подземную лагуну с запада на восток, неся влагу траве и посевам.
Самые древние надгробия Литвы – деревянные криктаи – это доски, вырезанные в форме дерева. Обычно они устанавливались у ног умершего, вероятно, стремясь облегчить доступ к небесам. К изображениям Мирового Дерева относятся и литовские мемориальные кресты и деревянные, имеющие крышу часовни. Такие часовни обычно воздвигались (и воздвигаются и поныне) на хуторах, обочинах дорог и кладбищах. Вероятно, они произошли от древних ритуальных столбов, на которых приносились жертвы богам. В основе замысла таких священных объектов лежит стремление обеспечить молящемуся прямой путь к местам обитания богов. Очень часто строятся трехэтажные, имеющие крышу часовни, где каждый этаж представляет отдельную сферу Мирового Дерева”.
15.6 КОСМОЛОГИЯ СИБИРСКИХ ШАМАНОВ
http://www.uwgb.edu/galta/mrr/siberian/cosmol1.htm
“Космология – это природа Вселенной. Одна из шаманских техник – переход из одной космической области в другую, с Земли на небо или с Земли в подземный мир. Шаманы способны прорываться сквозь преграду между разными мирами или космическими зонами. Шаман верит, что Вселенная обладает тремя уровнями: Небом, Землей и Преисподней,- объединенных в единое целое центральной осью. Такой вид символизма, демонстрирующий связь трех миров, прост, но сама связь очень сложная. С одной стороны в нем сохранились архаические элементы, а с другой – присутствует длительный синкретический процесс ассимиляции и переосмысления, благодаря чему он становится весьма противоречивым. Однако главная идея остается неизменной. Вселенная состоит из трех миров и центральной оси, проходящей через некое “отверстие”, некую дыру. Проходя через нее, дух шамана воспаряет или спускается во время своих экстатических или инфернальных путешествий. Боги могут либо спускаться к мертвому в подземный мир, либо на землю.
Многие племена по всему миру представляют себе небо в виде шатра. Племена Юкатана верят, что звезды – это “дыры”, пропускающие свет и обеспечивающие свежим воздухом все планеты. Время от времени боги приподнимают край шатра, чтобы взглянуть на Землю: тогда начинается звездный дождь. Иногда небо представляют как крышку. Временами крышка неплотно прилегает к краям земли: тогда через щель прорываются сильные ветры. Через эту же узкую щель герои и другие избранные существа могут протиснуться с земли на небеса”.